Основная проблема современного профессионального образования – его качество, которое должно соответствовать все возрастающим требованиям современного производства и сферы услуг. Решение этой проблемы нашло свое отражение в Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы, основной целью которой, как известно, стало формирование необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования в обеспечении социально-экономической сферы города Москвы трудовыми ресурсами. О том, как идет работа над программой, рассказывает первый заместитель руководителя Департамента образования Василий ЛИСОВ.
На августовских конференциях и педсоветах нам было предложено обсудить актуальные вопросы модернизации образования, причем подтекст был таким: «Система образования не может успеть за сменой производственных технологий – надо переносить обучение практическим умениям, навыкам и прикладным компетенциям в учебные центры фирм, создающих и применяющих технологии. Государство должно финансировать обучение в них молодежи и безработных». Другими словами, фактически нам предлагают ликвидировать учреждения начального и среднего профессионального образования, бюджетные средства направить на финансирование акционерных и иных компаний для обучения подростков профессии. Вместе с тем, по мнению реформаторов: «…Первая ступень высшего образования фактически превращается в продолжение общего (школьного), а ее главная задача – это продвинутая социализация, а не получение профессиональных компетенций», «приращение объема общего образования, …целесообразно осуществлять в вузовском секторе», «при объективной обусловленности массового спроса на высшее образование и вместе с тем неадекватности длительного детального изучения в дотрудовой период быстро стареющих узкопрофильных знаний в ядро образовательной системы превратится высшее образование широкого профиля (бакалавриат)».
С такими умозаключениями согласиться нельзя. Безусловно, серьезные недостатки в деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования заставляют искать пути их коренной модернизации, но ни в коем случае не замены их бакалавриатом, какой бы привлекательной кому-то эта идея ни казалась.
Москва предложила путь развития системы профессионального образования. Он отражен в трехлетней городской целевой программе «Рабочие кадры». Мы взяли курс на возрождение всего лучшего, что было накоплено за советское время и последующий период, обогащение зарубежным опытом, адаптацию к новым экономическим условиям, не на разрушение старой системы, а на ее всестороннее обновление, органическое соединение с интересами предприятий, поиск путей не только бюджетного, но и многоканального финансирования.
Как же мы реализуем программу и что нам предстоит сделать в первую очередь в новом учебном году?
В 2007 году выпуск на московские предприятия и в организации молодежи, обучавшейся за счет средств бюджета города Москвы, осуществлялся по более чем 200 специальностям и профессиям, по шести специальностям («Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция», «Маркетинг», «Менеджмент», «Банковское дело», «Правоведение») выпущено 3624 человека, почти 40% от выпуска (9534) обучавшихся по программам среднего профессионального образования.
Устойчивым спросом у молодежи пользуются такие специальности, как «Парикмахерское искусство», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Технология машиностроения», «Технология продукции общественного питания», выпуск по которым составил 2063 человека (21,6%), а процент трудоустроенных по этим специальностям – 53,0% от выпуска. Вместе с тем выпуск по специальностям «Гостиничный сервис», «Градостроительный кадастр», «Земельно-имущественные отношения», «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», «Производство летательных аппаратов», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», то есть остро востребованным отраслям городского хозяйства, составил не более чем по одной группе. По 5 профессиям начального профессионального образования: «автомеханик», «оператор электронно-вычислительных машин», «повар», «кондитер», «секретарь» и «секретарь-референт» выпущено 7464 человека, что составляет 42,9% от общего выпуска (17409 человек). На остальные 106 профессий приходится 57,1%, или в среднем 0,53% на одну профессию. Таким образом, возникло противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика города не нуждается или ее спрос уже удовлетворен. Необходимо отметить, что по отдельным специальностям, таким как «Моделирование и конструирование швейных изделий», выпуск превышает кадровую потребность в 9 раз.
За прошедший год в системе профессионального образования наблюдались качественные изменения по следующим направлениям.
В соответствии со стратегией формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации, аналогичной Европейской квалификационной структуре и структурированию взаимодействия работодателей с системой профессионального образования, при Российском союзе промышленников и предпринимателей создано Национальное агентство развития квалификаций. В рамках агентства 1 ноября 2007 года были утверждены профессиональные стандарты индустрии питания. Требования профстандартов могут быть органично транслированы в стандарты профессионального образования и использованы также для формирования системы оценки и обеспечения качества профессионального образования.
Профессиональные стандарты позволяют выстроить систему непрерывного профессионального образования в многоуровневом учреждении профессионального образования, так как в их основу положен анализ трудовых функций, позволяющий последовательно описать всю область профессиональной деятельности по квалификационным уровням. В колледжах возможна подготовка квалифицированных работников, соответствующая 1-4-м уровням профстандарта при условии реализации интегрированных программ, имеющих дисциплинарно-модульную структуру и основанных на компетенциях. Разработка модульных учебных программ ведется на экспериментальных площадках второго уровня в Колледже сферы услуг №3 и в Технологическом колледже №14.
Экспериментальная работа в колледжах в прошедшем году привела к тому, что создан большой объем цифровых образовательных ресурсов. Это позволяет значительно повысить качество отдельных направлений профессиональной подготовки.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» начата поддержка региональных комплексных проектов модернизации образования, включающая и профессиональное образование. В числе победителей 2007 года первого конкурсного отбора национального проекта «Образование» области по подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств наши учреждения среднего профессионального образования – это колледж предпринимательства №11, колледж автоматизации и радиоэлектроники №27, политехнический колледж №39. В 2008 году еще 4 учреждения – технологический колледж №14, колледж автоматизации и информационных технологий №20, технологический колледж №28, Московский политехнический колледж добились победы в этом конкурсе. Победители приоритетного национального проекта «Образование» получают не только возможность дополнительного целевого федерального финансирования, но и существенные моральные стимулы, позволяющие по-новому выстраивать работу с педагогическим коллективом и с контингентом обучающихся. Прежде всего это ориентация на самые современные технологии производства и сферы услуг и новые возможности профессиональной подготовки.
Одна из основных задач ГЦП «Рабочие кадры» – решение проблем кадрового обеспечения системы профессионального образования и поддержание высокого качественного уровня управленческих и инженерно-педагогических кадров путем внедрения многоаспектной адаптивной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для образовательных учреждений среднего профессионального образования. С этой целью Учебно-методический центр профессионального образования с 2007 года реализует 13 программ повышения квалификации и 12 – профессиональной переподготовки. Тематика и содержание программ дополнительного профессионального образования рассчитаны на все категории сотрудников учреждений начального и среднего профессионального образования и включают в себя управленческие технологии, стратегический и инновационный менеджмент, практико-ориентированные отраслевые курсы. В рамках этих программ реализуется более 170 самостоятельных модулей, что позволяет удовлетворить образовательные потребности различных категорий обучаемых. В центре в 2007-2008 учебном году обучено 54 группы общей численностью 1472 слушателя, из них: 1396 человек – по программам повышения квалификации и 76 человек – по программам профессиональной переподготовки.
Наши обращения к федеральным вузам с просьбой о подготовке кадров мастеров производственного обучения для нужд системы профобразования Москвы результатов не дали. Единственный вуз, который откликнулся, – МГТУ им. Н.Э.Баумана, и то больше в части повышения квалификации тех, у кого уже есть образование, потому что, так же как и в других вузах, у МГТУ нет специализированных факультетов и подразделений по подготовке мастеров производственного обучения. Поэтому мы должны вернуться к идее создания в Москве специализированного высшего учебного заведения.
За три года после слияния в Москве учреждений НПО и СПО только половина профессий НПО интегрирована со специальностями СПО. Таким образом, не завершен даже первый этап интеграции, хотя уже следует переходить ко второму этапу – созданию и освоению интегрированных программ СПО в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ от 28 апреля 2008 г. Причем министерство, разрабатывая данные рекомендации, во многом опиралось на опыт Москвы.
Следует обратить внимание на то, что вследствие возрастающей степени инновационности в традиционных отраслях городской экономики, использования современных информационно-коммуникационных технологий, развития и внедрения высоких технологий у регионального рынка труда возникла потребность в новых профессиях и специальностях, не подготавливаемых в настоящее время в образовательных учреждениях Москвы, но востребованных городским рынком труда и не входящих в действующие перечни специальностей и профессий. Это: «специалист по логистике», «специалист по автострахованию», «специалист по сервису домашнего и коммунального хозяйства», «ресторатор», «сомелье», «риэлтер», «бариста», «мерчендайзер», потребность в которых составляет от 24 до 800 человек, а из 137 профессий, заявленных предприятиями и организациями, подготовка осуществляется только по 50, составляя 18806 человек, или 14,6% от потребности. Думаю, нам надо обратиться в Министерство образования и науки РФ с предложением о расширении перечня профессий и специальностей, по которым должна осуществляться подготовка в наших колледжах.
Диспропорция между структурой и объемами подготовки кадров в колледжах и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу на рынке труда стала, с одной стороны, одним из существенных факторов, обусловливающих количественные и качественные параметры дисбаланса, с другой – фактором, стимулирующим поиск путей его разрешения. Устранение дисбаланса требует новых подходов в деятельности колледжей в области молодежной кадровой политики, трудового воспитания и профориентации.
В 2008-2009 учебном году для системы профессионального образования главнейшей задачей стало коренное улучшение профессиональной ориентации молодежи. Одним из критериев оценки работы директоров, в целом учебных заведений, будет их умение найти своих учащихся, суметь помочь выпускникам школ выбрать нужную для экономики города профессию, обеспечить выполнение городского заказа на подготовку рабочих кадров. Впервые обучение в системе профобразования будет сориентировано на потребность в конкретных высококвалифицированных рабочих. И те, кто не сможет в течение всего предстоящего нового учебного года обеспечить набор по контрольным цифрам, заданным государственно-общественными советами по подготовке рабочих кадров, должны понимать, что они не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Огромные средства, затраченные Правительством Москвы на оснащение ресурсных центров, повышение заработной платы работникам учреждений профобразования, создание достойных условий для получения высокой рабочей квалификации, требуют от нас соответствующей отдачи. Колледжам необходимо менять стереотипы представления абитуриентов и их родителей об уровнях начального и среднего профессионального образования, совершенствовать формы профориентационной работы, используя современные технологии и информационные ресурсы.
Сегодня учащиеся общеобразовательных школ не имеют достаточных представлений о системе начального и среднего профессионального образования. 91% опрошенных старшеклассников считают, что в городе наиболее востребованы специалисты, окончившие вуз; 51,5% не знают, востребованы ли профессии, по которым обучают в колледжах, на рынке труда; 50% опрошенных не знают о том, какие колледжи есть в их округе; 49% родителей опрошенных детей предпочитают, чтобы их дети учились в вузе. Таким образом, отношение к начальному и среднему профессиональному образованию достаточно негативно не менее чем у 50% старшеклассников и их родителей. В этой связи возникает вопрос о методике привлечения потенциальных абитуриентов путем осуществления рекламной деятельности учреждениями среднего профессионального образования Москвы.
Опрос показал, что большая часть выпускников колледжей позитивно оценивает полученное в колледже образование. Однако по профессиям и специальностям, непосредственно полученным в колледже, работают только 68,5% опрошенных выпускников. 11,9% поступили учиться в вузы, 6,9% работают не по специальности (профессии), полученной в колледже, 12,2% выпускников устроились работать по смежной специальности. Результаты опроса отражают острую необходимость проведения дополнительной работы, направленной на формирование у учащихся мотивации не просто к трудоустройству на любую работу, где хорошо платят, но и нацеливающей их на построение профессиональной карьеры по полученной специальности и профессии.
Учебные заведения совместно с работодателями должны по-иному с первого курса выстраивать работу с учащимися, включая их в производственную деятельность предприятий. Инициатива и ответственность за организацию обучения должны быть обоюдными и выстраиваться на основе трехсторонних договоров между учащимся, учебным заведением и предприятием, в которых должны быть закреплены обязанности каждой из сторон. За каждым из учащихся должны быть закреплены преподаватель колледжа и наставник с предприятия. Ни один учащийся не должен получать специальность в отрыве от конкретного предприятия, рабочего места, он должен выстраивать профессиональную карьеру, четко представляя, что от него ждут и что его ожидает после окончания учебного заведения.
Комментарии