Каким быть образованию в старшей школе? Как организация и содержание образования в старшей школе могут решать задачи возрастного развития человека, его индивидуализации-социализации, подготовки компетентного абитуриента и создания предакадемической среды, развития человеческого потенциала, наращивания производящей мощности человека, его профессионализации?
Очевидно, что в этом дизайне задач определяются ключевые «игроки» на поле проектирования старшей школы:- сами обучающиеся, решающие задачи самоопределения, выбора профиля обучения и будущей профессиональной сферы;- университеты, решающие задачи привлечения в число абитуриентов старшеклассников профильных классов, набравших высокие баллы ЕГЭ и имеющих олимпиадные достижения (особенно активно разработкой партнерств со школой занимаются университеты, претендующие на вхождение в Топ-5/100);- отрасли, производственные компании, корпорации, технологические компании, заинтересованные в притоке производственного ресурса «креативного класса» (многие из них начинают заключать отсроченные трудовые договоры с потенциальными работниками из числа старшеклассников и студентов).Вероятно, школа как социальный институт, понимая многослойность задач и многопозиционность ключевых игроков, должна стать такой системообразующей площадкой для организации старшей школы, как предуниверсарий. Для создания образовательной среды в полноте возможных индивидуальных образовательных маршрутов самоопределяющихся старшеклассников школа в партнерстве с университетом могла бы стать держателем системы мест как конструктов реализации индивидуальных учебных планов старшеклассников, включая места для организации учебной, проектной, исследовательской деятельности и социализации.Проект старшей школы в деятельностном залоге и географическом масштабе России организован через сеть партнерских школ (Москва, Томск, Санкт-Петербург, Красноярск, Пермь, Самара, Чебоксары, Ижевск, Петрозаводск, Омск, Новосибирск, Новоуральск и др.), каждая из которых выстраивает предуниверсарий как модель старшей школы с учетом специфики региона и образовательных запросов старшеклассников. Управленческие команды школ выступают по отношению друг к другу и как проектанты, и как эксперты. Координацию деятельности осуществляет дирекция общего образования НИУ ВШЭ. Один раз в три месяца на базе учебного центра «Вороново» НИУ ВШЭ на проектно-экспертных сессиях собираются управленческие команды партнерских школ, создающих предуниверсарий в старшей школе, и обсуждают универсальные, типичные для каждой школы задачи, формы и механизмы развития образования старшеклассников. Сетевая коммуникация позволяет удерживать общие смыслы деятельности и ценности развития человека в современных образовательных системах. Складывающееся в ходе проекта предуниверсария профессиональное сообщество выступает агентом перемен, коллективным субъектом проектируемых преобразований.В 2015 году состоялись две проектно-экспертные сессии школ-разработчиков модели современной старшей школы. В данной статье отражены содержательные разработки проектирования образовательной инфрастуктуры как системы мест для реализации индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов старшеклассников. Ее (системы мест) устройство должно быть таковым, чтобы старшая школа была не только окончанием одного уровня образования – школьного, но и стартом нового уровня – университетского.Проектируя образовательную инфраструктуру (систему мест предуниверсария) для реализации индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников, мы создаем новую модель образования как антропологической практики, ее организационных форм, проявляющих ценность развития человеческого потенциала.Проектируя образовательную инфраструктуру (систему мест предуниверсария), мы создаем институциональное оформление индивидуально ориентированного образования, в котором конструкция образовательного пространства предопределена конструкцией индивидуального учебного плана и образовательными задачами старшеклассника.Образовательная программа предуниверсария может конструироваться посредством дополнительных общеобразовательных программ (что делается рядом вузов в партнерстве со школами); образовательных программ среднего общего образования (новый Закон «Об образовании в РФ» позволил университетам реализовывать основные общеобразовательные программы, и пять вузов, вошедших в пилотный проект 2, успешно осуществляют это); а также посредством сетевых форм реализации общеобразовательных программ (в силу неразработанности финансово-экономических механизмов сетевых форм такая практика пока мало реализуется).Учебный план образовательной программы предуниверсария конструируется на основе ФГОС среднего общего образования.Одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования. ФГОС старшей школы определил пять профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный, два уровня изучения предметов – базовый и углубленный. При этом учебный план должен содержать не менее 9 (10) учебных предметов и предусматривать углубленное изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.Общими для включения во все учебные планы являются такие учебные предметы, как «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Также учебный план включает предметы по выбору из числа обязательных предметных областей (например, «Филология», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Общественные науки», «Физкультура, экология. ОБЖ»), дополнительные предметы/курсы по выбору (например: «Психология», «Дизайн», «Технология», «Искусство»), а также индивидуальный проект.Соответственно при проектировании образовательной инфраструктуры старшей школы как предуниверсария должна быть сконструирована система мест для:а) углубленного изучения предметов (предметных областей);б) организации проектной и исследовательской деятельности;в) внеурочной деятельности как социальных практик и проб;г) олимпиад и профильных конкурсов для выявления достижений, их определения в портфолио достижений старшеклассника с целью дальнейшей конвертации на дополнительные баллы при поступлении в университет.Принимая во внимание всех заинтересованных в эффективной конструкции старшей школы «игроков» (стейкхолдеров), система мест (образовательная инфраструктура) должна конструироваться «на стыке» географии мест:- личных пространств самих обучающиеся (углубленное изучение предметов в домашней библиотеке, самообразование, онлайн-курсы, образовательные электронные мобильные приложения);- университетских мест (лаборатории и учебные центры, олимпиадные сообщества и курсы для поступающих);- школьных мест (учебные занятия, проектные группы школьников по профилям, научное общество учащихся, учебно-производственные мастерские и детско-взрослые объединения);- мест социальных практик в производственных компаниях, корпорациях, технологических компаниях, организациях и городской среде в целом.Когда образовательная инфраструктура обладает избыточностью потенциалов по отношению к возможному числу выборов индивидуальных образовательных маршрутов, тогда становится возможной технологическая и логистическая организация индивидуальных учебных планов старшеклассников, а также их тьюторское сопровождение. То есть система мест предуниверсария строится как открытое образование для решения образовательных задач старшеклассников.Вероятно, системообразующим элементом при составлении индивидуального учебного плана старшеклассника будет являться индивидуальный проект. Выбор тематики индивидуального проекта обусловлен профильными интересами, ориентацией на выбор будущей профессии, в рамках которой проект может являться ценным продуктом. Именно вокруг задач индивидуального проекта старшеклассник «наращивает» часы индивидуального учебного плана, выбирая из числа предметов по выбору.Именно под образовательные задачи старшеклассников предуниверсарий конкретизирует технологические и институциональные схемы «системы мест» – образовательного пространства.Рассмотрим примеры конструирования ИУП (индивидуальных учебных планов) и «системы мест» для их реализации – образовательной инфраструктуры «школа – вуз».Вова К. с 7-го класса занимался в кружке «Техническое моделирование и конструирование», участвовал в олимпиадах по робототехнике. В 9-м классе задумал проект по разработке конструкции троллейбусов на воздушной подушке (технический результат от реализации изобретения заключается в повышении эксплуатационных качеств троллейбуса на воздушной подушке), всерьез интересовался транспортной отраслью и инженерией колес, имеющих возможность вращения электродвигателем, реверсивным путем. К 10-му классу определился с поступлением в университет МАМИ и решал с выбором направлений подготовки в вузе: 15.05.01 – «Проектирование технологических машин и комплексов» или 23.05.01 – «Наземные транспортно-технологические средства». При конструировании индивидуального учебного плана Вова выбрал для углубленного изучения математику и физику, из предметов по выбору – дизайн и технологию (при поступлении в вуз учитываются баллы ЕГЭ по математике, физике, русскому языку).Лена Т. в 8-м классе стала призером городского этапа Всероссийской олимпиады по МХК, ситуация успеха мотивировала ее на исследование культуры постмодерна, в 9-м классе была организатором проекта «Квартал искусств», неоднократно публиковалась в школьной газете, электронных изданиях Савеловского района, журнале «Культура и время». К 10-му классу всерьез задумалась о выборе будущей профессиональной деятельности: выбирала между «Культурологией» и «Медиакоммуникациями», а также не исключала вариант педагогического образования. Университетом мечты для Лены был НИУ ВШЭ, электронные образовательные курсы для абитуриентов которого она изучала вместе с подругой из студии журналистики.Как школа и университет выстраивают «систему мест» для реализации образовательных задач старшеклассников, конструируя индивидуальные образовательные маршруты и учебные планы – ИУП?В октябре 2015 года школа (Центр образования №1601) инициировала разработку сетевого проекта «Практики Прогресса», направленного на включение школьников 8-11-х классов в решение реальных задач социально-экономического развития города Москвы и включение школьников в проекты НТИ (национальной технологической инициативы). В период октября-декабря 2015 года с рядом университетов школа подписала соглашения о партнерстве с целью развития качественного профильного образования и создания школьно-университетской инфраструктуры для его реализации. Выбор университетов-партнеров был обусловлен: 1) реализуемыми в школе профилями образования – гуманитарный, социально-экономический, естественно-научный, технологический; 2) рейтинговостью университета; 3) образовательными запросами старшеклассников на продолжение образования в университетах; 4) наличием у университета университетских олимпиад и конкурсов, участие и победы старшеклассников в которых конвертируются в зачетные баллы при поступлении в данные вузы; 5) готовностью вузовских преподавателей к участию в реализации общеобразовательных программ по профилю в сетевой форме, электронной форме и модульном формате элективных курсов, составляющих в целом образовательную программу предуниверсария.Система мест по их развивающему и организационному функционалу создается под определенную практику – практику исследования, практику проектирования, практику учения/углубленного изучения, практику управления. Развивающий функционал места определяется решаемой в нем образовательной задачей старшеклассника, а организационный функционал определяется держателем ресурсов – университетом (олимпиады, летние и зимние проектные школы для старшеклассников) или самой школой (проектные мастерские, уроки-погружения в проблему, школьный интеллектуальный клуб), партнерской производственной компанией или профильным сообществом, разработчиком электронного образовательного ресурса или лабораторией исследовательского центра.Так, например, для индивидуального учебного плана (технологический профиль) Вовы К. образовательная инфраструктура включала систему мест как школьных, так и университетских (МАМИ):1) многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» по профилю «Техника и технологии»;2) STEM-игры в МАМИ (Science, Technology, Engineering, Math – наука, технология, инженерия, математика) – формат командных игр, посвященных изучению инженерного, геологического, биологического или астрофизического явления, а также систему мест в производственной компании – «Мостранс» и даже в Роспатенте.Для Лены Т. «система мест для реализации ИУП» определялась углубленным изучением предметной области «Филология» в школе, дополнительным образованием в студии журналистики, а также в университете (НИУ ВШЭ):1) электронные образовательные ресурсы НИУ ВШЭ для старшеклассников партнерских школ;2) многопрофильный конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» для учеников 9-11-х классов (призовое место в конкурсе дает дополнительные баллы при поступлении в ВШЭ, Лена выбрала конкурсные задания по профилю «Медиакоммуникации»). Конкурс ориентирован на выявление способности увидеть через призму приобретенных в школе знаний «практическую» реальную ситуацию и создать продукт, направленный на ее изменение;3) олимпиада «Высшая проба» (проводится по 14 направлениям и включает работу с экспертной комиссией по скайпу);4) академия старшеклассников партнерских школ НИУ ВШЭ (проводится два раза в год: летняя и зимняя сессии по профильным предметам и метапредметным задачам). В фокусе пока еще несостоявшегося выбора Лены профильные предметы: литература, русский, иностранный язык, необходимые для поступления на направление подготовки 42703.05 – «Медиакоммуникации», и обществознание, история – необходимые для поступления на направление подготовки 51.03.01 – «Культурология».Организационно-педагогическая модель предуниверсария, его учебного плана (по трем профилям) и возможных конструкций индивидуальных учебных планов, «системы мест», набора образовательных треков и возможных индивидуальных образовательных маршрутов представлена в презентации по итогам проектной сессии «Организационно-педагогическая модель предуниверсария НИУ ВШЭ».При реализации проекта предуниверсария как модели старшей школы возникают большие технологические и логистические трудности, нуждающиеся в эффективных организационных решениях управленцев. Например, организовать профильные классы можно при наличии в школе не менее 3-4 классов в параллели (это позволит выйти на самоокупаемость затрат из расчета норматива подушевого финансирования на старшеклассника – 37 часов в неделю в учебном плане). Трудность временной организации образовательного пространства с учетом личного времени старшеклассника, времени приглашаемых для ведения профильных курсов университетских преподавателей, занятий в школе из числа изучения обязательных предметных областей, времени выхода в электронную образовательную среду для углубленного изучения, времени на реализацию индивидуального проекта на базах партнерских организаций, времени на выездные сетевые события – проектные и исследовательские школы старшеклассников предуниверсария. Для решения этого вопроса во избежание излишней заорганизованности и нормированности, для сохранения степеней свободы выбора старшеклассников и в то же время сохранения их информированности о возможном участии в событиях мы (Центр образования №1601) разработали мобильное приложение real occurrence – «Календарь сетевых событий предуниверсария» на базе www.localevents.ru.Кроме экономической развилки, развилки временного ресурса организаторы предуниверсария как модели старшей школы неизбежно проходят развилку социализации. Развилка социализации связана с содержанием деятельности, формирующей идентичность: регион заинтересован в региональной идентичности и сохранении талантливых старшеклассников в местном масштабе; топовые вузы, находящиеся в столице, латентно предопределяют миграцию лучших выпускников школ и «невозвращенчество»; сам старшеклассник находится в поиске наилучших условий для учения, получения профессии, жизни и самореализации. Нужно отметить, что проблема эта также характерна и для Москвы. Одним из вариантов ее решения мы (Центр образования №1601) предположили проект для обучающихся 8-11-х классов «Практики прогресса», направленный на включение школьников в решение проектных задач социально-экономического развития Москвы в рамках городской программы «Москва – инновационная столица России».Содержание разработанных педагогами контрольно-измерительных материалов («Столичному образованию – новые КИМы») и проектных задач для школьников по предметным областям «Физика», «Математика», «Естествознание», «Информатика», «Филология», «Психология и коммуникации» связано с вопросами социально-экономического развития Москвы, ее новых отраслей и формирующихся рынков NBIC (нано-, био-, когно, инфо-) как инновационного города мира. «Практики прогресса» – это модель профильного проектно-ориентированного образования. Для старшеклассников участие в таком проекте интересно не только предпрофессиональным изучением проблем, погружением в задачи управления социально-экономическим развитием города с точки зрения разных областей знания, но и возможностью вхождения в сообщество профессионалов предметной области, расширения коммуникаций в сфере будущей профессиональной деятельности.Такого рода проектные практики важны для старшеклассников, поскольку стандартная вузовская подготовка слишком коротка для формирования углубленного и разностороннего знания предмета, понимания межпредметных связей, а предуниверситетские проектные практики в предпрофессиональной среде формируют творческое мышление будущего профессионала.Таким образом, образовательная задача как способ организации индивидуального образовательного маршрута встраивает старшеклассника в определенные формы действительности и является не только формой трансляции известного знания, но и формой мобилизации его человеческого потенциала, мобилизации, связанной с включением в социальные процессы: профессиональные сообщества, проекты развития города.И здесь в процессе организации «системы мест» ИУП (индивидуального учебного плана) для организаторов модели предуниверсария – старшей школы возникает четвертая развилка – социально-педагогическая. Она связана с нелинейностью пространства образовательной задачи и ведет к пониманию того, что движение индивидуального образовательного маршрута старшеклассника не может быть разложено в линейную последовательность этапов.Индивидуальный учебный план – это осмысленный старшеклассником выбор и сделанный им конструктор разнообразных практик углубленного изучения профильных предметных областей, исследовательских работ, проектов, социокультурных событий.Индивидуальные образовательные маршруты социально-педагогически возможны только в открытом образовательном пространстве, открытом не только институционально (не в стенах школы), но и содержательно (содержание образования обусловлено не только и не столько учебником, сколько социальной практикой, в которую включен старшеклассник).Конечно, учебный план, даже реализуемый в открытом образовательном пространстве, все равно имеет регламентацию, в случае школы как института – временную регламентацию.Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, посещения театров, музеев и других событий. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.Характеристика деятельности и форм ее организации в рамках учебного плана:- учебная деятельность (уроки, проблемные мастерские, консультации с преподавателями и экспертами, самостоятельная работа по изучению предметных областей для восполнения дефицитов знания, подготовка к олимпиадам, онлайн-курсы и вебинары с профессионалами);- исследовательская и проектная деятельность (работа над проектными задачами в мини-группах или индивидуально, погружение в тематику НИР университетских лабораторий, 3D-экскурсии по исследовательским лабораториям, конкурсы исследовательских и проектных работ, выездные летние и зимние школы исследователей и проектировщиков – «Академия старшеклассников»);- досуговая деятельность (экскурсии на производственные предприятия, в музеи, тематические праздники и интеллектуальные игры, «театральные субботы», командные виды спорта и соревнования, рефлексивные практикумы).Параллельно с построением учебного плана предуниверсария педагогическое сообщество «школа – университет» должно разработать инструменты для измерения прохождения учебного плана и результатов освоения образовательных программ предуниверсария. К таким измерителям могут быть отнесены и новые КИМы (контрольно-измерительные материалы по предметным областям), и организованные университетом конкурсы и олимпиады, ориентированные на оценку способностей старшеклассников, их компетентности в проведенном исследовании или сделанном проекте, и оценки потенциальных работодателей – по количеству заключенных отсроченных трудовых договоров со старшеклассниками и по количеству выделенных стипендий на их обучение в рамках профиля производственной компании. Для школы важным индикатором успешности предуниверсария – старшей школы может стать показатель процента поступления старшеклассников в топовые вузы по профилю.Само же содержание образования в формате реализации учебного плана должно быть связано со становлением сквозных компетенций (проектных, исследовательских, рефлексивных, аналитических, коммуникативных) как условий развития субъекта деятельности, будущего профессионала.Все это требует переосмысления традиционно сложившихся в школе образовательных практик, их технологической и институциональной трансформации в партнерстве «школа – университет» с целью организации качественного профильного образования в логике развития человеческого потенциала.При проектировании предуниверсария важно понимать, что разработка организационно-педагогической модели нового типа – это инновация седьмого порядка, представляющая собой коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы, ее базовые практики.Организация и реализация такого рода инновации возможна только в сетевом сообществе через сетевые образовательные программы, влекущие за собой изменения уклада образования.Инновация является основной формой развития сферы образования, а управление процессом инновации – создание условий для ее воспроизводства. Для этого и создается по всей России сеть школ, ориентированных на проектирование образовательных систем нового уклада, включающих организацию старшей школы – предуниверсария и инициирующих новые образовательные практики как практики развития человеческого потенциала.Все эти нововведения, вероятно, повлекут за собой пересмотр региональных программ развития образования с включением в них новых показателей эффективности и индикаторов качественного профильного образования в сетевом партнерстве «школа – университет» (возможно, новыми единицами измерения эффективности станут: количество организованных профилей в школе; процент выпускников школы, поступивших в вузы по профилю; доля победителей профильных университетских олимпиад от общего числа обучающихся; количество и качество (определяется аккредитационной экспертизой) образовательных программ, реализуемых в сетевой форме школой и университетом.Вячеслав ЛОЗИНГ, кандидат педагогических наук, директор дирекции общего образования НИУ ВШЭ;Ольга ФИОФАНОВА, доктор педагогических наук, и. о. директора Центра образования №1601(школа-партнер НИУ ВШЭ)
Комментарии