Куда детвора с удовольствием спешит после уроков? Да, по-прежнему в кружки и секции. Ведь как бы стремительно ни менялся мир, центры дополнительного образования были и остаются центрами увлечений.
Одним из таких центров является Дом детского творчества Железнодорожного района. Здесь занимаются более 3 тысяч детей в возрасте от 4 до 18 лет. Причем год от года число ребят только увеличивается. Их можно понять. С учетом запроса детей и их родителей в ДДТ регулярно появляются новые объединения. Например, для юных шахматистов открылся шахматный клуб, распахнула свои двери новая классическая театральная студия, у любителей техники в новом учебном году есть возможность заняться робототехникой и лего-конструированием и т. д. Но, как замечает директор ДДТ Наталья Николаевна Андреева, не учитывать того, что жизнь требует перемен, мир дополнительного образования не может. Поэтому педагогический коллектив ДДТ, а это более 80 педагогов, старается работать в экспериментальном и инновационном режиме. Уже несколько лет педагоги и их обучающиеся включены в творческую поисковую работу, где наряду с традиционными технологиями используются технологии проектной деятельности.
В ДДТ успешно реализуются социально-педагогические, учебно-исследовательские проекты по актуальным направлениям образования и воспитания. Конечно, нереально перечислить их все, но нельзя не упомянуть, например, о таких молодежных экологических проектах, как «Лесной кордон» и «Туризм, экология, творчество». Как рассказала Наталья Андреева, в рамках реализации проектов в экспедициях на территории Тебердинского заповедника, который находится в Карачаево-Черкесии, побывали несколько сотен ребят. Каждый из них стал участником волонтерских природоохранных акций и мероприятий.
В период экспедиций подготовлено несколько десятков учебно-исследовательских проектов естественно-научной направленности. Все они представлены на научно-практических конференциях Донской академии наук юных исследователей, на областных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. Стать участником экспедиции или экологическим волонтером, а проекты «Лесной кордон» и «Туризм, экология, творчество» интегрированы с проектом «Экологические волонтеры», хотят очень многие ребята. Это вполне объяснимо, ведь у юных исследователей каждый день, как большое приключение.
Ребята ходят в походы, изучают животный и растительный мир Большого Кавказа, учатся чувствовать природу, беречь ее и заботиться о ней. Здесь в почете взаимовыручка, взаимопомощь и взаимопонимание. К слову, лучшей иллюстрацией эффективности данных проектов может служить история, о которой поведали родители одного из юных участников экспедиции «Лесной кордон». После того как ребенок вернулся из заповедных мест, его повезли за границу в самый классный парк аттракционов. Затем, по возвращении оттуда, спросили, о чем же школьник напишет свое первое сочинение по литературе в новом учебном году. Ребенок, изумленно подняв брови, воскликнул: «Конечно, о «Лесном кордоне»!» По словам Натальи Андреевой, также интересен проект «Казачья школа искусств», реализуемый в рамках художественного (декоративно-прикладного) направления.
В школе ребята занимаются керамикой, батиком, бисероплетением, скульптурой, ковровой вышивкой и т. д. Но главная изюминка проекта в том, что он направлен на создание особой воспитательной среды, в которой проявляется связь с этнокультурными традициями донского края и донского казачества. Ребята знакомятся с духовным и культурным наследием Дона, изучая самобытность казачества, принимая участие в казачьих праздниках, таких как «День станицы», «Как у нас на Тихом Дону», «Где родился, там и пригодился».
В ДДТ реализуется и учебно-исследовательский проект, в рамках которого у детей есть возможность узнать об исторических памятниках родного Железнодорожного района. Он называется «Живая связь времен». А в рамках молодежного историко-экскурсионного проекта «От окраин к сердцу Ростова» юные исследователи могут придумать свой авторский маршрут по родному городу.
Образовательно-просветительский проект «Любовь и гордость наша – Россия» ведется совместно с классическим лицеем №1, школами №67 и 77 в рамках федеральной экспериментальной площадки по теме «Развитие творческой активности обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования».
Не забывают в ДДТ и о ребятах, у которых есть проблемы со здоровьем. Проект «Стирая грани» направлен на создание эффективной модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ. Обойти вниманием вопросы воспитания здорового подрастающего поколения тоже невозможно.
В ДДТ в рамках проекта «Здоровые дети – успешное будущее России» разработана система физкультурно-спортивных мероприятий. В их числе такие масштабные праздники, как ежегодный районный фестиваль спорта и здоровья, игра-путешествие «По тропе здоровья», эстафета «Физкульт-ура!» в центрах раннего развития дошкольников «Лазорик» и «Детское время». Как отмечает Наталья Андреева, число ребят, вовлеченных в проектную деятельность, растет.
Только в прошлом году цифра достигла 150 человек. Участие в различных образовательных проектах становится для детей хорошей практикой развития личностных качеств и формирования учебных и исследовательских навыков, которые помогают в освоении школьных предметов. Но главное – у многих ребят появляется желание не останавливаться на достигнутом. Такие дети часто сами становятся генераторами идей для новых проектов.
Комментарии