Красивое название у профессионального лицея – «Стиль». Его директор Татьяна Колузакова с удовольствием объясняет смысл: мода уходит, а стиль остается. Профессии меняются, образовательное учреждение, откликаясь на новые моды-потребности, открывает новые специальности. Но основа остается: стиль преподавания, стиль учения, стиль деятельности.
Собственный путь лицея соединился с историей страны. Возник «Стиль» после Великой Отечественной войны для обучения солдат-инвалидов физически не тяжелым умениям: портные, обувщики, часовых дел мастера. Страна оживала, железобетонный Урал тоже хотел красоты и комфорта, требовал все больше работников в сферу услуг, «Стиль» расширялся. Очередная резкая перемена произошла на излете XX века: в 1995 году к «вечным» профессиям закройщика и парикмахера присоединилось новое направление – линейный персонал для гостиниц. До сих пор лицей остается единственным учреждением в области, которое готовит данные кадры. Два года назад появилось направление «киномеханик, фотограф, оператор видеозаписи», начали готовить коммерсантов торговли, коммерческих агентов. А время подкидывает новые явления и понятия. Торговля запрашивает байеров (консультантов по модной одежде), кафе и бары спрашивают баристов и титейстеров (специалистов по заварке кофе и чая)…
«Стиль» зарекомендовал себя как твердо стоящее на ногах образовательное учреждение, которое способно быстро реагировать на веяния времени. У лицея много социальных партнеров, они охотно берут на практику учащихся, делятся перспективными планами: это кафе, гостиницы, кинотеатры, всего около 200 предприятий широкой сферы сервиса.
В 2006 году в Свердловской области на базе профессиональных училищ, лицеев и колледжей было создано 11 ресурсных центров по важнейшим для региона направлениям: горно-металлургический, машиностроительный, сельскохозяйственный, автотранспортный, строительный. Региональный ресурсный центр возник именно на базе лицея «Стиль» и имеет собственный профиль: сервис и бытовые услуги. Его назначение – аккумулировать кадровый, материальный, методический потенциал начального и среднего профессионального образования, а также сводить воедино потребности экономики и возможности образования.
«Мы начали с результата: какой специалист нужен сегодня? – рассказывает заведующая региональным ресурсным центром Елена Шакирова. – Наш стандарт ориентирован на работодателя».
У профессионального образования два главных заказчика: экономика и личность. Их интересы не всегда совпадают. Пример из гостиничной среды. Ежегодно в области в этой сфере создается около 200 рабочих мест. Среди них только 2 для специалистов с высшим образованием, в основном нужны горничные, администраторы, портье. Люди же больше стремятся в вузы. Одна из самых востребованных специальностей сегодня – менеджер. Но не абстрактный, общих знаний, а владеющий конкретными навыками. В области введен региональный компонент стандарта начального и среднего профобразования. Он основан на компетенциях. Ресурсный центр проводит анализ потребности в умениях и компетенциях и в соответствии с ними влияет на содержание образовательных программ. Гибко реагировать на меняющиеся потребности общества позволяет модульная система обучения.
Анализ спроса на рынке труда проводится с учетом перспективы. Рассматриваются возможности модернизации производства на ближайшие 3-5 лет, изучаются стратегические планы развития по каждой отрасли. Причем ориентация идет на лучшие образцы. «Практика показывает: то, что сегодня есть у передовиков, через пять лет будет у половины предприятий», – делится наблюдениями Елена Шакирова.
…Для учащихся «Стиля», как и для всех будущих специалистов, актуален вопрос практики. На первом этаже пристроя к лицейскому общежитию действует кафе. С другой стороны здания вскоре разместится гостиница. Будут здесь также парикмахерская, фотоателье, швейное ателье. «Стиль» создает собственный мультисервисный центр. Название его – учебный, но услуги реальные, цены низкие, качество современное.
Комментарии