Практически во все времена наука и образование находились в достаточно тесной взаимосвязи друг с другом. И это не случайно, поскольку оснований для их со-развития существует множество. Научное, инженерно-техническое знание активно меняет современный мир и меняется само. Учитывая достаточную очевидность взаимовлияния этих важнейших сфер деятельности человека, важно обозначить лишь некоторые точки их сопряженности.
икто не будет спорить, что требования современной жизни с каждым днем становятся сложнее и разнообразнее, а проблемы, порождаемые жизнью, побуждают научное сообщество к поиску их решений, что в свою очередь сказывается на выборе стратегии и векторе развития института образования. Результаты научных поисков и открытий непременно ведут к изменению образовательных программ, к разработке новых образовательных технологий, к наполнению учебного содержания новыми научными данными, к инновационным способам их трансляции. Всем известно, что поколение наших родителей изучало физику далеко не в тех объемах, как мы, и уж совсем не в тех, в каких ее изучают наши дети, например, в 60-е годы учителя ничего не знали о четвертом состоянии вещества – плазме, а в 80-е еще и не подозревали о существовании адронного коллайдера, да и такой учебный предмет, как информатика, был введен в учебную программу только благодаря новейшим научным технологиям. Это вполне объяснимо, поскольку интенсивное увеличение научного багажа планеты требует периодической модернизации образования.Влияние научного контекста на образовательный процесс проявляет себя практически на всех уровнях системы образования: от начального звена до высшего профессионального. В этом смысле наука – источник наполнения «образовательного сосуда», а образование – уникальная социальная практика и инструмент трансляции, распространения, внедрения научных достижений. В таком взаимодействии образование выступает определяемым, а наука – определяющим компонентом социального тандема.Иная плоскость взаимодействия науки и образования связана с особой ролью образования как института формирования кадрового корпуса будущих ученых (хотя, безусловно, и других профессионалов). Проекция такой сопряженности проявляет себя в самых разных феноменах: в социальном запросе на потребность в научных кадрах, в возможностях, которыми они располагают в конкретной социальной ситуации. Отвечая на вызовы современности и учитывая особенности сегодняшнего времени, московская система образования предложила свой вектор развития, направленный на совершенствование уникальной образовательной практики. Он заключается в укрупнении и объединении образовательных учреждений. Как известно, чем больше социальный организм, тем он более устойчив к современным вызовам, поскольку обладает более мощным ресурсом: человеческим, научным, организационно-управленческим, финансовым. Объединения образовательных учреждений получили название многофункциональных образовательных комплексов, однако в некоторых округах, например в СЗАО, их именуют школами новых возможностей. Именно благодаря созданию образовательных комплексов учреждение сможет предоставлять обучающимся более широкий спектр образовательных услуг. При объединении школ за счет трансляции и распространения уникальных образовательных технологий сильных школ большее количество учащихся сможет воспользоваться высоким качеством образовательных услуг, чем это было бы возможно прежде в отдельно взятой школе. Опыт центров образования в Москве давно доказал это. Никто не будет спорить, что ЦО №57 «Пятьдесят седьмая школа» или ЦО №548 «Царицыно» дает качественное образование своим учащимся по всем предметам. В этом и заключается основная цель укрупнения образовательных учреждений – обеспечить равные права на получение качественного образования всем обучающимся. Живет ли ребенок в Алтуфьево или на Арбате, в Покровском-Стрешневе или в районе университета, он должен иметь возможность получать образовательные услуги высокого качества независимо от места проживания. Второй важный фактор формирования образовательных комплексов – их влияние на социокультурное развитие среды микрорайона, округа. Благодаря образовательным комплексам в Москве создается принципиально новая ситуация: образовательный комплекс имеет возможность стать активным субъектом развития территории и создания благоприятной, безопасной и комфортной среды проживания всего населения микрорайона. Безусловно, каждый округ или микрорайон имеет свою специфику: приоритет определенных объектов социально-экономической инфраструктуры (театры, музеи, вузы, научные учреждения, библиотеки, промышленные объекты, рынки, бизнес-центры, торговые комплексы), профессиональный характер занятости населения, «удельный вес» мигрантов, все это и многое другое определяет социальный уклад конкретной территории. Учитывая особенности социальной среды, в которой формируется образовательный комплекс, за счет образовательных технологий можно внести существенный вклад в улучшение качества жизни на территории района. Эта работа дает неоспоримый как образовательный (обучение школьников проектной деятельности, умение применить знания на практике в условиях жизни своего района, формирование у них организационно-управленческих навыков), так и социальный эффект (гордость своим районом, образование территориальной детско-взрослой общности, социальный лифтинг населения). Научные разработки по внедрению технологий социального партнерства помогут различным субъектам социальной инфраструктуры (бизнес-структурам, спортивным комплексам, библиотекам, муниципалитетам, музеям, поликлиникам и прочим учреждениям), находящимся на территории микрорайона или округа, активно использовать ресурс образовательного комплекса в целях повышения качества жизни населения. В связи с этим возникает необходимость разработки не только педагогических, но и социальных технологий по включению учреждений социально-культурной инфраструктуры в активную жизнедеятельность территории, выявлению индикаторов и способов оценки эффективности функционирования образовательных комплексов в создавшейся принципиально новой ситуации. В их решении придется участвовать не только педагогическому и научному сообществу, но и представителям муниципального управления, общественности, иных учреждений социальной инфраструктуры, находящихся на одной территории с образовательным комплексом. Наиболее типичная модель формирования образовательных комплексов – присоединение к сильному образовательному учреждению, например Центру образования, еще нескольких школ, возможно, детских садов, центров дополнительного образования. В такой ситуации Центр образования транслирует свой уклад на присоединенные школы, взаимосвязь с детскими садами и учреждениями дополнительного образования расширяет спектр образовательных услуг комплекса, обеспечивает непрерывность образования на всех его ступенях. Такая модель поможет образовательному комплексу плодотворно унаследовать важную черту современной науки – ее открытость. Для современных ученых сегодня вполне естественно работать в режиме диалога, обсуждения, встреч с учеными других научных коллективов, городов, стран. Открытости науки способствуют и многообразные формы обмена научными знаниями: семинары, конференции, симпозиумы. Именно в рамках формирования образовательных комплексов многие образовательные учреждения вполне могут стать центрами «конденсации» передовых научно-педагогических идей и распространения перспективных моделей образования, что значительно повысит возможность получения качественного образования большим количеством учащихся.Естественно, что существуют и различные риски при реализации заявленных целей и задач. Вероятна сильная вариативность их решений в соответствии с особенностями конкретных образовательных учреждений, многообразием управленческих решений. Чтобы декларируемые преимущества нововведений стали реальностью, а потенциальные возможности и реальные ресурсы превратились в конкретную образовательную практику, следует постоянно осуществлять мониторинг всех аспектов этого сложнейшего процесса, оперативно изучать, анализировать, обобщать, а при необходимости корректировать накапливаемый образовательными учреждениями опыт. Администрация школ, педагогическое и родительское сообщества вместе с учеными призваны «держать руку на пульсе», чтобы осуществить этот процесс безболезненно и качественно. Всем известно, что продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и эффективной деятельности крупных творческих коллективов. В истории известны случаи, когда новые фундаментальные проблемы крупные ученые решали в одиночку, например, так была открыта теория относительности Альбертом Эйнштейном, но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований. Для этих целей на основе объединения трех московских научно-исследовательских институтов Департамент образования создал Московский институт развития образования, где есть Центр прогнозных исследований и стратегий развития образования, основные задачи которого: проведение теоретических, практико-ориентированных исследований в сфере образования; стратегический анализ и методология развития долгосрочных образовательных программ Москвы. Центр работает по нескольким направлениям. Одно из них – разработка и внедрение проектной и учебно-исследовательской деятельности в процесс жизнедеятельности образовательных учреждений. Современная школа не гипермаркет готовых знаний, жизнь ставит перед человеком проблемы, для решения которых в культуре пока нет готовых ответов. Включение ребят в процесс осознания значимости и масштабности реальных проблем, их возможных последствий, поиск их безопасных решений, понимание современных социальных процессов и участие в них залог не только качественного образования, но и успешной подготовки ребят к реальной жизни. В этом смысле проектная и исследовательская деятельность важнейшая образовательная технология, направленная на развитие у учащихся способности к анализу современной ситуации, проектированию способов и средств социального действия, рефлексии полученных результатов. Второе направление – социокультурная среда и образование. Образование – открытое пространство, такая позиция школы предусматривает активное взаимодействие с другими участниками социокультурного процесса: органами местного самоуправления, общественными организациями, бизнес-структурами, социальными учреждениями, потенциальными работодателями. Только интеграция взаимных ресурсов, реальная заинтересованность и плодотворное участие всех социальных партнеров могут стать залогом успешной подготовки школьников к завтрашней жизни. Результаты такого взаимодействия могут быть выражены в самых разнообразных проектах: в совместном участии по развитию района, в умении ребенка самоопределяться в сложных жизненных ситуациях, в создании новых трендов личностного и профессионального развития учащихся, в построении индивидуальных трасс жизнедеятельности ребенка не только в процессе обучения, но и во внеучебное время. Еще одно важное направление работы центра связано с проблемой формирования у учащихся культурных ценностей. Именно в процессе обучения и воспитания закладывается мировоззренческий багаж, формируется уровень социокультурных компетенций ребенка. Решая проблему трансляции культурных ценностей, система образования решает важнейшую задачу, связанную с процессом социализации личности ребенка. Особенно остро эта проблема обнаруживает себя в современном поликультурном мире. Постоянно увеличивающийся и обновляющийся объем научной информации, темпы социальной модернизации, скорость и плотность культурных коммуникаций – все это и многое другое в совокупности создало в современном культурном пространстве ситуацию, которая характеризуется для личности очень высокой степенью непредсказуемости и тревожности. Человек слабо контролирует ситуацию собственной жизни в значимых для него временных отрезках, не успевая вырабатывать важные для него ориентационные стратегии, личностные сценарии. В этом масштабе исчезновение индивидуального, личностного начала, подобное «стиранию лица на песке» (Фуко), превращает человека в «культурного маргинала». В этом мы видим глубинное противоречие современной культуры, которое во многом детерминирует характер, содержание и стратегический вектор образовательного процесса. Именно поэтому аксиологический аспект образования как института формирования и развития мировоззрения ребенка становится важнейшим направлением деятельности нашего центра.Как видим, такая поливекторность научных направлений продиктована современными социальными вызовами и потребностями самой жизни. Несомненно, что решение каждой из этих задач напрямую связано с институтом образования и влияет на благополучие, перспективы и достойное развитие каждого отдельного человека и российского общества в целом. Валентина МАРТЫНОВА, руководитель Центра прогнозных исследований и стратегий развития образования МИРО
Комментарии