search
main
0

Дистанция длиной в жизнь

В мире слов таится мир открытий, считает Ирина Саутина

Любопытно, но учитель русского языка и литературы лицея №1 г. Салавата Ирина Саутина, войдя в «пятнашку» лауреатов, первое, что сказала, узнав об интервью: «А что же я буду о себе рассказывать? У меня совершенно неинтересная биография». К счастью, насчет банальности своей жизненной и профессиональной истории Ирина Валерьевна все-таки ошибается. Ну взять хотя бы финал Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020. Ведь если произвести приблизительный математический расчет, то на одно место в «пятнашке» претендовали примерно 6 человек. Так что попасть в число пятнадцати лучших учителей России – высокое личное достижение!

Но по традиции начнем задолго до этого масштабного события. Как говорит наша героиня, она учительством совершенно не собиралась заниматься. Даже помнит себя в 11‑м классе восклицающей категорически: вот кем она точно не будет, так это учителем! Вы спросите, как же так получилось, что Ирина Валерьевна стала педагогом? Она это объясняет красиво, как и должно филологу, мол, пришла на филологический факультет Стерлитамакского педагогического института и… ахнула! Так поразила ее насыщенная и доброжелательная атмосфера вуза. Другими словами, во время поступления у Ирины Валерьевны случилось озарение, настигла влюбленность в учебу, в будущую специальность. Правда, известно, что озарение случайным не бывает. Должна же быть какая-то искорка, из которой разгорелось пламя. И Ирина Валерьевна подтверждает эту истину: у нее чтение стало проводником в мир педагогики.

– Сколько себя помню, я много читала. Правда, без разбора. И не думаю, что было углубленное понимание того, что я делаю, – поясняет наша героиня. – Кроме того, я была закоренелой отличницей, и меня все время отправляли в младшие классы проводить уроки. Так было принято в нашей школе: наставниками для младших ребят выступали старшеклассники. А еще ко мне прикрепили двоечника из нашего класса, которому я помогала разбираться в орфограммах.

Ирина Валерьевна с улыбкой вспоминает, что, кажется, этот двоечник проникся симпатией к закоренелой отличнице и даже оказывал какие-то знаки внимания, однако в то время наша героиня не уважала двоечников.

К слову, всегда тянет узнать, как же может закоренелая отличница, став учительницей, понять двоечников, если у нее самой не было такого опыта. А вот может. И не надо сомневаться. Как считает Ирина Валерьевна, это приходит с материнством. Когда появляются свои дети, ты видишь, как они непросто даются, как они растут, и понимаешь, что для каждого родителя дети – это смысл жизни.

Ирине Валерьевне также помогла переосмыслить отношение к ученикам одна замечательная опытная коллега из другой школы. Однажды наша героиня оказалась в этой школе на семинаре и от отчаяния рассказала, как трудно ей управляться с классом. А первый год ее учительства напоминал известный сюжет из «Ералаша», где педагог приходит на свой первый урок в итальянскую школу. И у Ирины Валерьевны дети вели себя, как вздумается, и не воспринимали ее всерьез. Это был чудесный, сильный, абсолютно необузданный восьмой класс, с которым ничего нельзя было поделать. Полный трэш, как сказали бы сегодняшние дети. У Ирины Валерьевны опускались руки. Но, между прочим, именно на руки и попросила ее обратить внимание опытная коллега.
Только не на свои, а на… детские. Ее неуправляемые восьмиклассники – всего лишь дети, и это просто нужно увидеть.

Волшебная фраза о детских руках словно переключила сознание нашей героини. Она украдкой во время урока посмотрела на руки учеников и увидела, какие они еще пухлые, беспомощные, будто младенческие. И после этого война миров постепенно сошла на нет. Оказалось, что не нужно доказывать детям, что учитель круче, старше, мудрее. Не нужно соперничать. Пришло спокойствие, а с ним мудрость, а к детям пришло уважение к мудрому учителю. Для Ирины Валерьевны это стало судьбоносным фактором. Она начала привыкать к школе. Выдержала свой первый рабочий год, который смело можно назвать профессиональным экзаменом. Она и согласна, первый год – самый трудный. Выдержишь – не выдержишь. Если выдержал, останешься. В «войне» с восьмиклассниками свою роль сыграл синдром отличницы – ей нужен был успех, а не фиаско, но оказалось, что именно в поражении таилась победа. Сейчас смешно вспоминать, сколько слез было пролито, а тогда хоть подушку отжимай.

Впрочем, лет через 7 после того как устроилась работать в школу, Ирина Валерьевна ушла. Сложное было время, нужно было зарабатывать, тем более появилась возможность заняться другим видом деятельности, но – вот и не верь в судьбу! – завуч попросила Ирину Валерьевну не отказываться от 3 часов литературы в неделю. Она не отказалась, оставив дверь в школу приоткрытой. И не зря. Через год наша героиня поняла, как страшно соскучилась по школе. Что все, что школы не касается, ей совершенно чуждо и неинтересно. И скучалось ей тогда невыносимо именно по детям. Вот в прошлом году выпустила 11‑й класс, который вела с 5‑го класса. Очень привязалась к ребятам и так скучает по ним, что видятся ей иногда в коридорах школы. Даже сердце екает.

Можно ли любить целый класс? Можно. И хорошо, что все дети в нем разные. Наша героиня вообще противница разделения детей по уровню освоения учебного материала. Слабый, сильный ребенок – это все относительно. Так называемый слабый ребенок, когда с ним выезжаешь на природу, может в экстремальной ситуации первым найти выход, и такие примеры были. Учителя, увы, часто судят о ребенке по успеваемости, но чем старше становишься, тем яснее понимаешь, что человек – это больше, чем отметка. У него много разных граней, и кто-то реализуется совсем в другой области. Даже здесь, на конкурсе, она услышала историю от одного коллеги, который рассказал, что у него по русскому языку в школе были одни двойки, а несколько лет назад он написал ЕГЭ по русскому языку на 84 балла. Но слабая успеваемость по одному предмету не помешала ему стать прекрасным специалистом в другой предметной области.

Как вспоминает Ирина Валерьевна, ее мотиватором хорошей учебы выступала мама. Мама бесконечно любила дочь, но отличная учеба была для нее принципиальным вопросом. И юная Ира, получив четверку, шла домой, трепеща. Нужно заметить, что стремление к отличному результату научило ее преодолевать собственные страхи и трудности. Например, у нашей закоренелой отличницы выходила тройка по физкультуре. Ну не могла она лазать по канату и прыгать через «козла»! Но самое страшное заключалось в том, что учитель физкультуры был человеком еще более принципиальным, чем Ирина мама, и компромиссы с ним были невозможны по определению. Казалось бы, выхода нет, но девочку выручил бег на 2 километра. Был такой норматив, справившись с которым можно было получить заслуженную пятерку у учителя физкультуры. И наша героиня вместе с подругой всю весну выходила по утрам на свою личную дистанцию. И победила! Доказала себе и миру – пробежала на «отлично».

Поскольку Ирина Валерьевна человек, и правда, скромный, она сразу добавляет, что не такова ее сущность, чтобы рваться к наградам и победам. Не амбициозный она человек, не на первом ряду, а на последней парте старается примоститься. Но, странное дело, в профессиональном смысле, когда речь идет о том, чтобы увлечь детей, внутренне их мотивировать на поиск, размышление, творчество, ей на последней парте неуютно. Наоборот, хочется доказать себе и ученикам, что предполагаемые цели могут быть достигнуты и намеченные высоты могут быть взяты. Она постепенно подтягивает ребят, дает задания, готовит к олимпиадам. Сначала они послушно следуют за учителем, а потом появляется азарт, желание проверить, а смогу ли сам, справлюсь ли. Когда Ирина Валерьевна улавливает такой настрой в детях, ей приятно и волнительно. У каждого ребенка с этого начинается путь открытия себя.

Ирина Валерьевна не только стала лауреатом финала Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, но и удостоилась награды в номинации «За бережное отношение к живому великорусскому языку». Тем интереснее узнать, что она думает относительно того, что речь современных детей упрощается, в ней исчезает образность, метафоричность, емкость.

Удивительно, но наша героиня по этому поводу слезы не льет. Да, хотелось бы, чтобы дети выражались ассоциативно, ярко и образно, но нельзя же бороться с ветром. То есть с реалиями. А они таковы, что дети постоянно находятся в речевом потоке и в этом потоке разговоры в семье, речь на улице, по телевизору, общение в соцсетях и т. д. Учитель в одиночку не может противостоять потоку. Да, учительская речь должна быть образцом, и часто так и бывает, но в целом соперничать с миром, который наваливается на ребенка, невозможно. И, кто знает, как бы провокационно это ни звучало, может, и не надо? Например, взять мат. Ирина Валерьевна к нему относится категорически отрицательно. Но есть история происхождения этих слов, у них есть смысловое наполнение, сфера употребления. В каких-то ситуациях это способ выплеснуть негатив, ярость и в результате сгладить действие. Такие мощные, эмоционально окрашенные слова действительно работают в том случае, когда нужно снять стресс. Но, увы, сейчас мат употреб­ляется к месту и не к месту. Становится нормой. И задаешься вопросом: а вдруг все идет к тому, что мат станет нормой литературного языка? Язык станет более примитивным, незамысловатым. Кто знает, каково будет дальнейшее развитие языка? Ментальность народа тесно связана с языком, а язык тесно связан с ментальностью. Каким путем мы пойдем?..

Ирина Валерьевна как истинный филолог, конечно, не в восторге от примитивности, но восхищена простотой. Кого? Да Пушкина Александра Сергеевича, кого же еще! Если прибегать к шаблону, он для нее в миллионный раз наше все, если говорить своими словами, то Пушкин – это потрясающая мудрость и потрясающее художественное совершенство. У Пушкина нет сложных метафор, все просто, но в этой простоте можно утонуть. О Пушкине ей всегда трудно говорить, потому что чуть копнешь, сразу проваливаешься в глубину. И о Борисе Пастернаке тоже. Он в чем-то родственен Пушкину. Ирина Валерьевна вообще делит поэтов на гармонических и негармонических. К примеру, Михаил Лермонтов дисгармонический, потому что душа его пребывает в дисгармонии, и он об этом кричит. Так же, как и в Маяковском, в его поэзии ощущаются надрыв и обрыв. А ее душе ближе гармонические Пушкин и Пастернак, и она бы хотела так же, как они, относиться к жизни.

Помнится, в начале интервью Ирина Валерьевна изумилась тому, что придется выступить героиней очерка. Через время нашелся еще один повод для удивления. Что вы думаете, наша героиня заявила, что вообще не понимает, как может работать учителем, ведь педагогу приходится много говорить. А она не мастер коммуникации, не любит быть в центре внимания, любит наблюдать и часто замечает, что с человеком происходит, пытается считать чужие интонации, верно их расшифровать. Скорее она из категории тех людей, кто доверяет интуиции и, ориентируясь на ее подсказки, идет правильным путем.

Но такие заявления – последствия пережитого на конкурсе стресса, не иначе. Потому что Ирина Валерьевна прежде всего мастер слова. Грамотного, тонкого, мягкого, проникновенного. Которое любит и которое бережет. И мир этого слова она увлекательно и интересно, с интуицией, присущей только настоящему учителю, дарит детям. Тем, которых уважает, без которых не мыслит жизни, по которым сильно скучает и которые, как у истинного учителя, остаются в ее сердце навсегда.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Республика Башкортостан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте