Дистанционное образование стало для нас возможностью выстроить процесс так, чтобы все – учителя, ученики, родители – смогли сохранить чувство причастности к школьному сообществу, продуктивность и качество работы.
В этой связи нам показалось важным, чтобы акценты и в управлении образовательным процессом, и в выстраивании содержания делались прежде всего на поддержке, на качественной обратной связи и взращивании ответственной свободы, в которой школьник чувствует себя не исполнителем, а субъектом процесса. Об этом мы и расскажем на примере выстраивания профессионального пространства в школе №1514.
Профессиональное общение в дистанционном обучении пришлось перестроить. Заседания методических объединений проходили раз в две недели-месяц, научно-методический совет собирался каждый месяц по всем актуальным вопросам (использование образовательных платформ, распределение нагрузки, работа с родителями, промежуточная аттестация).
Регулярно осуществлялись и рассылки учителям с методическими материалами, инструкциями по пользованию платформами и ресурсами. Важно было создать атмосферу коллективного учительского творчества. Ключевыми ориентирами здесь были постоянная обратная связь, увеличение степени включенности коллектива в принятие решений, повышение прозрачности решений, совместное обсуждение методических принципов и подходов.
Дистанционное обучение не равно очному обучению!
Дистанционное обучение не только выглядит иначе, но и устроено содержательно иначе. Дистанционный урок или онлайн-урок не может быть копией школьного урока. Мы никогда не уместим в него все то, что дали бы на очном, а школьники никогда в жизни не успеют выполнить письменные аналоги того, что было бы на живом уроке. Расстроятся все.
Поэтому…
Выделяем самое главное
Выделим ключевую предметную и личностную цель, определимся со смыслом предмета для ученика. Какие цели ставим? Что мы на самом деле формируем? Без чего все разрушится? Исходя из этого и подбираем содержание заданий и их форматы. Но этим мы не отбираем что-то от своих уроков, а просто переструктурируем материал, выстраиваем его иначе – не хуже, а иначе.
А еще…
Минимизируем форматы и платформы, структурируем график
Стресса нам всем достаточно и так. Попытаемся максимально сократить количество платформ, которые нужно использовать детям, и максимально структурировать расписание (систему дедлайнов, время проверки и получения обратной связи), понимая, что и на выполнение заданий у детей, и на их проверку у вас уйдет гораздо больше времени, чем мы привыкли.
Так что…
Будем максимально пластичны и тактичны
Жесткие рамки урока уже разрушены нашей общей ситуацией. Поэтому где-то нам понадобится всего лишь 25 минут видеоурока (особенно если у детей в этот день еще много онлайнов) для обмена обратной связью с ребятами; где-то будет нужно погружение ребят в проектное задание на несколько часов (спланируем это с ними и с классным руководителем заранее, не нарушая сетку расписания). Обязательно регулярно собираем с детей обратную связь. Помним, что все работают и живут в стрессе, технические трудности объективны, и тактично работаем на доверии.
Поэтому…
Выстраиваем тайминг, продумываем общение детей, заботимся об их (и своем) здоровье
Продумаем онлайн-уроки и уроки по заданиям (дистанционные), оптимальное соотношение – 1:2 (треть уроков – онлайн, но выберем, для чего онлайн необходим, а где можно без него).
Время учительского монолога не более 15 минут! Никаких «задержали после урока» сейчас быть не может, а ночная работа опасна, как никогда. Подростки очень скучают по общению со сверстниками, обязательно организуем возможность для них на уроке поговорить не только с нами, но и друг с другом. Подумаем о классных часах, на которых можно расслабиться, пообщаться неформально, обсудить обратную связь. Постараемся также придумать форматы, в рамках которых дети не будут сидеть перед экраном.
Ну и…
Мы не будем отличниками
Мы точно не успеем пройти весь материал так, как мы бы прошли его в классе, точно не освоим все сервисы и не проверим задания моментально. Не ругаем себя.
И самое главное – все мы герои. Без лишней скромности. Это факт.
Советы, идеи, лайфхаки, работающие методические ходы
Асинхронное обучение: учитель выдает задания (возможно, с краткой установкой – видеолекцией на 15 минут), которые ученики выполняют (в своем графике) на разных платформах (например, кто-то снимает видео, кто-то готовит конспект просветительского сайта) по группам, затем обмениваются тем, что получилось.
Установка-задание-обратная связь: эту схему можно реализовывать с помощью аудио (например, в WhatsApp): краткая установка, выполнение школьниками заданий до дедлайна и отправка вам на проверку, вы даете общую обратную связь, краткий анализ выполненных заданий.
Видеоразборы домашних заданий: 15‑25‑минутные видеоразборы домашнего задания, в которые можно включить образцы лучших или ошибочных работ учеников.
10‑минутные теоретические лекции: объяснение теоретического материала с использованием показа экрана или доски на платформе. Дальше ученики работают с теоретическим материалом в упражнениях. Видеолекции не обязательно смотреть в режиме онлайн, к ним в записи можно обратиться при выполнении заданий.
Задания на самопроверку, взаимопроверку и автоматическую проверку: задания, которые ученики проверяют сами по критериям, проверяют работы друг друга или автоматически проверяются тестирующей системой. Все эти задания надо давать ученикам как можно больше, особенно второй тип (сданные работы можно выложить, например, на Гугл.Диск или в Гугл.Документ и назначить на проверку другим ученикам), так как это сокращает ваше время на проверку, приучает детей к самостоятельности.
Четкий сценарий Zoom-урока – устойчивый алгоритм урока, позволяющий детям включаться, а вам – контролировать процесс.
Аудио, видео – в таких форматах можно иногда предложить детям выполнять задание. Такие задания проще проверять, чем читать огромное количество текстов, детям нравится, что можно использовать разные сервисы в гаджетах, а для учебного процесса полезно, что школьники научатся, например, выстраивать законченный устный текст.
Ресурсы, используемые детьми в их повседневном общении: можно устроить конкурс мемов по теме урока или попросить выполненное задание повесить ВКонтакте, чтобы потом ребята лайками проголосовали за понравившееся.
Совместная работа с Гугл.Документом или доской со стикерами на Падлет: ребята одновременно работают с одним документом (рабочим листом), дополняют друг друга, перерабатывают материал. При этом можно требовать от каждого не гигантский вклад, а точечную и уместную включенность в общий процесс.
Активная работа с презентацией: выдать каждому из школьников (группе) свой слайд и предложить его доделать; перемешать слайды и попросить восстановить (объяснив) порядок; дополнить презентацию своим слайдом.
Всем удачи и вдохновения!
Антон СКУЛАЧЕВ, учитель русского языка и литературы школы №1514
Комментарии