search
main
0

Длиною в жизнь. ​Высшая школа

Недавно в НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Профессии будущего: образование. Инноваторы, аналитики, технологи». Разговор начался с довольно простого вопроса: как вы себе представляете обучение в будущем? Совместными усилиями участники обсуждения сконструировали картинку с «жужжащей интеллектуальной песочницей» и перманентным обучением, после чего руководитель Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Филонович спросил, а нужен ли нам столь пугающий сценарий.

Выяснилось, однако, что до потребности в постоянном обучении еще очень и очень далеко. Сегодняшняя система образования не выдержит такой нагрузки. По мнению специалистов, учиться и правда будут все и всегда, но еще очень не скоро. Зато прогнозируют исчезновение самого термина «высшее образование» и переход на британскую систему с первичным, вторичным, третичным образованием. А там возможно и четвертичное, и далее до бесконечности. Главное, чтобы у людей появилась потребность несколько раз в месяц приходить и слушать лекции. По крайней мере в идеале.И это не изменения в структуре образования, это изменения в самих обучающихся, которые заметны, пожалуй, уже сегодня. По утверждениям специалистов, первой ласточкой этих процессов можно назвать введение инклюзивного образования: теперь учиться могут все, в том числе и дети с особенностями развития. Стараются соблюдать некоторый баланс и в культурной сфере – все-таки мультикультурализм худо-бедно приживается. Появляются индивидуальные программы, которые можно подогнать под любого школьника, и т. д.Второй признак надвигающихся перемен – это всеобщее стремление к высшему образованию. Как отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, дело в том, что отныне молодые люди выбирают тот стиль жизни, который им может обеспечить только высшее образование. И это запрос не на образование, а скорее на окружающую среду. А то, что экономика не успевает за желанием саморазвития, не проблема образования.От университетов обсуждение плавно перешло к плате за обучение. Большинство сошлось во мнении, что бизнеса в этой сфере будет становиться все больше. Рынок должен постепенно перейти к идеальной конкуренции: если среднее образование по-прежнему будет бесплатным (социальные обязательства все-таки никто не отменял), то потом образовательный продукт будет предоставляться примерно по той же схеме, что и софт для компьютеров. Сначала бесплатно дают попользоваться демоверсией (бакалавриат), а за продвинутую (магистратура и аспирантура) уже нужно будет платить. Правда, пока не очень понятно, можно ли будет, если продолжить это сравнение, брать бесплатно несколько демоверсий и будут ли предлагаться скидки людям, на которых программу обкатывают впервые. Но стоит признать – аналогия красивая.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте