search
main
0

Дизайн-челлендж: студенты преображают пространство

Дизайн – это термин, который повсеместно употребляется не только в профессиональной среде, но и в бытовой жизни. Кто-то считает дизайн искусством, кто-то уверен, что это больше о конструировании и инженерной мысли. Томас Мальдонадо, дизайнер, художник, один из руководителей Ульмской школы дизайна, заметил: «Различные философии дизайна являются выражением различного отношения к миру. Место, которое мы отводим дизайну в мире, зависит от того, как мы понимаем этот мир…»

Дизайн делает мир лучше

Дизайн охватывает множество сфер жизни. Различают промышленный дизайн, графический дизайн, мультимедийный дизайн, дизайн интерьера, дизайн городской среды и так далее. Но какую бы область применения мы ни взяли, задача дизайна – решать социально-технические вопросы функционирования производств, улучшать существование людей в предметной среде.

Одно из самых современных определений дизайна дал российский искусствовед Никита Васильевич Воронов: «Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом».

Мне кажется, что прекрасной иллюстрацией роли дизайна в повышении качества жизни людей является дизайн общественных пространств Москвы. Причем в этом контексте дизайн включает в себя не только визуальные решения, но и совокупность факторов: внешняя привлекательность и уникальность, пешеходная и велоинфраструктура, уровень безопасности, благоустроенность, досуговые возможности.

Бостонская консалтинговая группа год назад, в июле 2018‑го, опубликовала отчет о результатах исследования развития комфортной городской среды в Москве и ведущих городах мира. Красивая, комфортная и дружелюбная среда не просто создает позитивный настрой у человека, она рассматривается как один из важнейших факторов благополучия населения.

Некоторые цифры, позволяющие оценить изменение восприятия и поведения москвичей в связи с трансформацией общественных пространств:

– число пешеходов на благоустроенных улицах выросло в среднем в 4,5 раза;
– москвичи стали в 23 раза чаще пользоваться велопрокатом;
– каждое третье фото на благоустроенных улицах сделано в темное время суток;
– каждый третий москвич стал заниматься физкультурой и спортом;
– москвичи стали в 10 раз чаще ходить на фестивали.
(Данные из отчета BCG)

Дизайн образовательных пространств

Очевидно, что дизайн, обладая свойством менять восприятие и поведение людей, имеет огромное значение для школ, не только повышая мотивацию к учебе, но и являясь сильным конкурентным преимуществом образовательной организации, точкой притяжения обучающихся.

Международные практики создания современных, эргономичных и экологичных образовательных и развивающих пространств имеют долгую историю, в отличие от советской практики унифицированных подходов. В Интернете можно найти много примеров европейских и американских учебных заведений, воплотивших уникальные дизайнерские решения.

В последние годы Москва активно развивает идеи индивидуальных проектов государственных школьных зданий и территорий, через конкурсы поддерживает лучшие образцы оформления учебных помещений, школьных столовых, дворов, спортивных площадок.

Команда техникума Красина, позиционируя себя в области креативных индустрий, включила в учебно-производственную практику студентов направлений «Дизайн по отраслям» и «Графический дизайн» модули, связанные с оформлением учебных и рекреационных площадей в своих зданиях. При этом мы стараемся по возможности следовать сформулированной нами концепции «5Э»:

Эстетичность. Включение пространства в формирование хорошего вкуса. Эстетика пространства интерактивна и создается совместно с участниками образовательного процесса.

Эргономичность. Использование технологий для повышения концентрации внимания обучающихся и достижения лучшего КПД учебного процесса.

Экологичность. Использование экологичных материалов, перерабатывающего отходы оборудования, организация замкнутого цикла переработки.

Экономичность. Максимально эффективное использование пространства и оборудования, монетизация интеллектуальной собственности.

Этичность. Демонстрация принципов этики и морали, привитие человекоцентричных ценностей.

Две наши площадки представляют собой типовые здания, одно из которых построено в 1930 году как общеобразовательная школа, второе – в 1970 году как профессиональное училище. Назначение зданий определило и архитектуру, и внутреннее пространство. И одна из главных задач поиска решений и оформления, которая ставилась перед студентами, – это органичное сохранение функциональности и исторического контекста и одновременное преодоление «налета совка».

Первым нашим масштабным экспериментом стало освоение цеховых помещений и открытие в них центра современного искусства «Полиграфический цех». Нашей команде «в наследство» достались большие производственные площади в плачевном состоянии, и мы решили пойти по пути мировых трендов – использовать их для выставочных целей, что оправданно и с точки зрения образования. Наш выбор остановился на современном искусстве как одном из направлений развития. Почему? Во-первых, искусство – это всегда созидание. Сегодня мир наполнен большим количеством разрушительных явлений. И в этом смысле организация выставок современного искусства, в которых художники пытаются осмыслить действительность и призывают зрителей к определенного рода рефлексии, – это наша манифестация против негатива. Во-вторых, в искусстве изначально заложена метапредметность. Современное искусство оперирует знакомыми образами, призывая зрителей искать истинные смыслы окружающих нас явлений, задумываться о категориях, определяющих человеческую жизнь, о настоящих и ложных ценностях. И, в-третьих, я убеждена, что молодой человек, у которого помимо фундаментальных знаний и профессиональных компетенций есть культурный багаж, – это человек, если можно так выразиться, «обреченный на успех», потому что он готов воспринимать, познавать, анализировать и обязательно созидать.

В результате разрушенные и опустошенные промышленные площади превратились в арт-территорию, совместив в себе флер урбанистического пространства и следы производственного помещения.

Этот проект целиком и полностью реализован нашими преподавателями, современными художниками Кириллом Жилкиным, Евой Аракчеевой и Михаилом Левиусом. Они являются и кураторами арт-центра, формирующими образовательную и выставочную повестку, и авторами, чьи работы экспонируются в залах.
Арт-центр «Полиграфичес­кий цех» был создан в феврале 2016 года, и сегодня у нас в портфолио 18 реализованных выставочных проектов, среди которых «Модуль» – участник V Московской международной биеннале современного искусства, «Мифология бургера» – один из Топ-10 сезонных выставочных проектов Москвы. Наше арт-пространство органично встроено в систему дополнительного художественного и философского образования, мы организуем авторские и кураторские экскурсии для школьников и студентов, проводим мероприятия городского просветительского проекта «Арт-субботы», мастер-классы, лекции, встречи с художниками.

Дизайнерские проекты наших студентов, конечно, менее масштабны, но не менее концептуальны. Например, роспись бетонного забора, окружавшего территорию одной из наших площадок. Против унылой серости был применен арсенал стрит-арта. Выполненные граффити – это не просто прикольные рисунки, они имеют глубокий социальный подтекст, символизируют полярные образы, которые можно найти в современных мегаполисах.

Еще одно пространство, преображенное силами студентов, – это учебная зона для детей с особыми образовательными потребностями. Молодые дизайнеры поставили перед собой задачу повысить комфорт обучающихся с ОВЗ в учебных кабинетах и зонах отдыха, для чего при оформлении выбрали особые цвета – нежно-зеленый, серо-голубой и небесно-голубой.

Визуальные решения для общих рекреаций разрабатывались с учетом двух аспектов: с одной стороны, это эстетичность, функциональность и комфорт, с другой – образовательный посыл, мысль, идея. В рамках этого подхода были созданы и оформлены зоны буккроссинга в двух зданиях техникума. Зона буккроссинга – это не только пространство, в котором можно обмениваться книгами, но и место досуга для студентов и преподавателей. Поэтому концепция визуального решения должна, с одной стороны, отделять это пространство от других в техникуме, с другой – нести некое значимое сообщение. Использование удобной мягкой мебели, ярких, привлекающих внимание стеллажей и экрана для электронного обмена книгами – это одна часть проекта, а другая – лаконичная монохромная роспись стен, темой которой стал суровый техногенный, монохромный город. Данный образ ненавязчиво говорит о том, что так необходимо мегаполису – осмысленное живое общение, которое становится возможным в зоне буккроссинга.

Другим проектом стало оформление одного из этажей техникума, на котором базируются дизайнеры. Идеей, транслируемой в данном случае, стало зримое присутствие великих художников и дизайнеров рядом со студентами. Были обработаны в технике трафарета и нанесены на стены портреты Василия Кандинского, Павла Филонова и других. Вместе с их цитатами пространство становится образовательным и мотивирующим. Студент видит себя в контексте истории искусства, находится в ярком, динамичном и эффектном пространстве, залитом яркими, контрастными цветами. Такое решение дает возможность проводить уроки истории искусств и цветоведения прямо в коридоре.

Актовый зал – еще одно место постоянного присутствия студентов, поэтому мы решили создать в нем атмосферу фильма, оформив холл в эстетике нуара. Это неожиданное решение превращает часть техникума в подобие модного андеграундного клуба или концертного зала.

Разрушать стереотипы восприятия – одна из главных функций дизайна и основное его оружие. Как привлечь молодых людей, как передать им значимые ценности без давления? Методом превращения образовательного пространства в разностороннее, эстетически привлекательное и нетривиальное.

Перспективы дизайнерских профессий

Возвращаясь к обсуждению дизайна как важной части жизнедеятельности человека, нельзя не сказать о его эволюции, вызванной изменениями социальных, технологических и производственных процессов. В этом смысле интересно посмотреть на «Атлас новых профессий», проект-прогноз развития отраслей по результатам форсайт-сессий с ключевыми экспертами компаний – лидеров отраслей и вузов.

Среди заявленных в атласе 186 профессий будущего, которые появятся в перспективе до 2030 года, профессии, связанные с дизайном, встречаются многократно:

– сфера безопасности – «дизайнер-эргономист носимых устройств для безопасности»;

– туризм и гостеприимство – «дизайнер дополненной реальности территорий»;

– медиа и развлечения – «дизайнер эмоций»;

– энергогенерация и накопление энергии – «дизайнер носимых энерго­устройств»;

– IT-сектор – «дизайнер интерфейсов».

Все эти разные виды дизайна требуют разных профессиональных компетенций, но их объединяют так называемые универсальные компетенции: логика и системное мышление, кросс-функциональное и кросс-дисциплинарное взаимодействие, программирование, управление ресурсами и проектами, восприятие критики и обратная связь, умение видеть возможности. Эти универсальные компетенции необходимы уже сегодня, в условиях постоянного появления новых технологических трендов и большей автоматизации рутинных задач.

Многие эксперты прогнозируют взлет спроса и на «обычных» дизайнеров со стороны как частных, так и государственных компаний. Государственный сектор сталкивается с новыми, ранее не возникавшими задачами, которые нельзя решить без опыта и творческого мышления дизайнеров, а коммерческие фирмы все жестче конкурируют на уровне идей, для чего им необходимы интеллектуальные ресурсы дизайнеров.

Наша команда старается работать в русле перспективных трендов, поэтому мы начали разработку образовательных программ по профессиям будущего, в том числе по профессии «дизайнер эмоций». Опираясь на «Атлас новых профессий», на первом этапе мы разработали функциональную карту, сформулировав и описав область профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, трудовые функции и компетенции. Поскольку техникум Красина – это государственная бюджетная профессиональная образовательная организация, то и наша образовательная деятельность должна строиться в существующем нормативно-правовом поле. Курс по этой профессии был спроектирован максимально приближенным к логике ФГОС СПО. К разработке содержания мы привлекали и наших преподавателей, и внешних экспертов. Мы предусмотрели возможность его интеграции в существующие образовательные программы среднего профессионального образования по специальности «дизайн по отраслям» и профессии «графический дизайнер». Получился такой многосоставной модуль, который погружает слушателя в основные аспекты стратегии воздействия на эмоции средствами дизайна (композиция, типографика, инфографика, презентация данных, психология цвета) и знакомит со способами взаимодействия дизайна и мультимедийных технологий.

Дизайнер эмоций – специалист, создающий эмоциональный фон контента с использованием новых каналов доставки информации, в том числе и напрямую в мозг потребителя. Он управляет воздействием на органы чувств для того, чтобы в ходе потребления контента у пользователя возникали необходимые ощущения и эмоции.

Из «Атласа новых профессий»

Лиана ТАБАТАДЗЕ, директор Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б.Красина

Конкурс «Школьный двор – лучшее место для семейного отдыха в Москве»

Номинации:

«Школьный двор для всех москвичей»;
«Спорт для всех»;
«Фестиваль цветов»;
«Общение и отдых»;
«Самый популярный двор».

Критерии оценки:

1) общее эстетическое состояние здания и территории;
2) возможности для отдыха всех москвичей (наличие и состояние скамеек, беспрепятственный доступ маломобильных граждан);
3) состояние зеленых насаждений (деревья, цветники, газоны);
4) возможности для активного отдыха и занятий спортом для всех возрастных категорий (спортплощадки, тренажеры);
5) единое гармонизированное школьное пространство для семейного отдыха.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте