Для того чтобы урок был интересным для всех его участников, нужно приложить усилия. Учитель должен позаботиться о достаточном количестве материала для индивидуальной работы, заранее спланировать результаты и способы их достижения для всех участников. Если допустить мысль, что урок – это то место, где каждый может получить свой результат, то все получится.
Ученики с дисграфией и дислексией учатся в обычных школах наравне с детьми без нарушений чтения и письма. При своевременном выявлении проблемы и постановке диагноза ребенок получает помощь от логопедов и дефектологов, это обычный и самый продуктивный путь. Но работа с дисграфией – это процесс новый, а все, кто в нем участвует, знают, что еще и трудный, требующий регулярности. Может ли учитель в обычной школе помочь ученику и поддержать специалистов в их труде? Что, если попробовать встроить работу с такими учениками в общую канву урока? Возможно ли это сделать и не потерять интереса остальных участников учебного процесса?
Безусловно, работа с дисграфией и дислексией требует глубокого и всестороннего исследования дефицитов каждого конкретного ребенка, но даже учитель, ничего не знающий о специфике такой работы, может включать ее элементы в урок. Проблема дисграфии стоит в школе довольно остро, практически в каждом классе есть ученик или несколько с подобными нарушениями письма и речи. Учителя общаются с детьми чаще специалистов и могут поддержать их работу на своих уроках, включая в них довольно простые задания.
Методы педагогического дизайна сейчас достаточно широко применяются при обучении детей. Они предполагают четкую постановку цели, разработку учебных материалов для ее достижения, анализ эффективности и коррекцию материалов после анализа. Задачи при таком подходе довольно обширны. На первом этапе следует провести целевой анализ аудитории, ее возможностей и результатов, которые мы хотим получить.
Причин и дефицитов у дисграфии огромное количество, мы не ставим перед собой задачу закрыть все потребности ученика. На уроках можно работать с дефицитом внимания, прорабатывать правильный порядок элементов (работа с перестановкой букв), однако перед учителем в такой работе стоит несколько дополнительных задач. Во-первых, урок и все его элементы должны быть интересными и посильными для всех участников процесса. Во-вторых, включения не должны быть продолжительными по времени, поскольку общая цель урока вовсе не коррекция детей с нарушениями чтения и письма. В-третьих, такие задания должны быть регулярными, как и любая работа по освоению навыков. Несмотря на то что целевой аудиторией являются ученики с нарушениями чтения и письма, учителю необходимо дополнительно ориентироваться и на интересы остальных учеников.
Работа по коррекции дисграфии может включать в себя специфические методики, такие как чтение таблиц Шульте или корректурные пробы. Однако гораздо проще включить в уроки такие виды работы, которые легко интегрируются в любую тематику. К таким упражнениям относятся разного рода словесные игры.
Современные исследования работы с дисграфией предлагают большой выбор методов и упражнений. Современный мир предоставляет нам массу возможностей в преподавании. Использование электронных досок предоставляет возможность работы с цветом (цветовое выделение проблемных слов и терминов может помочь ученикам в запоминании). Существуют книги и учебники, напечатанные специальным шрифтом. Это не всем доступно и поэтому не всегда применимо на уроках. Использование цветных фильтров для коррекции и чтения дает очень хорошие результаты, но это выходит далеко за рамки учительской работы.
Какие же задания можно использовать на самых обычных уроках?
«Шифровальщик»
Эта игра развивает умение соотносить зрительные образы и расположение букв, работает с дефицитом внимания. Эту игру можно давать индивидуально и всему классу на время.
Пример:
Найдите числа по порядку и запишите буквы, которые находятся на тех же местах:
М | Т | А |
А | ||
Б | Ш | С |
1 | 5 | 6 |
2 | ||
7 | 4 | 3 |
«Вычеркни лишние буквы»
Игра развивает внимание, работает со зрительным образом буквы.
Ребятам дается небольшой текст по теме урока, в котором в произвольном порядке добавлены дополнительные буквы (одна-две). Вычеркнув их, ребята могут прочитать, о чем текст, и, к примеру, ответить на вопрос учителя.
Пример:
Вычеркни лишние буквы В и Г, прочитай текст и ответь на вопрос, как устроен позвоночник верблюда.
Пвозвогнвочвгникигввергбвлювдгов явгляювтгся прягмвыгмви, невгсмвовтгрявна ивгх гворвбы.
«Общая логика»
Игра помогает работать со значениями слов.
Ученикам предлагается продолжить логические ряды слов (два и более), объединенных одной темой.
Пример – продолжи логические ряды: широта, параллель, координаты… Тропический, субарктический, экваториальный…
Работа с дисграфией на уроках требует включенности не только от ученика, но и от учителя. При ее регулярности, при создании атмосферы взаимопонимания и интереса возможно значительно улучшить результаты учеников, помочь им в работе с текстами, которая составляет значительную часть процесса обучения. Простые и понятные задания можно сделать интересными для всего класса, можно разбивать их по уровням сложности для разных групп. В зависимости от дефицитов, преобладающих в классе, можно сделать акцент на разных типах заданий.
Совместная работа всех специалистов, направленная на развитие учащихся, принесет гораздо больше результатов, чем рассуждения о том, должны ли дети с особыми возможностями учиться вместе. Если учитель задает себе вопрос, как сделать, чтобы все учились вместе и всем это оказалось полезно, эффективность его труда будет гораздо выше.
Ольга МАТВЕЕВИЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1321 «Ковчег»
Комментарии