search
main
0

Для аплодисментов нужны две руки

Учитель сегодня не рупор, а мудрый проводник

Анастасия КУНАФИНА работает в школе пятый год. Но воспринимать себя молодым специалистом перестала уже после первого учебного года. Ощущение опыта пришло быстро. Появилась уверенность в себе, в своих знаниях, в своих детях и в своем выборе!

А поначалу все складывалось почти случайно.

Золотая медалистка из Уфы поступила в Уральский федеральный университет на философский факультет. Ее «рюкзачок наград» пополнялся званиями отличника учебы за несколько лет, стипендиата Оксфордского Российского фонда и стипендии имени первого Президента России Б.Ельцина, а также красным дипломом бакалавра.

Параллельно основному образованию она прошла курс в Институте переподготовки и повышения квалификации, где получила еще и диплом учителя русского языка и литературы. Там-то и попробовала на вкус педагогический опыт. На педпрактике вела занятия в нескольких классах и поняла: первое – нравится; второе – получается!

За пару дней до нового учебного года родственница позвонила в панике: «Подхвати класс, неожиданно остался без учителя!» Предмет, который Анастасии Кунафиной нужно было вести, оказался как раз на стыке двух ее профилей – «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Подхватила. Все ее пути ведут в школу…

Когда Кунафина принесла документы в екатеринбургскую гимназию №116, директор сразу сказала: «Приступайте к работе». С коллективом Анастасия Евгеньевна быстро нашла общий язык. Здесь она встретила другой подход к молодому специалисту: подсказка, когда сложно, поддержка, когда трудно.

А трудно бывало. В классное руководство Кунафиной достался пятый класс. Теперь он уже восьмой, за три года все утряслось-уложилось, однако начиналось непросто. Возникали ситуации с выплеском ученической агрессии. Что делать в таких случаях?

– Я долго разбирала в себе подобные происшествия. Читала литературу, советовалась. Поняла, что прежде всего ребенка нужно успокоить. Не наказать, не отвести сразу к завучу, а эмоционально утихомирить. Затем поговорить по отдельности с одноклассниками о том, как мы можем помочь тому, кто не справляется с эмоциями. Лишь потом собраться и обсудить случившееся сообща, – говорит Кунафина.

Многие молодые педагоги вспоминают свое первое родительское собрание тоже как своеобразное испытание.

– Я решила заранее: не стану поучать взрослых людей, большинство из которых меня старше и опытнее, как воспитывать их детей. Понимаю, что многие приходят на собрание после работы, уставшие. Встречу начала с мини-игры: взяла фотографии учеников, обработала их в фотошопе так, что лица были не видны, и предложила мамам и папам узнать своих деток. А уже после этого перейти к организационным вопросам. У кого есть желание поговорить о своем ребенке, пожалуйста, в индивидуальном порядке, не при всех. И сейчас стараюсь каждое собрание начинать с видеоролика, полезного развлечения. Не вываливать на головы родителей все проблемы, а подготовить их, настроить. Педагоги и родители – это две стороны одного процесса. Для аплодисментов нужны две руки, – рассказывает Анастасия.

Характер, любящий разнообразие, взял свое и в школьной действительности. Внутренняя многофункциональность Анастасии Кунафиной проявилась в том, что она ведет несколько разных предметов: история и обществознание, русский язык и литература, основы духовной нравственности, краеведение. Она входит сразу в два предметных методических объединения. У своего подопечного класса проводит по 12‑13 разных уроков в неделю! Вот уж поистине ничто не скроется от ее глаз.

Анастасия Евгеньевна убеждена, что два образования позволяют ей сделать уроки более объемными. История лучше воспринимается через призму мировой культуры. Когда же речь идет о литературном произведении, историческая ситуация того времени великолепно раскрывает, что волновало автора и почему роман или поэма были написаны.

В 2018 году Анастасия Кунафина участвовала в конкурсе молодых педагогов, стала победителем районного этапа и вышла в полуфинал городского. В гимназии так заведено, что коллеги помогают друг другу, и конкурсы становятся не просто личным, но коллективным делом. Ей помогали, теперь она поддерживает молодых коллег.

– Я всегда любила и сейчас люблю учиться, – говорит Анастасия. – Умение учиться очень помогает в профессии педагога. Нам нужно успевать за детьми, они растут, быстро меняются. Есть преподаватели, которые говорят, что работают так же, как 20 лет назад. Я воспринимаю реальность иначе. В каждом новом учебном году те же темы даю не как в прошлом. Другие дети – другие акценты.

Классический урок, когда учитель говорит, а дети молчат и пишут, – не ее формат. Традиционный урок Кунафиной – это после объяснения новой темы интерактивная работа учеников с информацией, возможно, в мини-группах, а в завершение небольшой видеоролик, где в 3‑4 минутах сконцентрирована суть темы. Без интерактива, постоянной «смены картинки» сейчас не обойтись.

А нетрадиционный урок Кунафиной – это уже в рамках проекта «Персонализированная модель образования», в который вступила гимназия. Каждый ребенок выбирает для себя уровень, на котором желает изучать предмет, больше занимается самостоятельно на цифровом носителе, а учитель из «механического рупора» превращается в «мудрого проводника».

– Честно, я не мечтала быть учителем. Понимала, что эта работа связана с эмпатией, переживаниями, с полным включением в проблемы других людей. Но, видимо, наши дороги предопределены. Меня судьба привела в школу явно для того, чтобы я чью-то жизнь сделала лучше. Хоть и проявится это не сразу: результаты педагогического труда оттянуты во времени. Но они обязательно будут, – считает педагог.

Марина РОМАНОВА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте