search
main
0

Дистанционные технологии обучения помогают получить качественное образование

​В лицее №1524 успешно прошел авторский директорский семинар Татьяны ХРОМОВОЙ. Директора московских школ обсудили использование дистанционных технологий обучения.

Лицей №1524 – базовое учреждение городской инновационной площадки «Обеспечение непрерывного образования, эффективной социализации и достойного трудоустройства лицам с ограниченными возможностями здоровья на основе современных дистанционных технологий обучения», куда входят также:    Педагогический институт физической культуры и спорта МГПУ;    Московский государственный индустриальный университет;    колледж автоматизации и информационных технологий №20;    автономная некоммерческая организация «Международный институт «ИНФО-Рутения»;    общество с ограниченной ответственностью «Малое инновационное предприятие «Открытие».Основная задача дистанционного образования – создание условий для получения детьми с ОВЗ, преимущественно инвалидами по состоянию опорно-двигательного аппарата, качественного образования и продуктивной социализации в среде сверстников, обеспечение возможности дальнейшего обучения в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях технического и гуманитарного профилей и повышение конкурентоспособности на рынке труда.В рамках реорганизации образовательных учреждений путем присоединения была сформирована медико-психолого-социальная служба сопровождения всех участников образовательного процесса. Она включает в себя таких специалистов, как психологи, логопеды, социальный педагог, инструкторы ЛФК и адаптированной физической культуры, специалисты спелеокамеры.Создание условий для предоставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития – одно из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. В связи с этим значительное внимание нужно уделять созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья общего, среднего и высшего профессионального образования как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего возможности последующего трудоустройства.На сегодняшний день этот вопрос решен лишь на формальном уровне, то есть дети-инвалиды по ОДА имеют право на получение профессионального образования любого уровня в любом профессиональном образовательном учреждении, но на практике это право неосуществимо по техническим причинам. Кроме того, не решена проблема интеграции детей в сообщество здоровых сверстников.В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными физическими возможностями мы предлагаем рассматривать развитие дистанционной формы обучения в сочетании с инклюзивной. Использование этих форм непрерывно на каждой ступени образования позволит решить задачу интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в среду здоровых сверстников и одновременно продолжать эффективное обучение на дому за счет использования дистанционных образовательных технологий.Важной составляющей стала непрерывность образования при переходе инвалида из школы в ссуз или вуз. На каждой ступени обучения ученик должен быть подготовлен к следующей и безболезненно пройти адаптационный период при сопровождении медико-психолого-педагогической службы.Низкая конкурентоспособность детей с ограниченными возможностями здоровья, которая реально существует на сегодняшний день, порождает серьезные социально-экономические последствия, прежде всего дестимуляцию трудовой и социальной активности инвалидов. Повышение уровня образования инвалидов и социальная интеграция их в среду здоровых сверстников на этапах формирования личности повысит степень их экономической активности и будет способствовать более высокому уровню занятости этой категории граждан благодаря получению конкурентоспособных профессий.Инновационным продуктом городской инновационной площадки, завершение подготовки которого запланировано на 2015 год, будет «Модель партнерской образовательной сети, обеспечивающей непрерывное образование, социализацию и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе современных дистанционных технологий обучения».В рамках подготовки общего инновационного продукта за два года работы (2013 и 2014) были реализованы несколько его компонентов.    Возможность инклюзивного образования детей с ОВЗ обеспечивается за счет создания безбарьерной образовательной среды в каждом учреждении сети ГИП с учетом архитектурных особенностей зданий и финансовых возможностей: наличие входного пандуса, устройств для транспортировки инвалидов-колясочников по лестнице, оборудование лестниц поручнями, наличие расширенных дверных проемов и оборудованных санузлов, наличие кабинетов ЛФК, массажа, реабилитационных кабинетов, сенсорных комнат. Развитие безбарьерной среды каждого здания учреждений запланировано и будет продолжено в 2015 году.    Для использования технологий дистанционного обучения полноценно оборудованы техническими и программными средствами рабочие места педагогов: оснащение веб-камерой высокого разрешения и с увеличенным углом обзора, проектор, интерактивная доска или экран, цифровые лаборатории. Такое рабочее место можно назвать виртуальным классом. В корпусе №2 лицея №1524 девять таких рабочих мест, в колледже №20 – восемь, в ПИФКиС – три, МГИУ – 18, МИИР – четыре. Веб-камерами оборудовано существенно большее количество кабинетов, но важное условие организации «виртуального класса» – установка минимального набора специализированного программного обеспечения для виртуального присутствия ученика на уроке и проведения индивидуальной дистанционной работы учителя и ученика, используются программы Skype и TeamViewer, для трансляции урока и проведения вебинаров – Оpenmeetings. Учреждения сети используют и другие программные среды.Без модульной объектно-ориентированной учебной интернет-среды Moodle нельзя говорить о реализации полноценного дистанционного обучения. Такая среда есть у каждого учреждения сети ГИП, и при переходе из школы в колледж или вуз она для него привычна. Система Moodle позволяет преподавателю создавать учебные курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников. По результатам выполнения учениками заданий преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. «Развернуть» такую систему на сервере ОУ – важная задача, требующая длительного решения. Лидерами среди учреждений ГИП стали МИИР и МГИУ, благодаря которым накопленный опыт используют ПИФКиС, колледж №20 и базовое учреждение сети – лицей №1524. Каждое учреждение сети подготовило описание своего опыта организации интернет-пространства обучения на базе Moodle.    Для обеспечения медико-психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в период обучения в школе и в периоды адаптации к обучению в ссузе и вузе были разработаны соответствующие программы работы в каждом учреждении сети ГИП.    В 2014 году были изготовлены ООО «Открытие», переданы лицею №1524 и апробированы 2 робототехнических устройства «Робо-няня». Для использования этих роботов разработаны более 100 и внедрены на сегодняшний день 16 сценариев работы педагога, психолога и логопеда. В настоящее время продолжается работа над совершенствованием роботов и повышением их интеллектуальной компоненты.    Основной составляющей плана работы ГИП на 2014 год стало создание учебно-методических комплексов дистанционного обучения всеми учреждениями сети ГИП исходя из принципа формирования непрерывной образовательной траектории в учреждениях сети «школа – колледж – вуз»:- колледж №20 – УМК ДО по специальности СПО «Прикладная информатика (по отраслям)»;- МГИУ – УМК ДО по направлению «Информатика и вычислительная техника» и УМК ДО по направлению «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;- ПИФКиС – УМК ДО по направлению «Адаптивная физическая культура»;- МИИР «ИНФО-Рутения» – УМК ДО по направлению «Мененджмент» профиль «Финансовый менеджмент»;- лицей №1524 – УМК ДО по предметам «Математика», «Информатика», «Физика».Т.ХРОМОВА, директор лицея №1524

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте