Александр БАЛАБАНОВ, учитель математики лицея «Вторая школа», выпускник математического факультета МГПИ им. В.И.Ленина, заслуженный учитель РФ: – Учителем я мечтал стать в младших классах. Моя учительница давала мне на проверку тетрадки одноклассников. Потом мечта забылась, после окончания школы я хотел поступать в МИФИ, но почему-то не прошел по зрению, что было для меня очень странно.
В расстроенных чувствах я оказался (сам не помню как) на Малой Пироговской, и судьба моя была решена – в связи с пожаром в здании математического факультета в 1969 году приемная комиссия располагалась именно в здании на Фрунзенской. Поскольку я был мальчиком, работники тут же взяли меня «в оборот».Я всегда был расположен к математике, но и работа в школе меня не смущала. На 5-м курсе встал вопрос о педагогической практике, возникло предложение от школы №2. Незадолго до этого оттуда уволили многих учителей в связи с духом свободомыслия, которому они позволили распространиться в школе, она ведь была лучшей школой в СССР. В общем, там не хватало учителей. Д.Райков, профессор кафедры математического анализа, предложил мне проходить там практику. Я пришел и неожиданно получил два класса (не для практики, а как учитель). C января 1974 года началась моя трудовая деятельность. Самым главным для меня было то, что надо мной никто не шефствовал. Это дало мне возможность отвечать за все самому, в полной мере почувствовать ответственность. Что самое интересное, у меня никогда не было проблем ни с дисциплиной, ни с мотивировкой учеников. Конечно, здесь была важна математическая подготовка, которую дал мне институт, но не менее важной была и моя всегдашняя глубоко сидящая и затаенная убежденность, что кроме как учителем я и быть-то никем не могу.На следующий год я набрал новый класс, в довесок мне дали еще один. У нас были очень знающие учителя, личности, которые притягивали учеников, между самими учителями было соревнование личностей, силы характера, ума. Конечно, в такой атмосфере соревновательности нужно было завоевывать свое место под солнцем и соответствовать высокому уровню.После шестилетнего пребывания во 2-й школе я был вынужден перевестись в школу №600 при Институте художественного воспитания АПН СССР. Вот там я впервые в своей педагогической практике поработал в младших классах начиная с четвертого, что оказалось ценнейшим опытом. Кроме того, в этой школе я встретил класс моего отдохновения и блаженства, в котором был классным руководителем с 1982 по 1989 год. Хочу отметить и прекрасный педагогический коллектив этой школы того времени, со многими учителями я поддерживаю отношения и теперь. В 1990 году я вернулся в школу №2.За годы преподавания я понял, что все зависит от личности самого учителя, знает ли он свой предмет, может ли убедить, заинтересовать, ведь детей можно увлечь только тем, что тебе близко. Я люблю классическую музыку, поэзию Серебряного века, театр. И все это присутствует в моем общении с учениками: мы слушаем замечательную Викторию Иванову, пытаемся воспринимать оперу, восторгаться «Крысоловом», восхищаться игрой и правдой артистов Арт-театра. А помимо этого математические бои, регаты, абаки… Если вдруг выясняется, что завтра Новый год, и не очень хочется задумываться о пределах последовательностей, то совсем не грех прямо на уроке начать смотреть фильм Бергмана «Волшебная флейта», который, безусловно, увлечет ребят своей увертюрой, кто-то, придя домой, досмотрит его до конца.Я не разделяю себя на учителя и классного руководителя. Для меня важно общение с детьми, а в какой форме это будет происходить – на уроке, на классном часе, в походе, на экскурсии, – второстепенно. Стараюсь, чтобы им было всегда интересно. Однажды у нас никак не мог сложиться урок, я нашел фильм Бергмана «Волшебная флейта». Там очень интересная начальная сцена, которая произвела на детей впечатление. Нужно быть честным со своими учениками. Если я чего-то не знаю, то не стесняюсь им об этом сказать. Раньше дети были более наукоемкими. Им меньше нужно было повторять, у них было сильнее развито логическое восприятие. Сейчас же требуется больше образности. Это не значит, что сегодняшние дети глупее, просто они совсем другие.Я себя называю учителем на финише. Ведь опыт он и хорош, и плох одновременно. Теряется живость восприятия, какие-то вещи начинаешь делать автоматически, но лет несколько еще, чувствую, я смогу бежать достаточно быстро.
Комментарии