search
main
0

Дистанционно – не значит далеко. Рязанский областной центр стал родным для многих детей с ограниченными возможностями здоровья

Областной центр образования «Дистанционные технологии» в Рязани существует уже 8 лет. Он был создан в январе 2009 года на базе структурного подразделения специальной школы-интерната №18, а в октябре 2010 года начал функционировать как самостоятельное учреждение.

Центр был создан при поддержке правительства Рязанской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» для развития дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в школе помимо базового ресурсного центра в Рязани функционируют четыре филиала: Спасский, Касимовский, Скопинский и Сасовский. В центре учатся дети практически из всех районов области, он считается средней общеобразовательной школой для обучающихся с помощью дистанционных технологий по программам начального, основного и среднего общего образования.В настоящий момент в центре 167 обучающихся. Приходят они сюда чаще всего по желанию родителей, центр рекомендуют педагоги обычных школ и областная психолого-медико-педагогическая комиссия. Но в любом случае будущие ученики обязаны пройти ПМПК и получить рекомендации по обучению с использованием дистанционных технологий. Комиссия выносит решение о виде адаптированной основной общеобразовательной программы, по которой ребенок должен обучаться.Интерактивные технологии позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья получать качественные знания. Это полностью подтверждает опыт Рязанского центра дистанционного образования. Основным инструментом взаимодействия обучающихся и педагогов является школьный сайт (http://cdo-rzn.ru/) с его уникальным интерфейсом и структурой, состоящей из внешней, доступной всем, и внутренней (Интранета), с «живой» лентой, с сервисом формирования социальных групп по тематике и интересам. Дистанционное обучение строится на интерактивности с помощью постоянных контактов всех участников учебно-воспитательного процесса. Для этого используются Skype, видео-, аудиоконференции Google Hangouts, цифровые образовательные ресурсы, как уже готовые, так и созданные учителями центра.История становленияВ настоящее время в центре работают 152 педагога с разной нагрузкой, много молодых учителей, выпускников вузов. В базовой школе, которая находится в Рязани, и в двух из четырех филиалов совместителей осталось мало, подавляющее большинство – основные работники, но это произошло постепенно.Перед открытием нового образовательного учреждения администрация объездила буквально каждый район области, выступала перед родительскими и педагогическими коллективами, разъясняла преимущества и трудности дистанционного образования, заинтересовывала педагогов. Вначале работали около 50 учителей, на следующий год появилось много желающих, сначала брали всех, кто приходил и соглашался работать, потом произошел отбор, не все смогли… Постепенно начал формироваться костяк учителей, в основном все они работают и сейчас, являются руководителями методических объединений, рабочих целевых групп, классными руководителями, руководителями подразделений. В филиалах набирали учителей по рекомендациям районных управлений образования, директоров школ, в здании которых открылись филиалы. Очень помогли рязанские СМИ, было много передач, хороших статей. Трудности испытывали дольше всех только с набором учителей математики (сказался дефицит специалистов), сейчас лучше.О программах, педагогах и наставникахТребования к желающим работать в дистанционном центре стандартные. Нужно наличие хотя бы элементарных первоначальных навыков работы на компьютере: уметь включить, выключить, пользоваться скайпом, корпоративной почтой, словом, минимум знаний. К новичкам прикрепляют наставников (для этого издается соответствующий приказ), при первой возможности они обучаются ИКТ на курсах повышения квалификации (это обязательное условие).В первой же беседе при приеме на работу руководители центра рассказывают соискателям о специфике работы, называют качества личности педагога, которые необходимы здесь в первую очередь: терпение, уважение и интерес к детям, мудрость, умение поддерживать баланс строгости и понимания трудностей детей и родителей. Хотя последнему можно научиться, освоив определенные методики.Зарплата работников центра немного отличается от зарплаты коллег из обычных школ, но разница небольшая. При расчете учитываются стаж, категория и другие показатели, как во всех обычных школах. Часть времени учителя центра ведут уроки из дома – для них на безвозмездной основе, за счет государства, оборудуются базовые рабочие места макбуками и оргтехникой, бесплатно проводится Интернет. Таким образом, педагоги экономят на транспорте и прочем. В последнем квартале 2016 года базовая часть зарплаты педагогов центра повысилась примерно на 30%. Но, конечно, многое зависит от нагрузки.Она очень разная: от нескольких часов у совместителей, например, на филиалах, до 1-1,5 ставки (но не более 36 часов) в неделю у основных работников. В первую очередь учитываются пожелания учителей при составлении весной проекта нагрузки, а также производственная необходимость. Но увеличивать нагрузку никого не заставляют. Начинающим дают 1 ставку, пока не научились работать в новых условиях. При составлении индивидуальных учебных планов учитываются пожелания детей и родителей, целесообразность и возможности здоровья ребенка. Педагоги консультируются со специалистами психолого-дефектолого-социально-педагогического консилиума школы, учитывают рекомендации областной ПМПК, ИПРА, ИПР. При составлении программ по предметам учитываются особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ОВЗ, создаются специальные условия в учебном процессе, предназначенные для удовлетворения этих потребностей.- Ценность дистанционного образования заключается и в том, что оно очень индивидуально, ведь под каждого ребенка создается учебный план, расписание, – поясняет директор областного Центра дистанционного образования Галина Карпачева. – Ученик может выбрать, в какой половине дня ему заниматься. Если ребенку нужно на прием к врачу, то уроки могут быть перенесены на субботу. В случае если наш подопечный в середине учебного года отправляется лечиться в санаторий, занятия для него продлеваются до 15 июня, мы подстраиваем учебный график под каждого ученика.Не только знания…В центре разработана система воспитательной работы, целью которой является создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развивающейся личности, способной к успешной социализации в обществе, адаптированной к условиям современной жизни. Помимо дистанционных (классные часы, викторины, конкурсы) в школе часто проводятся очные мероприятия, посетить которые могут все обучающиеся в сопровождении родителей. Это способствует сплочению, помогает наладить более тесный контакт между учащимися, их родителями и учителями. В 2014 году в школе был создан «Семейный клуб», занятия которого посвящаются повышению педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья детей, привлечению их к сотрудничеству со школой.Традиционными для центра стали такие мероприятия, как «День знаний», «День рождения школы», «Учителями славится Россия», «День матери», «Новогодний семейный карнавал», «Рождественские встречи», «День защитника Отечества», «Весна идет (праздник, посвященный Международному женскому дню)», «День здоровья», «День Победы», «Выпускной бал». В центре реализуются социально значимые проекты, например эффективный проект социального партнерства. В его рамках осуществляется взаимодействие с предприятиями области и города Рязани по профориентации. Школа активно сотрудничает с региональными благотворительными фондами «Наши дети» и «Детские Домики», Рязанской епархией РПЦ, театрами, библиотеками города.Сетевые проекты, электронные тетради и их возможностиКроме того, в рамках внеурочной деятельности учителями ЦОДТ организуются различные сетевые проекты. В качестве средств ИКТ используются такие инструменты Google, как презентация и электронная тетрадь. Эти инструменты отличаются от традиционных тем, что с ними в онлайн-режиме могут работать несколько участников, число которых не ограничено, есть возможность одновременно редактировать документ или презентацию. Использование системы комментариев способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся. Педагоги в свою очередь могут контролировать процесс и своевременно корректировать его, если возникает необходимость.Учителя центра пользуются базовыми сервисами Google для образования. Электронные тетради – это Google Документы. Создавать, редактировать и просматривать их можно на любом устройстве – телефоне, планшете или компьютере.Учитель создает электронную тетрадь (Google Документ), в которой помимо текста можно размещать изображения, диаграммы, гиперссылки, создавать рисунки, и предоставляет доступ ученикам (с правом редактирования). В режиме реального времени учитель видит, что пишет ученик, и может корректировать и направлять работу учащегося, оставлять комментарии.Все изменения в таких тетрадях автоматически сохраняются во время работы. Благодаря истории изменений можно увидеть список предыдущих версий документа, отсортированный по дате и автору. Это позволяет учителю увидеть, как ученики выполняли задания, в какой последовательности, сколько затратили на это времени, и в дальнейшем скорректировать свою работу.Используя определенные настройки, можно сделать так, чтобы темы уроков отображались в левой боковой панели «Структура документа». Такое своеобразное оглавление помогает ученику быстрее ориентироваться в своих записях и при необходимости вернуться к изученному ранее материалу (повторить теоретические сведения, алгоритм выполнения упражнений и т. п.).Учитель может создать единую для всех учеников тетрадь. В таком случае ее можно наполнить теоретическими сведениями, которые будут доступны всем обучающимся, а задания распределить. Можно также предложить детям оставлять ответы на те или иные вопросы в комментариях. Если учитель желает, чтобы каждый ученик работал самостоятельно, он создает индивидуальные электронные тетради. С электронными тетрадями (Google Документами) вполне можно работать в обычной массовой школе не только во время карантина, длительной болезни кого-то из детей или при надомном обучении, но и в обычном режиме. Например, можно предложить кому-то из учащихся индивидуальное задание или организовать групповую работу на уроках или дома. Для этого у учителей и учеников должны быть аккаунты Google и возможность выхода в Интернет.Рязань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте