search
main
0

Диван для героев. Преодолеть страх и приехать учиться в ММЦ – сродни подвигу

Региональный координационный центр Челябинской области силен и эффективен, потому что опирается на мощную структуру – 53 межшкольных методических центра. По дороге в село Миасское, где на базе средней школы №2 расположен ММЦ Красноармейского района, заместитель директора РКЦ Татьяна Трапезникова объясняет, что даже такой крепкой структуре, на которую идут средства проекта ИСО, обязательно нужна местная поддержка: «Нашему региону повезло, что наш министр образования и науки Владимир Витальевич Садырин приветствует информатизацию. Чувствует, что где-то пошло торможение – сразу летит приказ к нам в РКЦ: подготовьте мне письма на глав по каждому ММЦ – достижения, успехи. Мы сделали именные письма на глав территорий. Министр все письма прочитал, завизировал, в территории разослал. Эта поддержка дорогого стоит».

СтатфактДостижения ММЦ №74317 Красноармейского муниципального района:1. Курсы повышения квалификации по ИКТ-компетенции закончил 291 учитель, что составляет 47% педагогов района.2. 34% учителей используют в работе цифровые образовательные ресурсы.3. Каждое образовательное учреждение района имеет свою презентацию и личный сайт, размещенный в сети «Интернет».4. 65 учителей и 15 учеников района обучаются на дистанционных курсах.5. Школьные команды миасской средней школы №1 и Лазурненской средней школы стали победителями в областном конкурсе школьных команд.6. Для педагогов разработано 12 предметных методических пособий по использованию цифровых образовательных ресурсов.7. Технической службой подготовлено 35 видеоуроков педагогов.Из газеты «32 килобайта». Выпуск 9, апрель-май 2007 года

Все – бесплатно

А такому ММЦ, как в Миасском, грех не помочь. Здесь люди золотые. Небольшой, но работящий коллектив – руководитель, заместитель, бухгалтер, секретарь, системный администратор. Главный человек в Межшкольном методическом центре Красноармейского района не только по должности глава, но по удивительной способности везде успевать, обо всем знать, всех вдохновлять. Светлана Александровна Слюсаренко с гордостью ведет экскурсию по своему хозяйству. Уютные аудитории, медиатека, фотографии выпускников на стене школьного коридора, там же диван, на котором в переменки отдыхают учителя, приезжающие на курсы из дальних деревень… За два неполных года здесь обучили больше 60 процентов педагогов района, и это цифра приличная, ведь район-то немаленький: 30 образовательных учреждений, 14 средних, 10 основных, Центр дополнительного образования, спортивная школа и специальная коррекционная школа. А ведь обучение – не единственная функция Межшкольного центра. Любой учитель, заинтересовавшийся информационными технологиями и решившийся использовать их на уроках, может приехать в ММЦ и попросить помочь спланировать занятие по своему предмету, выяснить, как грамотно в методическом и техническом плане применить материалы электронного учебника. И помогут, и за чистый стол в уютном кабинете за компьютер усадят, и все подскажут. Учителя только удивляются: «Неужели все бесплатно?» «Бесплатно!» – подтверждают сотрудники ММЦ.

Отучившиеся в межшкольном методическом центре №74317 выпускники наведываются в свою альма-матер постоянно: то вечер встречи устроят, то мастер-класс покажут, то про свои успехи расскажут. Первых педагогов, которые учились здесь, Светлана Слюсаренко помнит наизусть, рассказывает, как сложились их судьбы, словно о собственных детях речь ведет: «Надежда Ивановна больших результатов добилась. Сейчас она, учитель физики, стала преподавателем информатики, школьный сайт создала, вообще большая умничка. Вот грантополучатель в рамках нацпроекта «Образование», Марина Сергеевна, сейчас методистом работает. Ирина Вениаминовна начала создавать электронный учебник по обществознанию, недавно демонстрировала свой опыт работы. Алла Анатольевна тоже сайт школьный создала, выпускает школьную газету. Все имена на слуху.

Но есть и другие учителя, которых приходится подталкивать, уговаривать не бояться нового. Лучший способ мотивации, как известно, – собственный пример. Светлана Александровна – не учитель информатики, самоучка, как она говорит о себе, посмеиваясь, но это не мешает руководителю ММЦ постоянно повышать квалификацию: «Занимаюсь самообразованием, самосовершенствованием. Весной отучилась на дистанционных курсах «Введение в интернет», много интересного узнала. 65 учительниц из района уговорила пойти на дистанционные курсы! «Ничего страшного, – говорю, – попробуйте, расскажите другим». В отдаленных школах учителя никуда не выезжают, самообразованием практически не занимаются. Представляете, сколько надо усилий, чтобы сковырнуть пласт, стащить их с насиженных мест, не просто заставить работать на компьютере, а еще и учиться многому, участвовать в проектах, анализировать свою деятельность. Труд титанический».

ИКТ – «заразная болезнь»

Педагогам, особенно новичкам в информационных технологиях, только освоившим ИКТ-азбуку, не под силу, конечно, сделать свой собственный ЦОР – цифровой образовательный ресурс. Задача ММЦ – распространять по школам своего района ресурсы, присланные из Москвы. Но не с благоговением – это пришло из столицы! – а с комментарием: «Посмотрите, оцените, покритикуйте». Светлана Слюсаренко рассказывает: «Недавно учительница по биологии рассказывала о ЦОРе по своему предмету. Показывают зайца-беляка на фоне черной земли. Понятно, что это кролик. Мы в деревне живем, зайца от кролика сумеем отличить».

Сначала для своей медиатеки Межшкольный методический центр Красноармейского района получил, как и остальные ММЦ, 69 ЦОРов и разрешение на копирование этих дисков. Были обеспечены практически все школы. Коллекция пополняется после посещения IT-выставок и других целевых мероприятий. Муниципальная администрация выделила 55 тысяч, на них тоже приобрели цифровые образовательные ресурсы… В ММЦ уже собрана приличная медиатека, с которой может познакомиться любой учитель, взять диск, посмотреть, поработать с ним. Единственный недостаток системы – отсутствие в штате методиста, так что его роль приходится исполнять по очереди всем сотрудникам центра.

Особая статья – материалы, наработанные в самом ММЦ Красноармейского района. «Это просто кладезь! – искренне восхищается Татьяна Трапезникова. – Сделано творчески и на хорошем методическом уровне. Когда нам, директорам РКЦ, дали задание создать региональные хранилища ЦОРов, меня контрольная цифра – тысяча единиц – нисколько не испугала. Сейчас у нас собрано гораздо больше – 1641 материал, созданный учителями региона. Конечно, разработки нуждаются в экспертизе. А затем они будут выложены на сайте Челябинского регионального координационного центра вместе с цифровыми образовательными ресурсами Единой национальной коллекции».

В ММЦ Красноармейского района снимают видеоуроки, оцифровывают материал и создают свою видеотеку. Этот материал очень нужен для семинаров – прекрасная тема для обсуждения, рефлексии.

И не менее необходимы на этом первоначальном этапе информатизации школ бумажные варианты занятий, на которых используются ЦОРы, распечатки презентаций. «Учителю так удобно работать, – объясняет Светлана Александровна. – Мы выводим на печать материалы и раскладываем по папочкам для учителей, которые приходят работать с медиатекой, и для слушателей курсов. Ведь когда педагоги приезжают в первый раз, они боятся и не верят, что сами создадут такую презентацию…»

Они еще не знают, что ИКТ – вещь «заразная», что скоро не просто начнут использовать электронные учебники и создавать презентации к урокам, но станут регулярно «рыться» в интернете, изучать каталоги электронных ресурсов. Понесут «бациллу» ИКТ в свои учебные заведения, станут лидерами школьных команд (см. статью «Как изменились учителя!»).

И будут приезжать в ММЦ с вопросом: «Когда вы нам новую программу дадите? А есть у вас такой-то учебник?» И Светлана Слюсаренко будет их спрашивать в ответ: «Я про это еще не слышала, где вы это узнали?» И будет искать материал, созваниваться со столицей, радуясь, что ее выпускники знают теперь так много…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте