search
main
0

Для чего нам нужна театральная педагогика?

В начале XX века Россия была одним из мировых лидеров в области развития театральной педагогики в школе. Театральные практики разнообразно использовались внутри урока, в воспитательной и досуговой работе, в социальной реабилитации и работе с детьми-инвалидами. Методы театральной педагогики активно применялись и школьными учителями, и педагогами эстетических экспериментальных площадок (будущих дворцов пионеров), и сотрудниками педагогических частей профессиональных детских театров. Между разными ведомствами в этой области процветала атмосфера диалога и сотрудничества. С тех пор многое изменилось.

Взлеты интереса к практикам театральной педагогики наблюдались в конце 1950‑х – начале 1960‑х годов, а потом в 1980-1990‑х годах. Очередной подъем произошел в конце 2010‑х годов. И вот новый подъем!

30 ноября 2021 года на площадке Театрального института имени Бориса Щукина прошло расширенное совещание о развитии школьных театров в России, где присутствовал министр просвещения России Сергей Кравцов. Он отметил, что «к сегодняшнему дню только в 7 тыс. из 40 тыс. школ созданы школьные театры», и подчеркнул, что «в каждой школе, где есть советник по воспитанию, уже должны быть открыты школьный театр и спортивная секция». С этого момента в Москве и регионах началась активная работа по возвращению театра в школы.

Сейчас, когда разрабатываются новые программы и формируются планы на будущее, очень важно оглянуться назад, на весь имеющийся опыт, и разумно им воспользоваться. Первое, что важно и нужно понять: театральные практики в школе не ограничиваются развитием школьных театральных коллективов. Школьный театр лишь верхушка айсберга. Наработанные к сегодняшнему дню театральные практики в образовании позволяют решать многие задачи в повседневном школьном образовании. Они прекрасно входят в любой общеобразовательный урок, в проектную и иную внеурочную деятельность, в процесс создания любых школьных событий. Театральные практики помогают решить проблемы обучения в профильных классах (в классах с одаренными детьми и в классах коррекции), а также в области инклюзивного образовании в самом широком понимании. И школы Москвы не остаются один на один с проблемой развития театральных практик. В столице есть достаточное количество институций, которые помогут в освоении этих практик. Во-первых, это учительский клуб РАМТа и зрительский клуб Московского областного ТЮЗа. Во-вторых, это магистратура «Театральная педагогика и режиссура образовательного пространства» и курсы повышения квалификации «Практики педагогики искусства и театральной педагогики в социокультурном проекте» в МГПУ. В-третьих, это образовательные программы Театра имени А.С.Пушкина и Студии историй Константина Кожевникова. Также курсы для учителей иногда проводят в Театральном институте имени Бориса Щукина, в Союзе театральных деятелей и некоторых других местах; интересные семинары на эту тему организуются в Новой школе, антишколе «Остров» и даже в рамках детского уик-энда «Золотой маски». А разнообразные методические материалы по этой теме можно прочитать в блоге ЛСКОП МГПУ «И т. п. и т. д.» (театральная педагогика и театр детей) по адресу театральнаяпедагогика.рф и на сайте социоигрового стиля обучения «Открытый урок» по адресу openlesson.ru.

Определяя для себя, какие именно практики театральной педагогики следует развивать, школе важно учитывать реальные потребности участников и заказчиков образовательного процесса, прежде всего детей и родителей. Исследования, которые регулярно проводятся в этой области лабораторией социокультурных образовательных практик (ЛСКОП) МГПУ с 2018 года по настоящее время, достаточно четко выделяют эти потребности на основе многочисленных устных и письменных опросов, включенного наблюдения, фокус-групп.

Для детей и подростков это прежде всего потребность в неформальном содержательном общении, в том числе потребность в общении с понимающим и принимающим взрослым и с разновозрастным коллективом. Ребятам необходимо осознать и проработать свои чувства и переживания, поделиться ими, облечь их в творческую, метафорическую форму. Для этого у них сегодня слишком мало места и времени. Во-вторых, учащимся необходимы практики релаксации и саморегуляции. Физические и психологические нагрузки очень высоки, а инструментов, для того чтобы с ними справляться, не хватает. В-третьих, это потребность в продуктивной творческой самореализации и в творческом самопредъявлении. Уже с 3-4‑го класса, с раннего подросткового возраста, дети хотят высказаться, рассказать о себе, своем мире, своих проблемах, своем взгляде. И для этого им не хватает текстов и форм классической культуры прошлого. Детям необходима встреча с современной детской литературой, с современными формами культуры участия и театром, близким к этим формам: класс-акт, автофикшен, документальный театр, форум-театр. (Обо всех этих формах театра вы можете прочитать в блоге «И т. п. и т. д.».) Детям необходимо также заявить о себе как о поколении, способном к конкретной продуктивной деятельности. И поэтому им крайне важно создавать такой продукт, который будет кем-либо на самом деле востребован. Это могут быть, например, игровые уроки иностранного языка для «Серебряного университета» (сообщества пенсионеров), театральные разминки для детей дошкольного возраста, клубные театральные встречи, подготовленные для сверстников. В этой связи также особое значение вновь обретает модель образовательного театра, сочиненная в 50‑е годы прошлого века великим ленинградским театральным педагогом Матвеем Григорьевичем Дубровиным. Созданный им Театр юношеского творчества (ТЮТ), во-первых, выстраивал свою работу на основе детского самоуправления, а во-вторых, давал возможность каждому ребенку поучаствовать в разнообразной работе театральных цехов (осветительного, бутафорского, пошивочного, гримерного), а всем детям вместе – создать спектакль полностью своими руками – от замысла до выхода к зрителю. И наконец, детям необходимо общение, когда они могут высказаться на актуальные для них темы в зоне психологической безопасности, опосредованно, через беседу о художественных мирах и образах. Такие возможности обеспечивают клубы при профессиональных театрах, где обсуждения спектаклей проводятся по специальным творческим методикам. Но и сами учителя могут овладеть этими методиками, пройдя соответствующие курсы и практики. И тогда предметом обсуждения в классе могут стать фильм, книга, выставка, иное художественное событие.

Для родителей в современном мире важным запросом по отношению к театральным практикам становится помощь в сохранении продуктивного психологического состояния ребенка. Если еще 10-15 лет назад родители говорили, что прежде всего ждут от театральных практик в образовании развития речи ребенка, его способности к самопрезентации, расширения кругозора и освоения этикетных норм поведения, то сегодня речь идет совсем о другом. Родители отмечают, что дети нередко находятся в подавленном, депрессивном состоянии, неактивны, неэнергетичны, мало улыбаются, не откликаются на переживания близких, уходят от общения. Театральные практики, по мнению родителей, меняют эту тревожную картину. После участия в событиях (уроках, встречах, спектаклях), построенных по законам театральной педагогики, дети обретают на некоторое время рабочий тонус, охотно делятся мыслями о пережитом, включаются в переживания близких, сохраняют радостное состояние. От многих родителей мы слышали: «Главное, чтобы они улыбались». Нужно заметить, что эффект душевного подъема отмечался родителями вовсе не после просмотра комедий или мюзиклов. Речь шла об уроках математики и физики, выстроенных по законам театральной педагогики, об образовательных проектах студии историй «Космос», «Пушкин и деньги», «Куликовская битва», сыгранных в школьных классах, об обсуждении спектаклей «Печорин», «Чайка», «Маленький принц» в МОГТЮЗе и других, не менее сложных и содержательных проектах. Эффект обретения энергии и разворота к себе и другим достигается за счет внимания к подлинному миру ребенка, к его чувствам, мыслям и высказываниям, к его творчеству, которое режиссируется в образовательном пространстве театральной педагогики.

Очевидно, что одним из основных участников образовательного процесса является учитель. И успех любого начинания будет зависеть от того, насколько учителю будет комфортно внутри театральных практик, насколько они помогут ему развиваться, получать удовольствие от собственного творческого труда. Когда мы исследовали мнение учителей, близко ознакомившихся с театральными практиками, все они отмечали, что этот опыт прежде всего оберегает их от профессионального выгорания. Погружаясь в творческие занятия, которые предлагаются им на курсах МГПУ и ТИ имени Б.Щукина, в учительском клубе РАМТа или зрительском клубе МОГТЮЗа, они разрешают себе побыть самим собой, поощрить своего внутреннего ребенка, услышать свои эмоциональные потребности и реализовать их. Включая в свои уроки и занятия элементы театральных практик, которые для них на сегодня органичны и посильны, учителя начинают получать мощную позитивную поддержку от детей. Принимая участие вместе с детьми и родителями в творческих обсуждениях спектаклей, в мастер-классах и экскурсиях-квестах профессиональных театров, они ощущают единение всего разновозрастного образовательного коллектива, ступают на путь развития разновозрастного образовательного сообщества, объединенного общими продуктивными целями и ценностями.

Все, что мы перечислили выше, создает особый благоприятный климат в образовательном сообществе. Разумеется, практики театральной педагогики способствуют развитию метапредметных компетенций учащихся, повышают личные результаты образования, но главное – они способствуют созданию особой дружественной образовательной среды, которая объединяет детей и взрослых в общей продуктивной деятельности и активизируют авторскую, творческую, социально ответственную позицию всех ее участников. Именно на эти результаты важно ориентироваться, развивая театральные практики в школе. Надо понимать, что их целью не является обязательная постановка мероприятий к памятным датам, выпуск определенного количества спектаклей в год, победы на конкурсах чтецов и тому подобное. Все это может появиться как побочный результат театральной работы. Но как только во главу угла будут поставлены условно производственные и количественные цели, подменяющие качественные и образовательные, театральная работа потеряет свой настоящий смысл. Театр позволяет развить собственно человеческое в человеке, создать гуманное сообщество. И это главное, на что стоит ориентироваться, прислушиваясь к потребностям основных участников образовательного процесса.

Александра НИКИТИНА, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте