В начале ноября в Москве под эгидой Министерства образования и науки РФ прошла традиционная Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Ее участники много внимания уделили разработке и применению тестовых технологий при оценке уровня знаний учащихся. Пожалуй, впервые педагоги признали тот факт, что введение единого госэкзамена как формы итоговой аттестации выпускников школ практически потребовало развития «тестовой педагогики». Пока, к сожалению, работа учителей мало координируется, каждый из них действует по-своему в зависимости от уровня собственной подготовки, освоения тестовых технологий, представлений о том, как должна строиться подготовка к сдаче единого государственного экзамена. Но, с другой стороны, так поступают с каждым новым делом, когда все, что делается, – эксперимент в чистом виде. Таким образом, эксперимент по проведению ЕГЭ существенно расширяется за счет эксперимента в области тестовых педагогических технологий.
Любовь БОБРОВА, Липецкий государственный педагогический университет:
– Наряду с тестами на бумажных носителях все чаще появляются и компьютерные варианты. Распространяемые по сети «Интернет» тесты по предметам, например по физике, не вызывают у учащихся особого интереса, не подталкивают их к самостоятельной подготовке, к углублению знаний. Поэтому при разработке различных тестовых программ необходимо учитывать, что учебный материал должен пройти в сознании ученика хотя бы два уровня – запоминания и осмысления. Программа, предназначенная для самостоятельной работы, должна быть доступна в использовании и не вызывать негативных эмоций, стимулируя желание работать с ней.
В Липецком педуниверситете разработан один из вариантов многоуровневых компьютерных тестов для самостоятельной работы по физике. В основе программы – гомогенный тест по физике, предназначенный для самостоятельной работы и самоподготовки учащихся. В него включены задания по курсу физики 9-10-го классов средней школы из раздела «Кинематика». Предусмотрены два уровня работы. Первый содержит задания, требующие простого воспроизведения учебного материала, узнавания или припоминания основных формул, понятий, законов и закономерностей, а также решения стандартных задач, а второй предполагает выполнение заданий повышенной трудности, наличие умений обобщать и систематизировать учебный материал, анализировать процессы и явления, используя ассоциативно-логическое мышление.
Переход на более высокий уровень осуществляется при успешном овладении низким уровнем работы. Число заданий устанавливается самим учеником. В программе есть ограничение во времени. Каждое задание имеет свой вес в баллах, количество набранных баллов появляется на экране в процессе работы, и в конце учащийся может не только узнать, сколько баллов он получил, но и какой у него рейтинг среди тех учащихся, которые уже поработали с этой программой.
Екатерина ПЬЯНКОВА, медицинский колледж Белгородского государственного университета:
– Как правило, большинство традиционных тестов предназначены для получения информации о степени подготовки студента, выявления уровня его умений и навыков. Они позволяют в целом определить уровень знаний, но у многих студентов возникает нервозность, а это значит, что не всем удается реализовать свои возможности. Наш комплекс позволяет использовать несколько вариантов тестирования: 1) свободное – для организации тренировочного тестирования; 2) контрольное – с установкой пароля и так далее. Тренировочное тестирование может быть и обучающим, поскольку студенту можно показывать правильные ответы при просмотре тех вопросов, на которые он не ответил или ответил не полностью. При этом исключается возможность механического запоминания правильных ответов, потому что одна и та же база вопросов может использоваться для создания нескольких тестов разного уровня сложности с учетом особенностей преподавания. Особенностью нашего тестового комплекса стало то, что вопросы могут сопровождаться рисунками, звуком, видео и так далее.
Для обучающего тестирования для всех студентов могут быть представлены одни и те же вопросы. При контрольном для каждого студента можно смоделировать вариант вопросов, выбранных случайным образом. Варианты прохождения тестов могут варьироваться, например, студенту могут разрешить или запретить переходить к следующему вопросу без ответа на текущий. Кроме того, студенту могут дать краткое описание особенностей данного теста, которое можно прочитать при запуске задания.
Екатерина ЦЫПЛЕНКОВА, городской Центр развития образования, Ярославль:
– Мониторинг развития ребенка как субъекта учебной деятельности предполагает наличие инструментария, позволяющего объективно оценить уровень усвоения учебного материала. В настоящее время таким инструментом становится тестирование. Поэтому нами была разработана подсистема «Тестовый мониторинг».
Она рассчитана на использование тестов, содержащих как закрытые задания с единственно верным ответом, так и открытые. В подсистеме предусмотрен ввод спецификации тестов, согласно которой производится обработка и оценивание результатов тестирования, причем объектом мониторинга может выступать не только отдельно взятый ребенок, но и класс, группа, параллель. Благодаря унификации КИМов (тестов) возможны сопоставление и сравнительный анализ индивидуальных и групповых результатов по совершенно разным предметам.
Одной из важных возможностей программной системы стало выявление «пробелов» в знаниях каждого ученика и выдача на экран списка тех видов учебной деятельности, которые он на настоящий момент не освоил. Это становится основой для формирования педагогом индивидуального комплекта заданий, который он выдает учащемуся для дополнительной работы.
Комментарии