Детский дизайн-центр появился «случайно», во Дворце пионеров на Невском, 39, в центре города. Благое место – царственное, светлое. Утром тихо, вечером громко, море детей… муравейник.
Сначала был кружок дизайна – локальное пространство – одна комната в отделе науки и техники. Шестьдесят-семьдесят учеников и один педагог. Стало скучно… Год 1985… Как это ни странно, недалеко – в Инженерном замке – совершенно случайно я тоже заскучал сидеть за столом в отделе комплексных исследований в области системного дизайна знаменитого проектного института ВНИИТЭ – на третьем этаже под крышей с видом на внутренний восьмигранный двор. Вот тогда, услышав Божий глас, я понял, что дизайн начинается с детства, ибо это – самые творческие годы нашей жизни. Таким образом, делать мне стало более в замке нечего.
Через два месяца пригласили поработать вместе с коллегой в области дизайн-педагогики. Я согласился. Первый год был роковым – все дети ушли… С этого времени пришлось читать, думать, сочинять, структурировать, постигать профессию педагога, организатора, ученика и философа, а также дизайнера педагогики и образования. Период проектирования был самым интересным и творческим. Собрался небольшой коллектив, и появились концепция, модель образования, тип педагогики, исследование методики возрастных групп, структура учебного процесса, учебный план и, наконец, название коллектива – «Детский дизайн-центр».
На это ушло четыре года. И получилась первая детская многопредметная дизайн-школа в России (тогда еще СССР). Появились настоящие коллеги, друзья и враги – спасибо… особенно последним. Появились самые настоящие ученики и педагоги, которые научились учить. Возраст 10-14 – середняки. Выросли – не уходят. Вот и проектируем программы – сначала на 4 года, потом на 6 лет, на 7, 8, 9. Три этапа: подготовительный, основной и специализированный.
24 авторские программы – девять лет образования!
Педагоги – дизайнеры, архитекторы, художники, фотографы, искусствоведы, студенты институтов, академий, университетов (бывшие наши ученики).
Первая серьезная выставка – в 1990 году, последняя – в декабре 2002-го, шестидесятая за 17 лет. Учащихся – 450, педагогов – 15. Можно подумать – идиллия, а иногда – застой. Осваиваем средние школы – обучаем учителей и детей. Процесс идет. Два поколения педагогов – члены творческих союзов: Союза дизайнеров, Союза художников (десять человек).
Теперь по существу и кратко:
1. Тип образования:
– опережающее;
– перманентное.
2. Тип педагогики:
– либеральная (педагогика свободы);
– сотрудничества;
– творчества;
– ненасилия;
– темпоральная – проектная педагогика, направленная в будущее.
3. Творческая среда – стимулирующее пространство со всеми элементами дизайн-образовательной структуры.
Так вот о творческой среде.
Во-первых: творчество – это совместный труд учеников и педагогов.
Во-вторых: «визуальная культура» рождается в процессе личной интерпретации образа и не нуждается в эталонах (даже самых лучших), это не стилеобразование – это индивидуальная практика «внутреннего видения», создающая целостные идеи.
Нас неоднократно спрашивали, почему мы назвали наш коллектив «Детский дизайн-центр», а не «кружок дизайна» или «Юный дизайнер» или даже «Дизайка», и, как правило, просили, требовали, иногда с раздражением, объяснить, «что же такое дизайн?» и «кто такой дизайнер?» («уж не вы ли?»), а если мы, то «кто вы такие и откуда вы здесь? И чем занимаетесь в свободное время?» (дизайном), «и сколько вам платят?» (мало)… Подобные вопросы с ноткой раздражения мы терпеливо слушали с 1985 года примерно десять лет.
Начнем сначала: «детский» – потому, что здесь учатся дети, «дизайн-центр» – потому, что мы находимся в центре нашего горячо любимого Дворца – в самом центре города! «Детский дизайн-центр» – потому, что в ТО время никто такого названия еще не придумал (по скромности), а МЫ были молодые, нескромные, пожалуй, даже дерзкие и нам показалось, что это самое лучшее название нашего легендарного (теперь) коллектива!
Вот так и остались мы «Детским дизайн-центром», которому вот уже восемнадцатый год. Возраст…
И, наконец, о дизайне. Во-первых, «дизайн» – это «проектирование». Во-вторых, «дизайн» – преобразующая творческая деятельность, интегрирующая достижения архитектуры, искусств, ремесел, технологий, наук, экономики, гуманитарной культуры и синтезирующая их в качественно новую культуру, направленную на духовное развитие, обеспечение жизнедеятельности человека. Сфера дизайна – проектная организация жизни, глобальных информационных процессов, культурных, экономических и политических стратегий нового поколения.
Дизайн-деятельность глубоко проникает в сферу образования и ставит перед всем обществом проблему качества специалистов-дизайнеров. Подавляющее развитие информационно-технологических систем требует профессиональной регламентации, гармонизации и гуманизации социума. В назревшей потребности широкого освоения визуальной и проектной культуры необходимы новые концепции детского образования и пересмотр содержания художественно-эстетического воспитания в средних и специальных учебных заведениях (школах и лицеях). Для этого необходимо существование целостных государственных программ дизайн-образования и как элемента системы – детского дизайн-творчества в учреждениях дополнительного образования. Необходимость этого решения очевидна. Чем раньше ребенок погружается в дизайн (одну из самых гуманных профессий), тем скорее начнет созидать, проектировать свой собственный мир, построенный его воображением и руками.
Cергей ТАЛАНКИН, заведующий сектором дизайна и фото отдела техники Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, член Союза дизайнеров России
Комментарии