Дистанционное обучение не только серьезное испытание на выносливость, на мощность ресурса, на уровень доверия и изобретательность. Как и всякий вызов времени, дистант в совокупности с новейшими цифровыми технологиями открыл перед школьниками, их родителями и учителями огромные возможности. Сегодня мы предлагаем объективно взглянуть на ситуацию со стороны, подвести предварительные итоги и сделать первые выводы. Что из опыта дистанционного обучения 2020 и 2021 годов современная московская школа возьмет в ежедневную практику будущего? Что категорически оставит в прошлом? Об этом и еще о многом другом мы говорим сегодня с Юрием КУПРИЯНОВЫМ, заместителем директора Московского центра технологической модернизации образования.
– Юрий Владимирович, давайте разобьем основную тему нашего разговора на две части. Во-первых, можно ли сегодня (когда ситуация постепенно стабилизируется, а дети вернулись в школы к привычному, очному, формату обучения) с уверенностью говорить о том, что столица действительно благополучно и без потерь перенесла период дистанта?
– Да, столичные школы вернулись к очному формату с 18 января. Мы пережили две волны вынужденного массового перехода на обучение с применением дистанционных технологий. Были сложности организационного и технического характера, однако их удалось оперативно преодолеть. А сопоставив средние оценки школьников за 2020 и 2019 годы, мы не обнаружили провалов, наоборот, увидели небольшой рост.
Сегодня дети ходят в школу, как и раньше. Тем не менее меры эпидемиологической безопасности строго соблюдаются. Это значит в том числе, что даже если всего один ученик заражается коронавирусной инфекцией, то весь его класс должен перейти на дистант. На текущий момент лишь малый процент детей обучается с помощью дистанционных технологий. Это те дети, в классе которых хотя бы один человек с COVID-19 или иным заболеванием.
– И вторая часть вопроса: какую роль в этом мягком переходе на дистант сыграла своевременная цифровизация образования столицы?
– Московская электронная школа активно развивалась в последние годы. Если быть точным, в 2016 году началась реализация пилотного проекта МЭШ в шести школах. Почти за пять лет развития проекта удалось достичь следующего: 100% всех общеобразовательных организаций, находящихся в ведении Департамента образования и науки города Москвы, подключены к электронным журналу и дневнику, а практически все сотрудники образовательных учреждений пользуются этими сервисами еженедельно. В среднем к сервисам Московской электронной школы каждую неделю около 22 миллионов раз обращаются более 1 миллиона школьников и их родителей. Только вдумайтесь в эти цифры!
Опыт работы учителей в информационной среде электронного журнала и накопленные образовательные материалы в библиотеке МЭШ позволили облегчить переход к дистанционным технологиям. Фактически учителя продолжили работать в привычной им среде, новшеством оказалось только использование средств видеоконференций.
Благодаря усилиям многих и многих, не только образовательных организаций, но и родителей, педагогов, учащихся и общественности, в период пандемии удалось удержать систему образования Москвы в рабочем состоянии, совершив переход к дистанционному обучению. Этот переход был осуществлен в кратчайшие сроки и не имеет аналогов в мире по своему масштабу.
– Какие, по вашему мнению, составляющие мы подразумеваем под словами «цифровизация Москвы» в сфере образования? Другими словами, цифровизация (информатизация) города включает в себя…
– Ключевыми элементами цифровой образовательной платформы являются электронный журнал и электронный дневник (приложение «Дневник МЭШ»), библиотека электронных материалов (приложение «Библиотека МЭШ»), а также оборудование, интерактивные панели, ноутбуки, точки доступа wi-fi, турникеты, кассы. Если говорить о технологической инфраструктуре, МЭШ – это почти 50 тысяч точек высокоскоростного доступа wi-fi и около 22 тысяч интерактивных панелей, которыми оборудованы около полутора тысяч школьных зданий. Свыше 44 тысяч московских учителей обеспечены персональными ноутбуками.
Для родителей это означает получение государственных услуг в области образования в электронном виде, причем сейчас речь идет о полном отказе от бумажного документооборота. Теперь даже справки от врача не нужно будет приносить в школу, информационные системы в здравоохранении и образовании обмениваются информацией в автоматическом режиме. В свою очередь учителя обеспечены качественным и актуальным контентом, для того чтобы работа на уроках была эффективной, а домашние задания – интересными.
– Наш следующий вопрос посвящен московским учителям. На ваш взгляд, в большинстве своем московские учителя справились с периодом дистанционного обучения? Не секрет, что могли быть вопросы по поводу наладки оборудования, дополнительного обучения, а также подготовки педагогов.
– Я считаю, что московские учителя совершили настоящий подвиг, освоив в столь сжатые сроки новые для себя технологические инструменты. Однако педагоги не были оставлены одни в этот тяжелый период. В каждой школе работает администратор электронного журнала, осуществляющий настройку системы для конкретной образовательной организации и помогающий учителям использовать цифровые инструменты. А обучением и поддержкой администраторов школ занимается команда цифровых кураторов ТемоЦентра.
– Вы просто опережаете мой следующий вопрос! Сегодня в Московской электронной школе появилась новая перспективная структура. Я говорю о команде МЭШ, конечно. Какие дополнительные обязанности были возложены на ее представителей в период «удаленки» и как они справились с этими непростыми задачами?
– С момента перехода на вынужденный дистанционный формат обучения многие школы столкнулись с различными проблемами. В целях профессионального развития учителей, освоения ресурсов системы Московской электронной школы и решения возникающих вопросов в марте 2020 года был создан Институт содержания, методов и технологий образования (Институт МЭШ) в структуре Московского городского педагогического университета.
Сегодня в каждом межрайонном совете директоров работают кураторы-методисты МЭШ, которые оказывают поддержку школам и проводят консультации по всем вопросам работы с Московской электронной школой. Это как раз и стало ядром общегородской команды МЭШ. Конкретно наша команда, группа ТемоЦентра, занимается развитием МЭШ как современного цифрового продукта. Мы планируем проведение масштабных исследований удобства использования интерфейсов цифровой платформы, их оптимизацию, будем проводить много тестирований с пользователями, а также собирать предложения по развитию и улучшению платформы. Наша команда работает на стыке образования и IT, у нас есть опыт и в том и в другом. Именно поэтому мы выполняем роль «переводчиков»! Понимая, о чем говорят люди из образования и какие проблемы их волнуют, мы можем перевести это на язык ИТ-специалистов и объяснить, что конкретно нужно сделать и как это сделать удобным для пользователей.
Что касается периода удаленной работы, наша команда осуществляла постоянный мониторинг деятельности учителей с дистанционными технологиями, анализировала все отклики и замечания и оперативно помогала как педагогам, так и родителям. В некоторых случаях нужен был совет, а где-то – обобщение проблемы и постановка задач на доработку системы.
– Юрий Владимирович, все-таки хочется спросить вас и о тех трудностях, шероховатостях, с которыми столкнулась команда МЭШ во время дистанционного образования. И это не праздное любопытство. Вовремя распознав слабые и узкие места, можно не только быстро их локализовать, но и попробовать предотвратить в принципе. Вы согласны?
– Да, как я ранее сказал, в первую волну были трудности. Однако за лето 2020 года МЭШ значительно преобразилась. К примеру, весной наблюдалась острая нехватка сервиса видеоконференций внутри платформы. Ко второй волне противовирусных мер это решение уже было внедрено и стало доступно для всех школ и всех участников образовательного процесса.
Но возникали шероховатости и с этим, все-таки нагрузки на техническую инфраструктуру были беспрецедентными – каждый день более 600 тысяч детей подключались к сервису видеоконференций. Случались и сбои, но благодаря уровню цифровой грамотности педагогического состава даже в случае возникновения технических проблем с доступом к МЭШ дистанционные уроки проводились на альтернативных платформах, чтобы обеспечить непрерывность процесса обучения.
В свою очередь команда Московской электронной школы принимала все усилия, чтобы устранить узкие места. Так, если в начале октября только 90% всех дистанционных занятий проходили через сервисы МЭШ, то уже к концу декабря – 97%, а количество занятий, которые не состоялись по разным, в том числе техническим, причинам, сократилось в 5 раз.
– Как вы думаете, позволяет ли в принципе техническая оснащенность столицы максимально реализовать школьникам свои таланты и способности? И, что самое важное, позволила ли техническая, «цифровая готовность» Москвы во время дистанта учесть индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка?
– Наши дети с успехом используют компьютеры дома и в школе. А единая цифровая платформа помогает объединить и упорядочить разнородный контент. Мы постоянно находимся в поиске партнеров и подключаем лучших к библиотеке МЭШ. А система рекомендаций и подбора дополнительных материалов позволяет ребенку не ограничиваться заданием учителя, а продолжать изучать заинтересовавшую его тему самостоятельно.
– МЭШ, как любой живой и меняющийся организм, проходит определенные этапы развития. Расскажите, пожалуйста, что у Московской электронной школы в планах на ближайшее будущее?
– За 2020 год был задан высокий темп развития МЭШ, главное – его не сбавлять. У нас много планов в новом учебном году! Во-первых, это изменение стратегии работы с контентом. Переход от сценарного планирования целых уроков к конструированию тем позволит учителю гибко собирать уроки из материалов по отдельным блокам. Отходя от массовой загрузки типовых материалов, мы нацелены на точечное устранение дефицитов по определенным темам и сложным вопросам школьной программы. Для достижения этой цели мы привлекаем партнеров для интеграции в платформу МЭШ контента, популярного у учителей и школьников.
Во-вторых, мы активно развиваем дистанционную форму обучения. В ближайших планах создание сервиса персональных дистанционных помощников, развитие МЭШ как платформы онлайн-обучения в режиме самоосвоения материалов, расширение количества поставщиков сервиса видеоконференций, в том числе за счет отечественных производителей. Кроме того, мы работаем над включением в общее расписание дополнительных занятий и обеспечением их дистанционного проведения.
В-третьих, мы формируем совершенно новый подход к тестам и тренажерам. Новая тестирующая система позволит формировать задания разного уровня сложности и тематического наполнения с учетом индивидуальных особенностей ученика и его образовательных дефицитов, адаптироваться к знаниям ученика и локализовать пробелы.
Для ученика все эти возможности будут аккумулироваться в едином личном кабинете, где можно будет отследить свои успехи, собрать цифровое портфолио, пройти диагностики, получить рекомендации по профориентации и многое другое.
– Можем ли мы сделать вывод, что цифровая платформа МЭШ не только полностью справилась с ситуацией форс-мажора, возникшего из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации, но даже более того? Информатизация образования, в частности Московская электронная школа, позволила ребятам учиться дистанционно, причем делать это эффективно и интересно.
– Конечно! Сегодня мы являемся свидетелями того, как Московская электронная школа из вспомогательного инструмента в одночасье стала главным каналом взаимодействия учеников и учителей. И самое важное, что качество образовательного процесса не упало.
Говоря об уровне обучения, важно отметить, что средний балл за первое полугодие 2020 года, если сравнивать с тем же периодом 2019‑го, вырос! За 2020 год суммарное количество обращений к электронным образовательным материалам библиотеки МЭШ составило более 270 миллионов. А это, кстати говоря, в 10 раз больше, чем в 2019 году. Кроме того, в пять раз выросла активная аудитория библиотеки МЭШ. А все потому, что ее ресурс – это почти 2 миллиона электронных образовательных материалов, включая сценарии уроков, тесты, электронные учебные пособия и интерактивные приложения. С 2019 года наша библиотека доступна всем желающим. Кстати, за 2020 год в несколько раз выросло количество уникальных пользователей со всего мира.
– Поправьте меня, если я ошибаюсь. Верно ли утверждение, что Московская электронная школа не просто еще один формат полноценного качественного обучения ребят? Во многом МЭШ способствует развитию цифровой культуры и грамотности – необходимых навыков XXI века?
– Очень точно сказано! Наш мир цифровой, это уже непреложный факт. И дети с раннего возраста видят, как пользуются «цифрой» их родители, и стремятся не отставать. И школьная цифровая среда дает возможность освоить эти инструменты, а учителя показывают своим примером нормы культуры и поведения в ней.
Елена РИПС
Комментарии