search
main
0

Дистант в вузе: платить или не платить

Дистант прочно вошел в нашу жизнь. И если со школьниками все более или менее понятно, то студенты коммерческих отделений резонно задают вопрос:
«А должны ли мы платить полную сумму?»

Многим студентам-платникам, подписавшим договор об учебе на очном отделении, и их родителям на данный промежуток времени становится все сложнее оплачивать учебу, так как режим самоизоляции распространяется на всех, а это значит, что у многих появляются трудности в заработке. По такой причине большинство студентов из разных вузов мира стараются разными путями снизить сумму, которую им приходится выплачивать в такое трудное время. Например, Гарвардскому университету США был подан иск от студента, требующего вернуть некоторую часть суммы, оплачиваемой за семестр. В свою очередь в России начали появляться такие же случаи.

Студенты платных отделений МГУ имени М.В.Ломоносова также требуют вернуть и снизить оплату через суд. По мнению большинства студентов, качество образования и получаемых знаний из-за перехода на дистанционное обучение снизилось до невероятно низких показателей. Также согласно иску «в процессе дистанционной передачи материала имели место технические сбои, что вызвано неготовностью используемых интернет-ресурсов. Преподавательский состав не был подготовлен к высокой степени информационной коммуникации, (…) в связи с чем дистанционные занятия превращаются в систему самообразования».

Снижать ли плату на время дистанта или нет?

Этот вопрос мы задали студентам платных отделений, свое мнение о дистанционном обучении высказали также и ребята-бюджетникиИлона С., студентка 1‑го курса МГУ:

Не хватает общения

Я приехала учиться в Москве, и мне очень жаль, что я учусь, по сути, заочно. Скажу честно, меня это совершенно не устраивает. Обучение в самом лучшем вузе страны – это прежде всего общение. А оно очень урезанное, ограниченное. Мне хочется учиться очно, так как дистанционно нет полного погружения, возможно, качество образования (усвоение новой информации) не страдает, но общения с умными и широко образованными людьми мне не хватает.

Дмитрий МАСЛОВ, студент ВШЭ, Нижний Новгород:

Есть как плюсы, так и минусы

О плюсах. Первый – можно посещать намного больше различных мероприятий онлайн, ходить на дополнительные лекции и консультации. Во-вторых, время и трудозатраты на дорогу до вуза значительно уменьшились. В-третьих, гораздо комфортнее учиться в привычной домашней атмосфере.

Теперь о негативном. Домашнее обучение приводит к снижению мотивации, соблазн отвлечься на что-то постороннее гораздо выше. Качество усвоения материала, который передается через экран, снижается, преподаватель не устанавливает зрительный контакт с аудиторией (это неудобно и преподавателю), не наблюдает за ее реакцией. И, наконец, технические проблемы: внезапное отключение света или Интернета, сбои Сети или непонимание платформы сдачи экзамена, что демотивирует как студентов, так и преподавателей.

Итак, могу сделать вывод, что дистанционное образование хуже тем, что снижает мою успеваемость и желание учиться.

Яков М., студент 3‑го курса университета, Нижний Новгород:

Возникает ряд неудобств

С переходом учебы на онлайн-формат возникает ряд не­удобств и проблем, которые снижают качество обучения. Безусловно, присутствие в аудитории с такими же студентами, как и ты, создает определенную атмосферу и способствует продуктивности, чего не скажешь о домашней расслабленной обстановке. Также зачастую контрольные/экзаменационные работы, проведенные дистанционно, совершенно не обсуждаются с преподавателем. Это лишает возможности узнать, а впоследствии и учиться на своих ошибках, особенно это актуально для открытых вопросов, которые крайне важны для всего образования в целом. Само собой, это все индивидуально для каждого преподавателя, бывают и исключения. Семинары онлайн сводятся к приготовлению презентаций, что тоже нехорошо. Есть также и другие минусы, приводящие к ухудшению качества образования, из чего стоит сделать вывод о необходимости снижения стоимости обучения для платных студентов в периоды «дистанционки». Ведь учеба проходит далеко не в очном формате, а на заочное обучение цены зачастую гораздо ниже.

Илона С., студентка 1‑го курса МГУ:

Не хватает общения

Я приехала учиться в Москве, и мне очень жаль, что я учусь, по сути, заочно. Скажу честно, меня это совершенно не устраивает. Обучение в самом лучшем вузе страны – это прежде всего общение. А оно очень урезанное, ограниченное. Мне хочется учиться очно, так как дистанционно нет полного погружения, возможно, качество образования (усвоение новой информации) не страдает, но общения с умными и широко образованными людьми мне не хватает.

Дмитрий МАСЛОВ, студент ВШЭ, Нижний Новгород:

Есть как плюсы, так и минусы

О плюсах. Первый – можно посещать намного больше различных мероприятий онлайн, ходить на дополнительные лекции и консультации. Во-вторых, время и трудозатраты на дорогу до вуза значительно уменьшились. В-третьих, гораздо комфортнее учиться в привычной домашней атмосфере.

Теперь о негативном. Домашнее обучение приводит к снижению мотивации, соблазн отвлечься на что-то постороннее гораздо выше. Качество усвоения материала, который передается через экран, снижается, преподаватель не устанавливает зрительный контакт с аудиторией (это неудобно и преподавателю), не наблюдает за ее реакцией. И, наконец, технические проблемы: внезапное отключение света или Интернета, сбои Сети или непонимание платформы сдачи экзамена, что демотивирует как студентов, так и преподавателей.

Итак, могу сделать вывод, что дистанционное образование хуже тем, что снижает мою успеваемость и желание учиться.

Яков М., студент 3‑го курса университета, Нижний Новгород:

Возникает ряд неудобств

С переходом учебы на онлайн-формат возникает ряд не­удобств и проблем, которые снижают качество обучения. Безусловно, присутствие в аудитории с такими же студентами, как и ты, создает определенную атмосферу и способствует продуктивности, чего не скажешь о домашней расслабленной обстановке. Также зачастую контрольные/экзаменационные работы, проведенные дистанционно, совершенно не обсуждаются с преподавателем. Это лишает возможности узнать, а впоследствии и учиться на своих ошибках, особенно это актуально для открытых вопросов, которые крайне важны для всего образования в целом. Само собой, это все индивидуально для каждого преподавателя, бывают и исключения. Семинары онлайн сводятся к приготовлению презентаций, что тоже нехорошо. Есть также и другие минусы, приводящие к ухудшению качества образования, из чего стоит сделать вывод о необходимости снижения стоимости обучения для платных студентов в периоды «дистанционки». Ведь учеба проходит далеко не в очном формате, а на заочное обучение цены зачастую гораздо ниже.

Анастасия ДЕГТЯРЕВА, студентка 1‑го курса Института филологии ПетрГУ, Петрозаводск:

Вопрос оплаты неактуален

Я учусь на первом курсе. Дистанционное обучение началось с 13 ноября, не могу сказать, что дистант в нашем университете – это хорошо или плохо, в целом практически не отличается от очного обучения: такой же объем информации, некоторые лекции у нас уже с начала учебного года проводились на дистанте из-за режима работы ПетрГУ в период пандемии, поэтому тоже особой разницы нет. Хотя есть существенный минус – это то, что мы сейчас целиком и полностью зависим от техники. Я столкнулась с некоторыми техническими сложностями, например проблемами с камерой, которые мне пришлось решать как можно быстрее. Иногда подводит и Интернет – конференции в Zoom отключаются автоматически, если есть какие-то неполадки с соединением. Преподаватели относятся к этому с пониманием. Я вполне довольна дистанционным обучением. Я учусь на бюджете, но знаю, что платники пытаются или пытались как-то решить вопрос с оплатой.

Мария ОРЕХОВА, студентка 1‑го курса, Институт филологии ПетрГУ, журналистика, платное обучение, Петрозаводск:

Качество обучения ухудшилось, а цена осталась прежней

Во время дистанционного обучения мы, студенты, столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, нет возможности качественно проводить практические занятия. Например, такая дисциплина, как латинский язык, требует постоянного взаимодействия студентов с преподавателем, чтобы мы могли сразу же понять и исправить свои ошибки. Такая же ситуация и с современным русским языком, на котором мы изучаем сложные транскрипции. Из-за перевода на дистант мы потеряли возможность писать транскрипции на доске и разбираться в них всем вместе, что значительно затрудняет усвоение материала. Во-вторых, некоторые предметы теперь отсутствуют вообще, их перенесли на следующий семестр, а это дополнительная нагрузка на студентов. В моем случае это «Компьютерный дизайн», который требует работы в специальной программе и помощи преподавателя. Я считаю, что с переходом на дистанционное обучение качество образования заметно снизилось, оно все больше похоже на заочное обучение с самостоятельным освоением материала.

Дмитрий ЕРМАШКЕВИЧ, студент 2‑го курса МПГУ, Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования, платное обучение, Москва:

Одному идти нет смысла

К дистанционному обучению отношусь отрицательно. Большое количество информации просто ускользает – Zoom затормозил, Интернет отключился, кто-то из семьи отвлек… При этом самоорганизоваться на дистанционном обучении очень трудно, да и нет возможности обустроить себе кабинет или хотя бы подобие рабочего пространства, чтобы провести в нем вначале пары, а потом там же выполнить все задания. Желание обратиться в деканат было, но одному идти нет смысла, только всей группой или курсом. Но все довольно пассивно к этому относятся.

Полина П., студентка 3‑го курса РАМ имени Гнесиных, фортепиано, платное обучение:

Перерасчета не будет

Мне нравится учиться на дистанте, потому что так мне удается вырваться из бешеного ритма учебы, наконец найти время на сон, общение с друзьями, на какие-то другие приятные занятия. Например, на чтение, просмотр фильмов, чем я не занималась на очном обучении никогда. Я смогла структурировать свой день так, как мне удобно, и начала правильно питаться и заниматься спортом. Но, конечно, нельзя сказать, что это очень хорошо, потому что нельзя радоваться чужой беде. У меня есть все необходимое для комфортного дистанционного обучения, поэтому жаловаться, честно говоря, не приходится. Но заменить им очное общение с преподавателями и выступления на сцене невозможно! По поводу пересмотра оплаты… Я узнавала, можно ли подать заявление, чтобы оплату за обучение пересчитали, но нам сказали, что этого не будет. По этому поводу в деканат обращалась не я одна.

С.Д., студентка 1‑го курса Института филологии ПетрГУ, платное обучение, Петрозаводск:

Довести дело до суда

Хотелось бы отметить, что мне гораздо сложнее воспринимать материал через Интернет, чем очно. Из-за того что он усваивается хуже на дистанте, появляются проблемы с учебой. И у студентов, и у преподавателей периодически возникают проблемы с Интернетом в самый неподходящий момент, например во время объяснения преподавателем новой темы, но, к сожалению, преподаватели не всегда идут навстречу. Пропадает звук, закрывается Zoom, и многое другое может произойти, из-за чего невозможно адекватно записывать лекции. Конкретно на моем факультете случилась такая ситуация, когда из-за невозможности провести один предмет в дистанционном формате руководство решило перенести его на второй семестр, что еще больше усложняет программу. Получается, был нарушен учебный план. Я считаю, что мы не должны платить университету за подобное обучение более 100 тысяч рублей в год, а платим 130 тысяч. Мне в профкоме пояснили, что вопрос оплаты решается индивидуально и через суд. Там же пообещали предоставить юридическую защиту в суде. Поэтому, мне кажется, студентам нужно объединиться, взять инициативу в свои руки и довести дело до суда. В одиночку это будет сделать крайне сложно.

Илья ЛУКИН, студент 2‑го курса МГУ:

Должны быть скидки

Я считаю неправильным, что студенты должны платить за учебу в полном размере в текущей ситуации. Учащиеся дистанционно не имеют возможности в полной мере получать знания, так как процесс обучения лучше проходит в формате живого общения с преподавателями. Также не у всех студентов есть возможность стабильно и без перебоев присутствовать на дистанционных занятиях, ведь не все живут в больших городах с хорошим интернет-соединением, что сильно мешает в получении знаний. Все это доказывает то, что оплата обучения не должна быть произведена в полном размере, а институты обязаны предоставить учащимся скидки или кардинально улучшить условия обучения.

Наталья Н., студентка Воронежского государственного педагогического университета:

Можно оставаться дома

На дистанционном обучении мне нравится то, что можно оставаться дома, никуда не надо ходить и ездить, не надо жить в общежитии. Я сама не из Воронежа, а общежитие – это такое место, в которое не особенно тянет. Дома лучше! Плохо то, что нет постоянного хорошего Интернета, он то падает, то виснет, и задания приходится выполнять не в онлайне. Их или присылают в письменной форме или вывешивают на сайте, а мы потом выполняем и отправляем на проверку. Сложности в том, чтобы заставить себя учиться. Дома все расслабляет, рядом и кухня с холодильником, и диван с телевизором, по которому, между прочим, никаких обучающих программ не показывают, а ведь могли бы! Я бы с удовольствием поучилась, сидя у телевизора. Мне кажется, в такой большой стране, как наша, уже давно могли бы организовать обучение по ТВ, особенно когда все учатся дистанционно.

Даниил КОРЕНЕВ, студент Воронежского государственного университета:

На «удаленке» классно!

Настроение отличное! Паники никакой нет, все уже привыкли, на «удаленке» классно! Вот такие впечатления. Мы уже долго сидим, месяц, наверное, но приходить в университет иногда можно, чтобы сдавать практику и контрольные. Мне нравится то, что свободного времени стало намного больше, каждый день на учебу ездить не надо. Я даже пытаюсь подрабатывать в Интернете, но пока получается не очень, много компаний закрывается.
Негативное впечатление от того, что нельзя душевно посидеть в кафе – или вообще закрыто, или такие ограничения, что сидеть там просто не захочешь. Встречаемся с друзьями дома, но это бывает редко, и ограниченным кругом знакомых. Мама постоянно твердит, чтобы сидел дома, а то заболею.

Нана ДЖАВРШЯН, к. ф. н., доцент кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы факультета РиСО РГГУ:

Не все преподаватели относятся к занятиям добросовестно

На данный момент не внесены изменения в действующие с сентября 2020 года договоры об оказании образовательных услуг университетами в связи с переходом на онлайн-формат обучения с 13 ноября 2020 года. В первую очередь это обусловлено тем, что на основании приказа Минобрнауки во внутриуниверситетском приказе сформулировано следующее положение: «переход на онлайн-формат реализации дисциплин с обязательным использованием платформы Zoom для проведения занятий по утвержденному расписанию» не предполагает дистанционного формата обучения, как это пишут во многих исках в суд к университетам.

Есть существенная разница между дистанционным форматом обучения и онлайн-форматом реализации дисциплин: дистанционный формат предполагает получение студентом заданий на установочной лекции на основании учебного плана и рабочей программы дисциплины, далее проверку преподавателем выполненных заданий, проведение промежуточной и итоговой аттестаций. Онлайн-формат предполагает реализацию полноценного учебного процесса: проведение лекций, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов в соответствии с учебным планом формы обучения с использованием платформы Zoom. То есть все формы коммуникации преподавателей и студентов должны сохраняться, как при офлайн-образовании, но, учитывая сложившуюся ситуацию, осуществляться через интернет-коммуникацию. Все часы учебного плана по формам обучения должны быть реализованы с использованием интернет-коммуникаций, то есть дистанционно.

Иски и претензии студентов могут быть связаны с тем, что некоторые преподаватели могут не вполне добросовестно относиться к онлайн-занятиям или не иметь технического доступа к проведению занятий, но это вопросы, которые решаются на уровне факультета и кафедры, а не суда. Такие проблемы при их возникновении могут быть мгновенно устранены деканатом и учебным управлением.

Екатерина МАРТЫНКОВА, студентка 1‑го курса Института филологии ПетрГУ, специальность «финский язык и литература, вепсский язык», Петрозаводск:

Идти на уступки

Я поддерживаю тех студентов, которые считают, что университет не должен как минимум поднимать цену за обучение по договору, а лучше даже немного снизить. Ведь студенты-договорники оплачивали очный формат обучения, а по факту находятся практически на заочном, который стоит изначально дешевле очного. Я понимаю, что университет и так несет убытки в связи со сложившейся ситуацией, но это не вина студентов, а просто так получилось. А вообще дистанционное обучение – это трудно для всех, как для преподавателей, так и для студентов. Приходится идти друг другу на уступки. Так почему бы университету немного не уступить и не помочь договорникам небольшой скидкой?

Виктория ГАВРИЛОВА, студентка 4‑го курса, Институт иностранных языков ПетрГУ, Петрозаводск:

Поднимать оплату нелогично

Эта тема ни разу не поднималась моими одногруппниками при мне. Что думаю я на этот счет? Конечно, повышать плату за обучение не считаю логичным. Что касается ее понижения – не знаю. Я могу отвечать исключительно за Институт иностранных языков. Здесь качество получения знаний в связи с переходом на дистант никак не пострадало. Мы получаем от учебы все по максимуму, как и раньше. Предполагаю, что на прикладных направлениях переход на онлайн-обучение сказался негативно, здесь однозначно имеет смысл поднять вопрос о снижении стоимости обучения.

Виктория МОЛЧАНОВА, студентка 4‑го курса Воронежского государственного аграрного университета:

Деньги никто не вернет

У меня экономическая специальность, много сложной теории, и осваивать все самостоятельно мне нелегко. Я специально поступала на дневное отделение, а не на заочное. Если бы могла учиться самостоятельно, то пошла бы на заочное, тем более что там оплата в два раза меньше. Я учусь на коммерческом и плачу за год, точнее родители платят, почти 90 тысяч рублей. На заочном год стоит около 40 тысяч, что называется, почувствуйте разницу!
Поэтому сейчас я себя чувствую, как заочница, а за учебу оплачено, как на дневном, это, конечно, обидно. И деньги нам никто не вернет. Хорошо то, что все-таки с преподавателями мы общаемся, хотя дистанционно, через сети, через компьютер или телефон, но это лучше, чем ничего. Еще один большой минус – не хватает общения в группе. Мы с девчонками не виделись уже почти месяц, грустно, очень соскучились друг по другу. Когда все это закончится, никто не говорит, потому что не знает. У нас есть вузы, в которых на «удаленку» перешли аж до февраля! Нам пока ничего такого не говорят.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте