search
main
0

Дистанционное обучение

Живое знание “живьем”

Спасение для заочников – видеофильм с маркерами-подсказками

Современное дистанционное, или, как его еще называют, дистантное, обучение предполагает использование Интернета с его неограниченными ресурсами, а также электронной почты. Увы, все это не для российских учителей, желающих быть в курсе новейших педагогических технологий и методик преподавания своего предмета. Большинство из них не может себе позволить покупку компьютера, модема, электронного адреса и прочих благ цивилизации. Что остается? Ехать в институт повышения квалификации. Или заказывать материалы по почте.

Заочное обучение практикуют многие институты повышения квалификации педагогов. В их числе – Алтайский краевой институт. Решились внедрить новую форму обучения только два года назад, когда поняли, что многим учителям до столицы края – Барнаула – просто не доехать, а быть “отрезанными” от мира никому не хочется. В результате 170 человек проучились заочно в 1998 году, а на конец прошлого года в АКИПКРО было уже 200 заочников.

Комплект материалов для дистанционной учебы составлен по принципу кейс-технологии. Что в него входит? Конечно, печатный материал – книги, брошюры, программы, авторские разработки, задания. Часть материала может быть на дискете – для тех учителей, кому доступен компьютер. И еще Алтайский институт предлагает педагогам видеоматериалы – уроки лучших краевых педагогов, презентации школ и учителей, учебные фильмы по разным предметам, авторские лекции известных в России и в крае ученых. Создают материалы сотрудники центра аудиовизуальных средств АКИПКРО. Именно “создают”, потому что сделать видеолекцию для дистантного обучения – это не значит просто записать на видеопленку выступление мэтра. Материал отбирается, оформляется, “сервируется” для конкретного потребителя. “К нам приезжал Шалва Амонашвили, – рассказывает руководитель центра Александр Рыбальченко. – Читал лекции по гуманной педагогике. Из всего того, что было записано на пленку, мы решили выделить один аспект – гуманные взаимоотношения и их построение в учебном процессе. Работу над лекцией мы называем “дидактическим препарированием”. Выбираем материал в соответствии с темой. Иногда мы специально готовим лекции по конкретной теме и в расчете на конкретных учителей. Например, наш преподаватель, кандидат химических наук, доцент, зав. кафедрой естественно-научных дисциплин Юлия Стукалова записала лекцию по технологии уровневой дифференциации. Гораздо эффективнее просмотреть видеозапись лекции, чем читать ее на бумаге. Так со времен Платона ведется – живое знание передается “живьем”, от человека человеку. Но древнегреческий философ сам встречался со своими слушателями. Современные “Платоны” такой возможности порой не имеют. И чтобы встречу не отменить, мы используем видеоматериалы”.

Читая лекцию, автор не просто сидит перед камерой. Его “жизнь” в кадре организована – интонация, жестикуляция, паузы, мимика подчинены содержанию лекции. Такая организация необходима, чтобы заочный диалог между лектором и слушателем состоялся и стороны правильно поняли друг друга. Кстати, проблема – правильно ли учитель поймет видеоматериал, сможет ли выполнить задание – встает перед создателем любого видеофильма. К примеру, учитель должен получить знания по новой технологии. Он смотрит фильм об этой технологии, но, не будучи с ней знаком ни в теории, ни на практике, не понимает, в чем новизна. Он пропускает самое главное. Ведь заочному слушателю никто не скажет – вот здесь смотри внимательно. Можно, конечно, прислать заочнику письменную “сопроводиловку” – на такой-то минуте присмотритесь, на другой – пустите замедленный просмотр, а после часа с четвертью выполните задание. Но это не очень удобно.

Сотрудники центра аудиовизуальных средств придумали другой способ привлечения внимания. При монтаже фильмов они предлагают использовать систему видеомаркеров. Авторы идеи – методист центра Георгий Недорослев и руководитель центра Александр Рыбальченко. Георгий Недорослев: “Речь идет о том, чтобы запрограммировать поведение, познавательную деятельность “ученика”, то есть педагога, который обучается дистанционно. Мы ввели систему знаков, наподобие дорожных. Они ведут за собой слушателя”.

Пока в АКИПКРО создан только один фильм по новой технологии – “Организация групповой работы учащихся”. Авторы – Недорослев и Рыбальченко, консультант – проректор института по учебно-методической работе Е.Жаркова. Маркер появляется в углу экрана и начинает “мигать”. Это знак студенту – следующий фрагмент важен для понимания. Держится маркер 30-40 секунд. Если в углу экрана замигал “!” – значит скоро появится важная информация. В данном экспериментальном фильме символ “!” предшествует тексту: “Просмотрите видеофильм и запишите алгоритм групповой работы, предложенный учителем и детьми”. Еще один знак – “К” возникает перед текстом “Проверьте на полноту составленный вами алгоритм”. Легко понять, что этот знак позволяет заочно проконтролировать, насколько хорошо “ученик” понимает содержание фильма.

Знаки и символы авторы идеи разделили на две группы – для постановки дидактических задач (черно-белые) и для постановки психолого-педагогических задач (цветные). Несколько примеров из алфавита маркеров:

“?” – знак, предлагающий сформулировать вопросы по просмотренному видеофрагменту,

“:” – ставится задача провести классификацию, обобщить и сделать выводы по материалу видеофрагмента,

“…” – предлагается продолжить действие или мысль, представленную видеофрагментом,

“Д” – необходимо организовать диалог с коллегами по материалу видеофрагмента.

К маркерам относятся не только знаки и символы, но и стоп-кадр, повтор, титры, негатив-позитив, фокусировка в кадре, цвет, звук – все это можно внести в фильм с помощью видеокамеры, аудио- и видеомагнитофона, монтажного пульта и компьютера. Без техники не обойтись.

Впрочем, работать алтайцы умеют при минимуме затрат и сверхминимуме технических средств. Как вы думаете, можно снять обучающий фильм о Соединенных Штатах Америки, не выезжая за океан? Можно. Фильм для уроков страноведения в старших классах сделан из альбомных иллюстраций, статичных картинок. Зато озвучивают его две американки – это прекрасная возможность для ребят услышать настоящий американский язык, научиться произношению и “живой грамматике”. На английском языке сделан фильм и о Барнауле. Его тоже озвучивает американец. Но это уже настоящий видеофильм с сюжетами – о музеях, истории, культуре Барнаула.

И, наконец, еще одна (но не последняя) форма работы алтайских специалистов – это съемка в две камеры. Например, создается видеоурок – фильм, необходимый учителю для самоанализа своей работы. Чтобы потом видеть все – и что делали дети, и как действовал учитель, – нужно два “глаза”. На экране затем можно эти два взгляда совместить. Например, зритель видит, как учитель, стоя лицом к классу, задает вопрос или рассказывает что-то важное. И тут же в углу появляется кадр, снятый второй камерой, – детские мордашки. Можно проанализировать реакцию детей. А значит, разрешить важную методическую проблему.

Оксана РОДИОНОВА

Барнаул

NB!

Страница в Интернете Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования: www.ipk.alien.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте