Какие требования должна вводить школа к проектной деятельности учащихся? Ведь именно в этом пункте ФГОС заданы очень широко и предоставляют школе большой выбор вариантов реализации.
Ответить на этот вопрос невозможно, если предварительно не договориться о том, для чего же вводится в школу проектирование. Чтобы оживить учебный процесс? Или же это действительно основной тренд развития образовательных систем? С нашей точки зрения, проектирование пронизывает все сферы деятельности, и наши ученики должны осваивать культуру проектной деятельности, для того чтобы строить продуктивные замыслы и иметь средства их реализации в современном обществе.Требования к оценке проектной деятельности, вводимые школой, – важнейший регулятор, позволяющий повлиять на способности и стиль работы учащегося в будущем. Именно сейчас, когда мы должны обеспечить полный охват учащихся проектной деятельностью, это стало наиболее острой проблемой. Оценивая результаты проектной деятельности учащегося, педагоги сталкиваются с вопросами: «Как ставить оценку, возможно ли оценить творчество одного ребенка на «пять», а другого – на «три», каковы критерии оценки?» Эти затруднения объективны, так как ученики чаще всего пытаются реализовать в проектной деятельности личностное начало, внося в реферат свои рассуждения, свое видение значимости темы. Трудности оценки вызывают два рода ученических работ: блестяще оформленные, но пустые (где нет никакого следа личной работы ученика с представляемыми материалами и рассуждениями) и те, в которых мы видим первые попытки ученика создать новый творческий продукт. Чаще всего такие творческие работы имеют изюминку, некоторую находку, с одной стороны, и незавершенный характер – с другой. По формальным критериям первый тип работ оценивают на «отлично», второй – на «удовлетворительно». При этом педагог понимает, что личностный и метапредметный результат сильнее у творческих работ, однако оценка у них получается ниже или такая же, как у нетворческих.Каким же образом выйти из ситуации? На наш взгляд, важно разделить оценку и экспертизу работы. Оценка покажет умение соблюдать формы и правила, которым должна научить школа, а экспертиза выявит осмысленность и значение проведенной работы. Те требования, выполнять которые мы будем, имеют большое значение. Задавая требования к проектной работе, мы не можем слепо копировать (разумеется, уменьшая в страницах) требования к диссертационному исследованию. Действительно, так как проект имеет учебный характер, ребенок должен показать и что он создал (результат работы), и что с образовательной точки зрения он теперь умеет делать (научился в процессе работы).В силу этого в образовательном учреждении учащиеся, вступая в учебный проект, должны быть ознакомлены заранее с требованиями к представлению результатов и с формой, в которой будут оценивать их работу. Здесь школа сама диктует условия – от сдачи в письменном виде в конце учебного года и простейших правил оформления до защиты работы на общешкольной конференции со взаимной экспертизой и обсуждением, с наличием описания хода работы. Замечу, что школы, продумывающие такую систему требований, отвечают на много вопросов. Как меняются требования в зависимости от того, проект этот внутри занятия или это проект, который захватывает длительный промежуток времени; проект – это коллективный труд или отдельная работа ученика; как происходит усложнение требований с возрастом ученика? Ведь требования начинают определять возникающий у учащегося образ сделанного, доведенного до определенного уровня продукта (что он должен показать и в какие сроки для получения высокой оценки), и, с другой стороны, компетенции педагогов.Таким образом, мы выделяем формальные критерии, влияющие на оценку, и содержательные критерии, требующие экспертного отношения. К формальным критериям мы относим такие общие критерии, как срок сдачи проекта, объем работы; наличие презентации и объем презентации; наличие текста и процентное соотношение собственного текста и скачанного (представленного в виде цитат и выдержек); время выступления перед аудиторией (указать какая) и более сложные – наличие обсуждений работы, представлений ее на конкурсы.Содержательные критерии, предполагающие оценку значимости сделанного и перспективы движения учащегося в выбранном направлении, задает экспертное отношение. Эти критерии должны обеспечить реализацию требований ФГОС к личностным результатам: самостоятельное применение приобретенных знаний, способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирование работы, отбор и интерпретация необходимой информации, презентация результатов.Экспертиза в рамках проектной деятельности требует предъявления учащимися продукта (вклада учащегося в определенную проектную, исследовательскую, творческую, социально-организационную деятельность и полученный на основе этого вклада предметный продукт) и образовательного результата (описание учеником полученного опыта деятельности и коммуникации с участниками этой деятельности – партнерами, экспертами).Самый общий перечень содержательных критериев экспертизы – это: Осмысленность работы учащегося, что определяет наличие проблемы, на решение которой направлена работа. Описание проблемы может быть представлено в форме подробного описания вопроса, на который должен быть получен ответ; конфликта, который должен быть решен; требований к конструкции, которые должны быть выполнены в конкретном изделии. Обоснование значимости конкретно предлагаемого замысла работы, что выявляется наличием требований к получаемому учащимся результату и пониманием того, кто его потом может использовать (включая использование и самим учеником в будущем). Описание имеющихся прототипов (сходных работ в данной области). Этот критерий показывает, насколько ученик умеет работать с первоисточниками, с современной информационной средой. Описание собственного исследования, проекта. В этой части учащийся описывает свои находки, включает свои рассуждения по предмету, описывает созданные им конструкции. Обязательно здесь предъявление продукта, полученного в результате работы (полученных знаний, осуществленной акции в социальных проектах, художественного текста, макета изобретения, программы мероприятия). Система партнерства (с кем сотрудничал для реализации проекта): кому и в каких ситуациях проект был представлен, какие он вызвал вопросы, предложения (в том числе и от участников проекта). Информационная составляющая проекта. Умение работать с «жизненным циклом проекта»: переходами от постановки проблемы к формированию замысла, от проектной коммуникации к преобразующему действию, от оформления результата к анализу последствий. Рефлексия. Этот критерий важен для формирования у учащегося целостного представления проектной деятельности. Выполнение этого критерия связано с наличием (или умением) у учащегося дать устно описание того, как шла работа над проектом и какие последующие направления работы возможны.Почему нам важно обсудить все эти критерии? Почему мы говорим и про оценку, и про экспертизу? Если мы не будем разделять это, то не продвинемся в решении задачи – обеспечении образования учащихся в области проектирования, качества проектной деятельности. Оценка – это то, насколько удалось отработать и завершить намеченное. Экспертиза – это работа с ценностями и смыслами проведенной работы. Будут ли наши учащиеся работать с будущим или писать под копирку, будут ли они изобретать с нуля или использовать имеющиеся информационные ресурсы, смогут ли они выстроить систему взаимодействия для достижения сложных результатов или постараются сделать все сами? Все это – вопросы к закладываемому в школе стилю проектной деятельности учащихся.Лада АЛЕКСЕЕВА, зав. лабораторией проектных технологий в образовании МИРО Информация к сведениюПодробнее с критериями можно ознакомиться в методическом пособии, подготовленном в Центре перспективных исследований и стратегических разработок МИРО.
Комментарии