Форум педагогических вузов, который прошел в МГПУ, продолжает вызывать немалый интерес в профессиональном педагогическом сообществе. Как известно, в столице есть три педагогических вуза, которые ведут подготовку высококвалифицированных кадров для системы образования Москвы. У ректоров этих региональных вузов есть своя точка зрения на развитие высшего педагогического образования.
Современный этап развития высшего педагогического образования России характеризуется устойчивым ростом спроса на него и все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития государства, будущего науки. Введение Болонской системы в России показало за прошедшие годы серьезные проблемы прежде всего в области обеспечения качества высшего образования. Педагогическое образование здесь не стало исключением. Эту проблему усугубил рост негативных настроений по отношению к педагогическим вузам, во многом основанный на внешнем факторе: рекомендациях экспертов МВФ, высказываниях официальных лиц о низком качестве профессиональной подготовки как преподавателей, так и студентов именно в педагогической высшей школе, изначально невысоком уровне абитуриентов, принимаемых в педагогические вузы якобы с самыми низкими баллами ЕГЭ, отсутствии какого-либо вклада педагогических университетов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность. Основной тезис критиков высшего педагогического образования в России заключается в необходимости скорейшего расформирования педагогических университетов и передачи их в структуру классических. Однако уже сегодня понятно, что в отношении большинства педагогических университетов эти претензии не имеют никакого основания. В течение последних шестнадцати лет педагогические вузы Москвы, созданные в самое сложное для школы столицы время, в середине 90-х годов прошлого века, заняли достойное место в высшем профессиональном образовании. Шестой этап программы развития системы образования Москвы на период 2012-2016 годов определил стрежневой задачей достижение московского стандарта качества образования, модернизацию и дальнейшее развитие всех аспектов и сторон деятельности каждого образовательного субъекта. Для реализации этой программы система образования Москвы имеет мощный потенциал и собственные резервы, а также богатые традиции подготовки учителя, в том числе в сложных экономических условиях. МГПУ как крупнейший многопрофильный научно-образовательный центр, МГППУ, МГПИ, МИОО представляют собой основу этого потенциала в области высшего педагогического образования в Москве.К примеру, деятельность нашего университета изначально строилась на идее классического университетского образования, сочетающего в органичном единстве две важнейшие функции – образовательную и научную. Ныне в университете подготовка кадров ведется по 162 основным образовательным программам, из них 51 программа бакалавриата, 32 – магистратуры, остальные – программы специалитета. Это и педагогика, естественные и социальные науки, управление и экономика, информатика и вычислительная техника, сфера обслуживания. Более 30 профилей бакалавриата и программ магистратуры на территории Москвы реализуются только в МГПУ. Расширение диапазона влияния развития педагогических вузов позволяет по-новому взглянуть на дискуссии между сторонниками передачи педобразования в классические университеты и приверженцами модели автономного высшего педагогического образования. В условиях уровневого образования каждый университет независимо от его специфики попадает в ситуацию, когда высшее образование становится, по сути, частью сферы обслуживания: заказ на то или иное образование, сочетание, к примеру, педагогического бакалавриата и экономической магистратуры или юридического бакалавриата с магистратурой по педагогическому образованию, поступает в вузы от абитуриента, исходящего из собственных профессиональных интересов. В этом смысле у каждого вуза России, учитывая особенности его развития, структуры, современного учебного и научно-исследовательского опыта, найдется широчайшая область для реализации своего потенциала. Сочетание высшего классического и педагогического образования можно рассматривать только как серьезное преимущество российской системы высшего профессионального образования, которое необходимо сохранить. В подтверждение могу привести данные приема в магистратуру МГПУ: в 2011 году из 256 магистрантов 81 поступил к нам из других вузов после окончания бакалавриата или специалитета как педагогических, так и классических направлений, в том числе из МГУ им. Ломоносова. Полагаю, что эти процессы могут стать основой будущего образовательного альянса педагогических и классических университетов, способствующих мобильности выпускников, их конкурентоспособности.То, что в этом альянсе педагогическое вузы не будут слабым звеном, доказывают данные о качественном составе их профессорско-преподавательского корпуса, например, из 1000 штатных преподавателей нашего университета более 200 докторов наук, профессоров, более 600 кандидатов наук. В университете успешно работают 12 диссертационных докторских советов по 25 научным специальностям, создана сеть научно-исследовательских лабораторий (22) в составе бюджетного НИИСО, в которых трудятся 140 научных сотрудников, нацеленных на разработку новых технологий и методов преподавания в предметной области. Результаты исследований становятся достоянием учебного процесса, содержания учебных курсов, федеральных учебно-методических пособий и учебников. Аспирантура и докторантура включает 38 научных специальностей, и здесь обучаются 900 человек.Для обеспечения московской системы образования кадрами наш университет подготовил и выпустил более 28 тысяч специалистов, из них около 9 тыс. специалистов по классическим специальностям и более 19 тысяч – по педагогическим. Ежегодно свыше 70% выпускников педагогических специальностей идут на работу в образовательные учреждения, где они успешны и востребованны. Ежегодно среди призеров российского и городского конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют» – наши выпускники. В этом году в финале городского конкурса среди 33 учителей было 6 выпускников МГПУ, в том числе абсолютный победитель – выпускник исторического факультета 2000 года Антон Молев, представлявший московское образование на российском конкурсе и вошедший в пятерку лидеров конкурса. В целом за последние десять лет победителями конкурса «Учитель года», как правило, становились именно выпускники педагогических университетов, которые, к слову, готовят 50% педагогических кадров России, а более половины приходится на технические, негосударственные и классические университеты. Тем не менее 2/3 победителей российского профессионального конкурса педагогов – выпускники педуниверситетов, в этом году из 85 – 54.Популярность педагогического образования среди абитуриентов страны вполне измерима, как известно, при помощи соответствующих рейтингов, учитывающих средний или минимальный балл, полученный на ЕГЭ и представленный при зачислении в вуз. С 2010 года Высшая школа экономики и РИА «Новости» проводят рейтинг качества приема в вузы на основе анализа среднего балла ЕГЭ абитуриентов, зачисленных по конкурсу на очную форму обучения в 506 государственных вузах России, среди которых 58 педагогических. В рамках данного рейтинга выявлены вузы страны, к которым проявляется интерес со стороны наиболее подготовленной и креативной части выпускников – победителей всероссийской и других олимпиад школьников. По результатам этого рейтинга в общем рейтинге вузов России: МПГУ – 172-е место, МГПУ – 187-е место. В рейтинге педагогических вузов России у РГПУ – 3-е место, у МПГУ – 5-е место, у МГПУ – 7-е место. При этом в 2010 году самый высокий в стране балл ЕГЭ имели абитуриенты МФТИ – этот вуз находится на первой строчке общего рейтинга вузов. МГУ занимает в общем списке 7-е место, а РУДН – 87-е место (70,2 балла). Из педагогических вузов, вошедших в общий рейтинг, самую высокую позицию (128-е место) занимает Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ). Заметим, что его балл ЕГЭ – 66,4 – немногим ниже, чем в РУДН. Из московских педагогических вузов наилучший балл ЕГЭ у абитуриентов МПГУ, за ним следуют МГПУ, МГППУ, МГПИ. В 2011 году средний балл абитуриентов, поступивших в педагогические вузы Москвы, был выше, чем в 2010 году. Результаты ранжирования по баллу ЕГЭ позволяют развеять миф о том, что аудитории педагогических вузов заполняют наиболее слабые школьники. Балл ЕГЭ поступающих в педагогические вузы часто выше, чем у абитуриентов крупнейших университетов (например, Национальный исследовательский университет МИСИС, Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина).Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты поставил перед всеми вузами проблему новой организации учебного процесса, в том числе и для подготовки педагогических кадров. Особую важность приобрели требования к уровню подготовки учителей, способных инициировать поиск эффективных моделей организации и управления учебно-познавательной деятельностью в школе, колледже. Конкурентоспособность и профессиональная компетентность нашего выпускника – требование времени. Это и определило необходимость поиска инновационных методов и приемов обучения, а также адекватных им форм контроля знаний, умений и навыков, полученных студентами компетенций. Необходимо повышение социального статуса и престижа педагогического труда и приведение качества подготовки учителей в соответствие с изменяющимися запросами общества к образованию.Высшее педагогическое образование столкнулось с новыми серьезными вызовами, определяемыми самой сущностью уровневого образования и его привязкой к потребностям экономики, необходимостью формирования у студентов новых компетентностей помимо профессиональной: иноязычной, социокультурной, информационной, компьютерно-презентационной. При этом профессиональная компетентность остается для педагогических вузов все же основной задачей подготовки будущих учителей. Здесь, к сожалению, приходится констатировать, что новые ФГОС не позволяют нам в полной мере использовать уже накопленный ценный опыт в области подготовки молодых педагогов к своей непосредственной профессиональной деятельности в школе. За годы деятельности нашего университета важнейшей частью подготовки учителей стала непрерывная педагогическая практика, охватывавшая как минимум три последних года обучения специалиста. Причем на пятом курсе студенты совмещали изучение дисциплин и написание дипломной работы с практической деятельностью в школе, работая там, как правило, на полную ставку в течение всего года. Это позволило не только обеспечить хорошую профессиональную готовность выпускников нашего университета, но и обеспечить выход подавляющего большинства из них на работу в школу по окончании МГПУ. В существующих стандартах подготовки бакалавров педагогического образования возможность для организации непрерывной педпрактики отсутствует, мы направляем студентов в школу всего лишь на 16 недель в течение 2-4-х курсов. Кстати, 60% участников форума отметили, что такого количества времени для педагогической практики недостаточно.Понимая серьезность этой проблемы, мы неоднократно обращались в Министерство образования и науки России, к нашим законодателям с инициативой ввести в вузах педагогическую интернатуру, то есть перейти от непрерывной педагогической практики к организации стажировочных площадок на базе образовательных учреждений. Эти площадки должны использоваться в качестве структур для апробации и внедрения лучших образовательных практик, повышения квалификации учителей, практического применения результатов исследовательской деятельности педагогов университета. Мы предлагаем использовать стажировочные площадки для проведения педагогических практик бакалавров и магистров, а также для подготовки магистерских диссертаций. При этом темы магистерских диссертаций, дипломных проектов нужно определять совместно с руководителями площадок и университетом. В Москве в качестве таких стажировочных площадок могут выступить многие из базовых школ МГПУ (их более 400). В этом направлении надо использовать возможности университетского научно-образовательного округа, 25 экспериментальных площадок в лучших школах Москвы. К сожалению, в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая интернатура не нашла своего отражения. Между тем стоило бы принять во внимание традиции такой интернатуры в европейском высшем педагогическом образовании, в частности систему референдариата в Германии, ставшего обязательным условием получения свидетельства о высшем профессиональном образовании по окончании вуза и прохождении педагогической практики на месте работы. В нашей стране по такой модели готовят медицинские кадры. Традиции подготовки медицинских работников в российских вузах могут оказаться очень полезными для дальнейшего развития педагогического образования еще в одном отношении: как известно, при каждом медицинском вузе существует своя клиническая база, позволяющая не только организовать практику студентов, но и апробировать новые методы работы, актуальные технологии и идеи. Решению задачи обеспечения непрерывности педагогического образования способствует процесс присоединения колледжей к вузам, активно осуществляемый в настоящее время на региональном уровне. Считаю, что такая реорганизация среднего профессионального образования совершенно оправдана, она позволяет сочетать ярко выраженную практическую направленность обучения в педагогических колледжах с глубокой профессиональной подготовкой в рамках бакалавриата и магистратуры в вузе. Присоединение педколледжей, создание сети образовательных учреждений при вузе позволили бы в ближайшей перспективе создать региональные центры педагогического образования на базе именно педагогических университетов. Очевидно одно: непродуманные решения в деле модернизации педагогического образования недопустимы. Они могут повлечь самые серьезные проблемы в деле подготовки педагогических кадров для регионов России, катастрофические последствия которых мы ощутили бы в ближайшие годы. Разнообразные и чрезвычайно существенные аспекты деятельности современного педагогического вуза России позволяют перевести рассуждения о пользе высшего педагогического образования на более высокий уровень и поставить вопрос о подлинной эффективности педагогического образования страны. По моему глубокому убеждению, объединение педагогической общественности способно и должно стать мощным ресурсом в совместном поиске новых путей развития высшего педагогического образования России. Для нас удивительно и непонятно недавнее постановление Правительства РФ о приоритетах в подготовке кадров в высшей школе, среди которых не оказалось ни учителей, ни врачей. Виктор РЯБОВ, ректор Московского городского педагогического университета, профессор, член-корреспондент РАО
Комментарии