search
main
0

Для чего создана Правительственная комиссия по русскому языку?

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о создании Правительственной комиссии по русскому языку во главе с министром просвещения России Сергеем Кравцовым. Ее главная цель – обеспечить взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации единой государственной политики в сфере сохранения, защиты и развития русского языка. Одной из основных задач комиссии станет анализ действующих норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации и правил русской орфографии и пунктуации, а также их совершенствование. Кроме того, члены комиссии займутся подготовкой предложений по содействию в экспертной поддержке образовательных продуктов на русском языке, представленных за рубежом, вопросами повышения уровня подготовки специалистов, деятельность которых связана с профессиональным использованием русского языка.

Согласно постановлению комиссия выступит разработчиком концепции государственной языковой политики и требований к составлению словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка, будет проводить экспертизу грамматик, словарей и справочников.

О задачах, поставленных перед комиссией, размышляют наши эксперты и читатели.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Перед правительственной комиссией стоит достаточно сложная задача. Русский язык, как и любой другой, постоянно изменяется. Он не только богатый, но и гибкий. Вслед за новыми явлениями, технологиями, отношениями постоянно появляются новые слова – неологизмы. Меняется и стиль коммуникации, мы все чаще прибегаем к услугам мессенджеров, отходим от официального стиля, используем сокращения. Поэтому необходимо определять, какие новшества должны становиться нормой, используемой в официальной коммуникации, а какие нет. На основании этого может быть проведено повышение уровня подготовки специалистов, деятельность которых связана с профессиональным использованием русского языка.

В настоящее время по поручению Президента РФ Министерством труда и социальной защиты уже подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации». Он предусматривает совершенствование механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного на всей территории страны, осуществление контроля за соблюдением должностными лицами органов и организаций, государственными и муниципальными служащими норм и правил современного русского литературного языка.

Что касается поддержки и продвижения за рубежом образования на русском языке, это является важным фактором гуманитарного и политического влияния России в мировом сообществе, служит распространению российской культуры в мире. Задачу по созданию и продвижению образовательных продуктов на русском языке ставить необходимо, особенно в контексте задач нацпроекта «Образование» по экспорту российских образовательных программ.

Анна ЗАВАЛИНА, автор и разработчик образовательных программ мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей»:
– Русский язык очень живой, он развивается и меняется, как и наше общество. Появились новые, современные форматы общения людей, в том числе социальные сети и всевозможные чаты. Сегодня наша молодежь – представители поколения Z – слышит язык блогеров и авторов телеграм-каналов. Молодые люди принимают услышанное за норму, игнорируя устоявшиеся правила русского языка. И это большая проблема, решение которой зависит не только от государственных органов, школ и вузов, но и от большого количества специалистов, чья профессия напрямую связана с языком и коммуникацией.

Для того чтобы решить данную задачу, необходимо не только заниматься работой по анализу действующих норм и экспертизой грамматик, словарей и справочников. Определитьреальный список тех, кто влияет на современный русский язык сегодня. Тогда мы сможем понять, с кем нужно договариваться о сохранении и развитии языка. Договорившись, мы сможем выстроить совместную общенациональную, а не только административную политику в сфере сохранения и развития русского языка.

Лариса АРАЧАШВИЛИ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2019, учитель русского языка и литературы средней школы №55 «Долина знаний», Волгоград:
– Язык – живая и развивающаяся система, загнать его в рамки невозможно. Как мне кажется, сохранить и развить язык – очень амбициозная задача, которая если кому и под силу, то только фанатикам своего дела, знатокам языка, так что многое будет зависеть от состава данной комиссии. Порадовала история с едиными требованиями к созданию словарей, это вполне решаемая задача. А вот что касается экспертизы правил русской орфографии и пунктуации, то цель ее не совсем ясна, речь идет о том, чтобы изменить или упростить правила? Главным, пожалуй, для меня стало то, что правительство задумалось о повышении уровня подготовки специалистов, тех, чья деятельность связана с профессиональным использованием языка, ведь это напрямую касается учителей, наша речь – образец для школьников. Сразу оговорюсь, что не считаю, будто учитель должен использовать только архаичную лексику. Скорее он должен демонстрировать богатство языка. Будут ли решены все задачи, которые поставлены, покажет лишь время.

Валентина ЛИБЕРЦОВА, учитель русского языка и литературы лицея №1, Петрозаводск:
– Я приветствую инициативу Правительства РФ в деле повышения статуса русского языка как государственного на законодательном уровне. Это давно пора сделать, ведь усилиями исключительно ученых-филологов и учителей словесности при современном, зачастую неуважительном отношении к речевой практике не только рядовых носителей языка, но и коллег, ведущих другие предметы, и даже тех, кого традиционно считают создателями литературного языка, – писателей и поэтов, безусловно, не справиться. Что касается вопроса об объеме работы и реальности выполнения поставленных задач, все зависит от трех величин: количество мероприятий, время и финансы. Уже были попытки провести орфографическую реформу русского языка, которые сорвались исключительно в силу недостатка ресурсов. Что касается времени, я здесь вижу две группы проблем и, соответственно, два этапа их решения. Первый – разработка концепции языковой политики, требований на уровне закона. Второй – практический, заключающийся в конкретных экспертизах, анализе, переделках, совершенствовании системы подготовки и переподготовки кадров и т. п. На данном этапе возможно привлечение более широкого круга специалистов-филологов, и тогда работа будет выполнена, и, надеюсь, выполнена качественно. И все же потребуется немало времени и денег!

Евгений ДРЕВАЛЬ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2012, учитель русского языка и литературы, немецкого языка и МХК школы №75, Воронеж:
– Лично мне непонятно, зачем создавать правительственную комиссию и ставить перед ней задачи, которые давно поставлены перед профильными учреждениями. Существует Институт русского языка имени В.В.Виноградова РАН. Целью деятельности института является «определение приоритетных направлений изучения русского языка и выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области русистики», в том числе экспертиза грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка. Возникает вопрос: институт с поставленными задачами не справляется и комиссия во главе с министром просвещения математиком Сергеем Кравцовым призвана ему помочь?

Если говорить о реализации государственной политики в сфере сохранения, защиты и развития русского языка, то и тут ситуация выглядит более чем комично. Общеизвестно, что количество бюджетных мест на филологических факультетах ежегодно сокращается, а на изучение русского языка в старшей школе по федеральному компоненту выделен только один час в неделю. Может, вместо создания всевозможных комиссий обратить внимание на эти главные проблемы и просто их решить? Ну а с экспертизой словарей прекрасно справится Академия наук.

Светлана П., учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
– Филологическая безграмотность в России достигла небывалых масштабов. И вот парадокс: одной из причин, по моему мнению, является… огромный объем филологических знаний, вмещенных в школьные учебники. Многие из них спокойно можно было бы отнести к вузовской программе, но нет! Массу ненужной теории пытаются втиснуть в головы детей, словно хаотично скомканные вещи в переполненный детский шкафчик с одеждой. А что нужно взамен? Уложить все это по полочкам, аккуратно. То, чему ребенок учится на уроке русского языка, должно быть обязательно применимо в жизни. Тогда мы получим поколение грамотно говорящих и пишущих людей. А избыток филологических знаний нужно перенести на факультативы для тех детей, кому это нравится, кому это пригодится в дальнейшем. Ну и, конечно, должен быть публичный пример.
То есть совершенно недопустимо, чтобы диктор телевидения, журналист или государственный чиновник публично говорил неграмотно, чтобы в печатных или электронных СМИ, на рекламных баннерах или грузовиках с товарами мы видели неграмотно написанные слова. Предлагаю ввести штрафы за такие ошибки для ответственных лиц.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте