Скажу честно: осуществлять издательскую деятельность в этом направлении сегодня достаточно сложно. Ведь практически все российские издательства так или иначе касаются дошкольной тематики и издают для детских садов литературу самых различных жанров – от художественной до широкого спектра программно-методических изданий. Для системы дошкольного образования сегодня выпускается немало журналов, газет и других видов периодики.
Досье «УГ»Татьяна Ивановна ОВЕРЧУК работала практически на всех «фронтах» дошкольного детства: в детском саду – воспитателем, музыкальным руководителем, методистом, заведующей; в городском отделе образования – методистом и инспектором; в Министерстве образования России – вначале специалистом, а затем начальником Управления дошкольного образования. Поэтому она по праву считает своими коллегами всех, кто причастен к воспитанию самых маленьких граждан России. В марте 2005 года Татьяна Ивановна возглавила редакцию дошкольного образования издательства «Дрофа».
И тем не менее несмотря на все эти сложности, я глубоко убеждена, что каждое издательство способно занять здесь свою нишу, свое особое и достойное место. Это в равной степени касается и тех, кто давно и основательно завоевал позиции на книжном образовательном рынке, и тех, кто еще только делает первые шаги. Очень надеюсь, что редакция дошкольного образования издательства «Дрофа» не станет в этом плане исключением.
Теперь более конкретно о планах редакции. В одном из интервью генерального директора издательства Александра Федотовича Киселева «Учительской газете» было сказано, что издательство «Дрофа» планирует в ближайшем будущем реализацию одного из актуальных направлений сегодняшнего дня, которое касается организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста, причем особое внимание будет уделяться проблеме образования старших, 5-7-летних дошкольников. Такой курс обозначен и в документах Министерства образования и науки Российской Федерации, а именно – поиск путей возможно большего охвата детей дошкольным образованием для обеспечения равного старта при их поступлении в первый класс школы. Сегодня уже ни для кого не является большой новостью информация о том, что дети приходят в школу как из детского сада, так и из семьи. Причем лишь 57% дошкольников посещают дошкольные образовательные учреждения. Остальные проводят свое дошкольное детство в семье. И суть существующей проблемы заключается не том, какие из детей – «домашние» или «охваченные» детскими садами – оказываются лучше подготовленными к школе, а в том, как оценивается эта подготовка, и какой смысл вкладывается в понятие «готовность ребенка к школе». По мнению большинства специалистов системы дошкольного образования (и это мнение я полностью разделяю), успешность ребенка в школе зависит отнюдь не от того, сформированы ли у него к поступлению в первый класс школы навыки чтения, письма, счета и так далее. Гораздо важнее наличие у него качеств, которые определяют успех усвоения школьных знаний: самостоятельности, активности, инициативности, любознательности, умения организовывать и планировать свою деятельность. Будущему школьнику также крайне необходима возможность приобретения первого социального опыта, умения общаться со сверстниками, другими людьми. Все эти и многие другие качества составляют фундамент, основу, необходимые ребенку для овладения будущей учебной деятельностью, за которую должна отвечать школа, а никак не детский сад. Однако на вопрос подготовки детей к школе в нашем обществе есть и другая точка зрения. Она заключается в том, что ребенок до поступления в первый класс должен владеть основами грамоты, то есть умением читать, писать, считать. Такие разные взгляды, безусловно, усугубляют остроту проблемы подготовки детей к школе. Родители озабочены тем, чтобы их ребенок до зубов был вооружен различными знаниями и не выглядел бы хуже своих сверстников. А сам он при этом находится в постоянной стрессовой ситуации: его то усиленно натаскивают, то устраивают тесты и экзамены, то требуют еще до поступления в школу умения писать, читать (причем иногда даже бегло – до 40 слов в минуту!).
Для устранения существующих проблем, по всей вероятности, целесообразно сегодня охватить как можно большее количество детей образовательной работой, которая обеспечивала бы построение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Но как это сделать грамотно и профессионально, без ущерба для физического и психического здоровья ребенка, сегодня ясно пока себе еще никто не представляет. Этот вопрос постоянно обсуждается и дискутируется в российском обществе. Знаю, что среди специалистов, причастных к дошкольному образованию, есть как сторонники введения обязательного обучения детей грамоте перед поступлением в школу, так и яростные его противники. Не буду анализировать, в чем правы или неправы те и другие. Разные взгляды, споры, дискуссии, диаметрально противоположные суждения по этому вопросу говорят о том, что дело, которое запланировало осуществлять издательство «Дрофа», непростое, очень тонкое. И совсем не хотелось бы наломать здесь дров.
Главная задача, по моему глубокому убеждению, заключается в том, чтобы не допустить разрушения сложившейся системы российского дошкольного образования, сохранить целостность и уникальность этого образовательного звена, избежать возможной утраты специфики дошкольного периода детства с его характерными видами деятельности, закономерностями развития ребенка, которые выверены многолетней практикой. Именно поэтому редакция дошкольного образования планирует вдумчиво, не торопясь, шаг за шагом, используя лучшие достижения отечественной науки и практики, создавать в помощь педагогам детских садов, учителям школ и родителям, гувернерам – то есть всем, кто будет заниматься образованием детей дошкольного возраста, – методические рекомендации, программы, дидактические материалы и другую полезную продукцию. Будем стремиться к тому, чтобы наши издания были интересны и педагогам, и родителям, а также предоставляли бы взрослым возможность работать с малышом по нашим книгам и общаться с ним с учетом закономерностей его развития.
При формировании портфеля редакции нам пришлось отказаться от большого количества материалов злободневной тематики, на которые «клюют» сегодня многие педагоги и родители. Авторы этих материалов обещают обеспечить «беспроигрышную» скоростную технологию обучения дошкольников чтению, математике, письму и другим умениям. Честно говоря, очень заманчива идея принести прибыль предприятию изданием книг, которые будут сиюминутно и широко востребованы. Но там, где речь идет о самых маленьких гражданах нашей страны, о будущем России, конъюнктурные интересы и экономическая выгода, на наш взгляд, неуместны.
Мы планируем начать работу с издания серии книг известных российских психологов в помощь практическим работникам образовательных учреждений и родителям. Рекомендации, содержащиеся в этих книгах, помогут взрослым лучше понять особенности и закономерности развития ребенка, его нужды и потребности, а также грамотно строить общение и взаимодействие с детьми дошкольного возраста. Вот некоторые из тем: «Понимаете ли вы своего ребенка?», «Непослушный ребенок», «Ребенок и мир красоты», «Играем и учимся вместе», «Развиваем мышление» и многие другие.
В планы редакции включены издания, касающиеся разных направлений работы с детьми дошкольного возраста. Это традиционная тематика обучения детей изобразительной деятельности, ознакомления с окружающим миром и природой, математическим представлениям и так далее. В адрес педагогов и родителей запланирована серия книг по развитию двигательных навыков детей и формированию здорового образа жизни. Издания включают новые интересные приемы и подходы к обучению дошкольников. В то же время они не противоречат содержанию действующих образовательных программ воспитания и обучения в детском саду.
Каждая книга будет содержать воспитательные задачи и цели. К большому сожалению, главная функция детского сада – воспитательная – в последние годы утратилась, нивелировалась, отодвинулась на второй план. Очень надеемся, что наши методические пособия помогут взрослым формировать у детей первые навыки нравственного поведения, которые только на первый взгляд кажутся менее важными, чем овладение основами грамоты. Но, как показывает опыт, эти нравственно-этические качества как раз и оказываются фундаментальными и долгосрочно действующими.
Особое место в своих издательских планах будем уделять главной детской деятельности – игре. С сожалением приходится констатировать, что материалов игровой тематики очень мало, но серию такую мы все же предусмотрели и в 2006 году начнем выпуск книг в помощь педагогам и родителям по организации различных детских игр.
При планировании работы мы долго дискутировали по поводу выпуска книг, касающихся обучения детей основам или элементам грамоты. И в конце концов пришли к единому мнению, что недооценивать огромные возможности детей дошкольного возраста – «впитывать все, как губка» – просто грешно. В то же время совершенно недопустимо перегрузить малыша знаниями за счет разгрузки содержания школьного образования. Мы предусмотрели в своих планах серию методических пособий, содержащих материалы по обучению детей элементам грамоты, – знакомство с буквами, звуковым анализом слов в доступной для детей игровой форме.
В заключение хочу сказать, что формирование издательского портфеля – дело очень непростое, а отбор материала для детских изданий сложен вдвойне. Вместе с тем моя многолетняя работа в системе дошкольного образования вселяет надежду на плодотворное сотрудничество и с коллегами-специалистами из регионов России. Знаю, какой интересный опыт наработан в детских садах по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста, и думаю, что наша редакция сможет сделать его интересным другим педагогам и полезным для использования в их педагогической деятельности.
Надеюсь также на взаимопонимание с коллегами в организации нового для меня дела, в котором я, как и прежде, считала и считаю для себя главным заботу о благополучии ребенка, сохранении его детства и безболезненном переходе на новый школьный этап его жизни.
Татьяна ОВЕРЧУК, заведующая редакцией «Дошкольное образование», издательства «Дрофа»
Комментарии