search
main
0

Для каких компетенций XXI века необходимо уметь читать и понимать прочитанное: что нужно знать родителю

В современном мире с его быстрым ритмом, обилием технологических новинок, которые упрощают жизнь и быт человека, так ли уж необходимы навык чтения и умение анализировать прочитанное? На что может повлиять сформированность этих навыков, изменились ли требования к современным учащимся? Что нужно знать родителю, чтобы быть в теме? Отвечаем.

Казалось бы, еще совсем недавно, в XX веке, базовые навыки чтения, письма и счета позволяли выпускнику школы своевременно определиться со специальностью, выбрать учебное заведение, а в дальнейшем успешно решать профессиональные задачи. На данный момент только базовыми знаниями и навыками уже не обойтись.

Сегодня на первый план выходят навыки, не доступные электронному алгоритму, которые позволяют человеку адаптироваться, реагировать нестандартно, быть готовыми к возможным изменениям. Поэтому, когда стремительный рост в сфере технологий и неизбежная зависимость от них очевидны, так важно формировать у подрастающего поколения то, что не будет доступно искусственному интеллекту, – возможность отступать от намеченной линии и экспериментировать. А это требует творческого подхода, воображения, храбрости и умения брать ответственность, взаимодействовать.

Помимо узких профессиональных навыков, так называемых hard skills, существует ряд компетенций, не связанных с конкретной областью, но влияющих на производительность работы и эффективность коллективного взаимодействия. Эти навыки относят к soft skills: сегодня требуется умение работать в связке со специалистами из разных областей, эффективно взаимодействовать в самых разных ситуациях для решения порой очень неординарных задач.

«При чем здесь чтение?» – спросите вы. И действительно, современные исследования отмечают тенденцию снижения интереса к чтению и читательской грамотности. В наше время существует огромное количество информационных ресурсов, которые, казалось бы, способны решить любые задачи – образовательные, развивающие.

Но являются ли они полноценной альтернативой чтению? Влияет ли навык чтения и анализа прочитанного на сформированность других компетенций? Определенно, да!

Чтение – один из инструментов формирования эмоционального интеллекта, именно способность отождествлять себя с героем книги, понимание мотивов его поступков влияют на эту важнейшую компетенцию. Дж.Мартин писал: «Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, проживает только одну».

Чтение дает нам возможность «убежать в другой мир», пережить тот опыт, которого нет в действительности, посмотреть на все глазами персонажа. Именно чтение развивает воображение и дает читателю возможность безопасно пережить определенный опыт, которого у него не было в реальной жизни. В процессе чтения формируются способность к эмпатии, возможность лучше понять другого человека.

От чтения напрямую зависит и умение эффективно работать с информацией. Технологии развиваются так быстро, что полученные нами знания очень быстро устаревают. Поэтому ценным становится не тот работник, который когда-то получил определенный навык, а тот, кто умеет быстро учиться новым. Ни для кого не является секретом, что мы запоминаем прочитанное лучше, чем услышанное. Кроме того, зрительные образы запоминаются на более продолжительный период, чем слуховые. Таким образом, информацию, которую мы прочитали, воспринять и запомнить проще, чем услышанную.

Чтение помогает нам более грамотно, четко и развернуто выражать свои мысли. Это отличный способ пополнить словарный запас и научиться связно формулировать свои мысли. Что, несомненно, сказывается на развитии коммуникативных навыков.
Прослеживая сюжетную линию, фантазируя и пытаясь угадать развитие событий в книге, мы тренируем такие важные навыки, как логика и критическое мышление.

Приятным бонусом для читающего человека является то, что чтение позволяет всесторонне развивать мозг, так как является системным многоуровневым навыком, включает многие процессы работы мозга: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, волю. А понимание прочитанного – это уже сугубо индивидуальный процесс, основанный на личных особенностях и опыте читателя.

Таким образом, несмотря на то что помимо ключевых навыков, таких как чтение, письмо и арифметика, в XXI веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу, без достаточно сформированных базовых навыков, в том числе и навыка чтения, освоение этих компетенций не представляется возможным.

Наталья МИНЬКИНА, учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте