Детская дипломатия – это деятельность детей, способствующая формированию у них личностных и профессиональных компетенций, присущих дипломатическому работнику.
У каждой московской школы есть немало известных выпускников. Но, наверное, среди них найдется один, достижениями которого школа особенно гордится. Для нашей школы такой выпускник – Виталий Иванович Чуркин, постпред России при ООН, блистательный дипломат, чьи заслуги признавали даже его политические оппоненты. Постпред США при ООН Саманта Пауэр назвала его «маэстро дипломатии». Виталий Чуркин скончался в 2017 году, и в том же году школе № 1522 было присвоено его имя.В том, что наша школа еще в советские годы стала «кузницей» дипломатических кадров, нет ничего удивительно. Дипломатическое направление у нас развивается очень давно, и наши выпускники зачастую поступают в вузы, где готовят дипломатов. Мы убеждены, что приступать к формированию личности таких специалистов необходимо уже в школе, и одно из средств, необходимых для этого, – детская дипломатия.Еще в 70-е годы прошлого века в школе существовал клуб интернациональной дружбы: дети вели переписку с зарубежными сверстниками, проводились политические аукционы, акции. А с 2000 года, после объявления ЮНЕСКО Десятилетия на пути к культуре мира, мы приступили к реализации программ гражданско-патриотической направленности «Дорогая моя столица», «Дорогами славы отцов», «Академия детской дипломатии на пути к культуре мира» (с 2015 года – «Академия детской дипломатии»), которые разработал педагогический коллектив школы.Движение «Академия детской дипломатии» объединило многие школы России, ближнего и дальнего зарубежья. Формы взаимодействия разные: акции, конференции, форумы, онлайн-викторины, онлайн-конкурсы, переписка, культурно-образовательные обмены. Но самыми масштабными стали, конечно, слеты.Таких слетов школа провела уже четыре.В 2001 году на I Международный слет в школе собрались 161 человек из 13 городов-героев России, Украины и Белоруссии.Во II Международном слете «От трагедии войны к культуре мира» 2005 года участвовала уже 21 делегация из городов-героев России, Белоруссии, Украины, Латвии, Эстонии, Польши, Словении, Германии.В 2010 году на III Международный форум «Мир ради жизни» приехали 147 человек. А в мае этого года на слете «Герои нашего времени» в Москве присутствовали представители школ Волгограда, Керчи, Минска, Мурманска, Новороссийска, Санкт-Петербурга, Бреста и Тулы. Ребята возложили цветы к памятникам маршалу Георгию Жукову и генералу Дмитрию Карбышеву. На Поклонной горе несли Вахту памяти, возлагали цветы, встретились с потомками полководцев Победы, посадили сирень. А в школе делегации рассказали друг другу о своих образовательных организациях и работе школьных музеев. Затем они продолжили работу в лагере «Артек» на смене «История нашей Победы», где получили незабываемые впечатления.Слеты устраивают и наши школы-партнеры. Так, к ноябрю 2018 года прошло более 20 слетов, для организации которых объединили усилия администрации и педагоги школ, учащиеся и их родители, школьные музеи боевой славы, советы ветеранов, местные органы власти, политические и общественные организации, учреждения культуры. Школа № 1522 проводит целый спектр мероприятий для учеников других школ, где есть интерес к дипломатической тематике. Это ежегодная февральская городская историческая конференция, онлайн-викторина на английском языке «Наука о Земле», онлайн-конференции на разные темы. В марте этого года была проведена онлайн-конференция «Детская дипломатия и ее возможности». Ученики из шести школ Волгограда, Калининграда, Минска, Москвы и Тулы выступили со своими работами по этой теме. Говорили, конечно, о Саманте Смит, девочке, известной каждому взрослому, но неизвестной многим школьникам. Задумались, а что можно сделать для улучшения отношений между странами, какие ошибки совершали предыдущие поколения, какой позитивный опыт можно использовать вновь. В последнее время мы активно сотрудничаем с Дипломатической академией МИД России. Школа вошла в Общественный дипломатический союз, членами которого являются образовательные организации, ориентирующие своих учеников на дипломатическое направление. Наши ученики посещают лекции о международных отношениях в рамках проекта «Университетские субботы», принимают участие в играх «Модель ООН» и «G20» в Дипломатической академии МИД России. В марте этого года они подготовили поздравительную видеооткрытку министру иностранных дел Сергею Викторовичу Лаврову ко дню его рожденияСотрудничество с центром музейной педагогики «Светоч», основное направление деятельности которого – духовно-нравственное и героико-патриотическое воспитание молодежи, открыло для школы новые возможности. Никого из участников не оставили равнодушным приемы делегаций из Донецкой и Луганской республик, прием ребят из московского детского дома «Спутник», встреча с ветеранами блокадного Ленинграда. А участие в Международном молодежном форуме «Поколение XXI века: нам нужен мир!» показало, насколько заинтересовано новое поколение в сохранении мира на Земле.
Несомненно, детская дипломатия очень важна при подготовке будущих политиков и дипломатов. Но в то же время — это эффективный инструмент воспитания молодежи, прежде всего в гражданско-патриотическом направлении. Мы убеждены, что качества личности, присущие дипломату, обязательно пригодятся любому выпускнику школы, даже если он не свяжет свою жизнь с дипломатической деятельностью.
Екатерина Втулкина,учитель немецкого языка, куратор проекта «Академия детской дипломатии» Школы №1522 имени В.И.Чуркина
Комментарии