Отечественные платформы для проведения уроков по видео-конференц-связи в школах запустят в 2022 году. Об этом сообщил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев в ходе выступления в Совете Федерации. Ранее министр просвещения Сергей Кравцов заявлял, что ведомство совместно с Минцифры разрабатывают программу видеосвязи, аналогичную Skype и Zoom. По его словам, такая платформа нужна для того, чтобы исключить из образовательного процесса проблемы, связанные с неустойчивостью зарубежных систем.
Возможно ли в современном глобальном мире полностью отказаться от зарубежного программного обеспечения и техники? И нужно ли это?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Пользоваться ли какой-либо онлайн-платформой в период дистанционного обучения, и если да, то какой, решает школа. Но все мы остро ощущаем необходимость обеспечить сохранность и персональных данных, и содержания бесед, переговоров, онлайн-уроков, которые сегодня проводит большое количество школ. Популярность платформ для видеосвязи, в частности Zoom, значительно выросла из-за пандемии, потому что многим компаниям и людям пришлось переносить работу, учебу и общение в онлайн из-за изоляции. В марте 2020 года аудитория сервиса Zoom достигла 200 млн пользователей в день по сравнению с 10 млн в декабре 2019 года. При этом пользователи неоднократно сообщали о недостатке безопасности, который позволял вмешиваться в конференции, создаваемые через Zoom. Воспользовавшись ошибкой, злоумышленник может взять под контроль онлайн-конференцию, перехватить управление экраном, заменить сообщения и удалить участников конференции.
Было бы правильно, чтобы на случай повторения ситуации частичного перехода на дистанционное обучение российские школьники и учителя могли пользоваться российской платформой видеосвязи. История учит, что полный отказ от использования зарубежных разработок вряд ли возможен, но она также напоминает, что необходимо иметь собственные технические системы, поддерживающие критичные для жизнедеятельности и экономики процессы. Примером могут являться платежная система «МИР», цифровая экосистема «Яндекс», социальная сеть «ВКонтакте» и другие разработки.
Александр КОНДАКОВ, генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование»:
– Я сомневаюсь, что сделанные за столь короткие сроки системы ВКС будут эффективнее зарубежных аналогов. Мы это наблюдали несколько раз, в том числе и с созданием браузера «Спутник». Сегодня весь мир пользуется Zoom, MS-teams и несколькими другими платформами. Точно так же, как весь мир пользуется Microsoft Windows и IOS. Подобные разработки требуют больших денег и времени, а главное – команды создателей, где программисты воплощают «в металле» идеи методологов. К сожалению, с последним у нас хуже.
Я бы не пытался в очередной раз «обогнать и перегнать», а сосредоточился именно на подготовке высококлассных специалистов по созданию платформенных решений. Причем в разных компаниях на конкурентной основе, а не у назначенного лидера. В условиях стремительного распространения искусственного интеллекта у нас есть шанс совершить прорыв именно в этой области.
Создание отечественных систем ВКС связано прежде всего с вопросами защиты данных, в том числе персональных. Озабоченность Минцифры в этом плане понятна. Но, я уверен, в ближайшие годы отказаться от зарубежного программного обеспечения мы не сможем.
Людмила БАЧУРИНА, заведующая лабораторией Воронежского областного Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников:
– Прежде чем от чего-то отказаться, нужно, чтобы была альтернатива. Ко всему надо подходить разумно, иначе мы рискуем отказаться «себе назло». Надо помогать нашим российским компаниям, и тогда будут хорошие результаты. Конечно, лучше развивать собственные возможности, иметь свою базу для дистанционного обучения, чем постоянно пользоваться чужой. На сегодняшний день у нас четыре проблемы, которые необходимо решить в данной сфере. Прежде всего нужна система, которая будет поддерживаться. Нужен контент, которого нет, и учителя делают его сами. Например, каждому учебнику нужна сопровождающая его электронная версия, причем качественная, современная, а не просто PDF-копия. Третья большая проблема, которую надо решать, – это подготовка наших учителей, их обучение и помощь педагогам. Дистант выявил недостаточность всего этого. И четвертый момент – это слабое материально-техническое обеспечение и в школах, и в семьях. Не у всех детей дома есть индивидуальные компьютеры и планшеты, не во всех школах сегодня достаточно техники, а главное – качественного Интернета.
Олег А., директор школы, Нижегородская область:
– Мне все равно, чья будет платформа, лишь бы она без перебоев работала, не висела сутками. Чтобы можно было обеспечивать нормальный учебный процесс без нервотрепки. Если отечественные компании создадут такую мощную платформу, будет хорошо. Но как налогоплательщик я не могу радоваться, если ее создание потребует каких-то колоссальных затрат. У нас слишком много реальных прорех, в частности слишком слабая материальная база большинства школ (прежде всего ветхие здания), чтобы имеющиеся ресурсы отдавать фирмам, которые разрабатывают программы. Наши ведь делают все не дешевле, а дороже импортных, хотя должно быть все наоборот.
Ирина СОБОЛЕВА, методист Карельского института развития образования, Петрозаводск:
– Вопрос о дистанционном образовании и электронном обучении прописан в Федеральном законе «Об образовании в РФ». В статье 13 говорится, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные. Принят этот закон 29 декабря 2012 года. Почему за восемь лет министерства не побеспокоились о создании платформы видеосвязи российского производства, а задумались и стали работать только тогда, когда гром грянул и образование вынужденно перешло на дистанционные рельсы? Мы можем потерять целое поколение молодых людей, которые сейчас обучаются дистанционно, потому что в большинстве случаев это обучение проходит под девизом «Читайте самостоятельно». Опыт первой волны дистанционного обучения в Петрозаводске показал, что в некоторых школах вообще не проводились уроки по видеосвязи. Иностранные платформы работают стабильно, а нестабильно работает именно наш Интернет. Вот и пусть сначала наладят Интернет, хорошие платформы можно использовать и зарубежные. Мне кажется, что не стоит сейчас торопиться и в срочном порядке изобретать велосипед отечественного производства. В первую очередь надо думать о школьниках и тех учителях, которые в такой сложной обстановке остаются работать в школе.
Александр Т., учитель информатики, Великий Новгород:
– С Zoom становится возможной конференция из участников, вообще не обладающих компьютерной грамотностью. Единственный его минус – незащищенность. Можно ли создать в России аналоги Zoom, защищающие приватность? Уже сейчас есть отечественные разработки и сервисы видеосвязи, которые, на мой взгляд, очень близко подходят к мировым лидерам. Но их технологическая мощь не поддерживается маркетингом. Поэтому та стоимость, по которой Zoom предлагает свои услуги, для них невозможна. Проще говоря, российский аналог наверняка будет и сложнее для пользователя, и дороже, чем импортный. А еще я бы посоветовал заглянуть в глубинку, например, нашей Новгородской области. Там связи во многих местах нет вообще, а в большинстве сельских школ Интернет такой медленный, что директор не может даже открыть письмо в почте.
Комментарии