В жизни, как и в шахматах, есть один очень важный принцип: чтобы прийти к победе, нужно понять и устранить свои слабые стороны и учесть сильные стороны противника. Среди школ, конечно, противников нет, есть только соперники в здоровой конкуренции за лучший результат, но главные препятствия мы всегда ставим себе сами, когда занимаемся самообманом.
Неумение верно себя оценивать – вот что может тебе повредить в будущем.
Френсис Фитцжеральд
Единственным настоящим противником школы является ее необъективная самооценка. Для достижения реальных высоких результатов нашим школам важно быть честными и объективными по отношению к самим себе.
Объективная самооценка проявляется в умении справедливо оценить свои результаты и что важно, сделать правильные объективные выводы для работы над ошибками. В этом деле столичным школам помогает Московский центр качества образования.
Подавляющее число диагностик – добровольные. Можно пройти такую самопроверку по любому предмету, подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ (http://mcko.ru/examination_requests/new).
Кроме того, сейчас в городе особое внимание уделяется метапредметным мониторингам, которые позволяют ученикам, родителям, учителям оценить владение практическими, наиболее полезными для будущей учебы, жизни и труда в современном мире умениями и навыками. Важно, что в центре независимой диагностики не ставят оценок, а только показывают существующие затруднения.
Например, недавно был запущен онлайн сервис по самоподготовке «Мои достижения» (https://myskills.ru/). Эта уникальная система онлайн диагностики является абсолютно оригинальной разработкой московских специалистов. В отличие от большинства современных онлайн диагностик «Мои достижения» не ограничены тестовым форматом, – можно писать развернутые ответы, сочинения и диктанты, которые оценивают эксперты, также можно получить онлайн консультацию со специалистом по оценке работы в соответствии с критериями. В дальнейшем подобные сервисы могут освободить ученикам и учителям их драгоценное время и резко повысить производительность совместного учебного труда.
Хотелось бы подчеркнуть важность участия во Всероссийских проверочных работах. Федеральная оценка нам нужна. Такие федеральные проверочные работы помогают сохранить объективность и нашей региональной системе так же, как и наши московские мониторинги помогают сохранить объективность внутришкольной оценки, а достоверная, справедливая внутришкольная оценка формирует у ребенка объективную самооценку. И никаких отметок школе, ученикам по этим проверочным работам никто выставлять не должен. Эти результаты нужны в первую очередь для самооценки, чтобы понять, в каких местах остались «пробелы», а какие стороны – действительно сильные стороны у ребенка. Так школьникам будет гораздо легче понять себя, свои способности, свои интересы, и в дальнейшем их развивать.
Только хотелось бы к федеральному термину «проверочные», на который у людей заведомо реакция неправильная (они воспринимают это как повинность), добавить прилагательное «ориентирующие», что гораздо более точно выражает миссию этих работ. Ведь они создаются для самой школы, для ее самостоятельной точной «ориентации в образовательном пространстве».
Наша общая системная задача – помочь каждой школе сформировать свою собственную объективную и эффективную систему оценки качества. Потому что мотивирующей внешняя оценка становится только тогда, когда она переходит в самооценку. Внешняя оценка, с которой вы сами не согласны, никогда не станет для вас мотивирующей. А в школе должна работать собственная объективная система оценивания, в которую верят учителя, верят ученики, верят родители, тогда это будет мотивирующая система. При этом, конечно же, никто не запрещает школе использовать и материалы, и технологии, и ресурсы, и процедуры Центральных городских учреждений (https://dogm.mos.ru/about/subordinate/).
Обеспечить объективную оценку каждого, по каждому предмету может только сама школа. И поэтому мы стараемся городские диагностики сформировать так, чтобы не подменять внутришкольный контроль, а создавать практику диагностики внутришкольного контроля, то есть не диагностику учеников, тотальную всех по всем предметам в каждом классе, а диагностику внутришкольного контроля и его объективности. В этом, пожалуй, главный вектор развития нашей региональной системы. Хотелось бы, чтобы достоверность городских мониторингов была на уровне и, может быть, даже выше, чем у единого государственного экзамена. Конечно, выше, чем у ЕГЭ в последние годы сделать трудно, но ставить себе такую планку – очень хороший мотивирующий ориентир.
Когда ребенок со школы привыкает к честной подготовке, ответственному труду, для него не будет проблемой сдать ЕГЭ, экзамены в вузе, и в дальнейшем в жизни он будет по-настоящему развиваться как личность и как профессионал. Когда ученик понимает, что знания, которые он каждый день в огромном количестве приобретает в школе, нужны не для того, чтобы формально проходить тестирования и гнаться за хорошей отметкой, и не для того, чтобы отнять у него драгоценное время, – что эти знания нужны ему самому, чтобы во взрослой жизни было проще – все вокруг становится понятно, и есть интерес узнавать еще больше.
P.S. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности (Большой энциклопедический словарь).
Исаак КАЛИНА,
руководитель Департамента образования города Москвы, министр Правительства Москвы
Комментарии