В эру информатизации и технического прогресса различные организации, предприятия, компании пытаются вводить и рассматривать вариант дистанционной работы.
Связь на расстоянии
Система образования уже задолго до сложившейся ситуации с новой коронавирусной инфекцией внедряла дистанционное обучение на базе различных специализированных платформ. Данный вид обучения использовался широко, правда, с различной интенсивностью, но в условиях пандемии абсолютно все образовательные организации перешли на дистант.
Под дистанционным обучением понимается взаимодействие ученика и учителя на расстоянии, но при этом сохраняются все компоненты обучения с применением специфических технических средств. Так, дети младшего школьного возраста впервые ознакомились с системой дистанционного обучения. Конечно, у него оказались свои плюсы и минусы.
В первую очередь изложение одного и того же материала в традиционной и дистанционной формах имеет ряд отличий. Самое значимое связано с восприятием материала, когда нет контакта с учителем, прямого диалога с ним, нет обратной связи или она своеобразная. Учителю сложно учитывать индивидуально-личностные качества каждого ученика, приходится использовать особые виды контроля. Это в свою очередь вытекает в проблему, связанную с мотивацией обучения, которая в младшей школе особенно важна и актуальна.
Поможет тьютор
Сложно поддерживать мотивацию обучающихся и при этом не иметь с ними живого контакта и непосредственного общения. Зачастую у ученика начальной школы возникает потребность в тьюторе, который поможет ему организовать работу в процессе дистанционного обучения и в развитии самоорганизации. Тьюторами, как правило, выступают родители младших школьников. И здесь очень важны установление контакта с учителем, совместное обсуждение вопросов или трудностей, возникающих при работе на «удаленке». Есть родители, которые редко выходят на контакт с учителем. Другие, наоборот, готовы выполнять все задания за ребенка. Тогда стоит задать вопрос о том, какая же будет самоорганизация у ребенка, если все выполняется помощниками. Конечно, здесь важно отметить, что присутствие родителей является и плюсом, потому что они могут наблюдать за тем, как происходит обучение, и контролировать то, что выполняет ребенок, видеть, какой в итоге получается результат. А кто-то из родителей готов включиться в дистанционное образование и помогает своему ребенку, направляет его вместе с учителем.
Необходимы технические ресурсы
Особенно важно для младших школьников научиться пользоваться различной литературой и использовать полученный материал, в том числе из сети Интернет. Это умение облегчает и расширяет возможности обучающихся в освоении необходимого содержания. К сожалению, не все дети и их родители имеют дома необходимые технические ресурсы. Несмотря на то что многие платформы имеют возможность работы с телефонов и смартфонов, это не всегда решает проблему, особенно в семье, где несколько детей, или в дальних сельских поселениях, где может не работать Интернет. Во время пандемии многие специализированные сайты и платформы рушились от количества посещений, аналогичная ситуация была с электронными почтовыми ящиками и самой сетью Интернет.
Напомним и о санитарных нормах. Ребенок не должен находиться за компьютером более 15 минут в течение часа. Поведение детей, сидящих за мониторами и имеющих контакт с учителем, может быть разным. Так, к примеру, ребенок младшего школьного возраста может встать и уйти с занятия. В этом возрасте он не до конца собран, может отвлекаться на внешние раздражители.
Важен контроль
Из минусов для учителей в первую очередь важно отметить сложности, которые связаны с контролем усвоения детьми полученных знаний. При традиционной форме обучения учитель помогает младшим школьникам организовать себя, настроиться на работу. В дистанционной форме сложно понять, кто и как выполняет работу – ребенок или его родители, какой результат от каждого занятия. Также сложно излагать новый материал, это связано с тем, что и формы обучения разные, и подход к ним разный, и с тем, что сложно удержать внимание младших школьников, находясь на расстоянии. Проверка домашнего задания также занимает много времени.
Из плюсов самое важное то, что дистанционное обучение является доступным, потому что если не работают сайт, электронная почта, то учителя мобильно и гибко могут подстроиться под любую ситуацию, скорректировать задание и снова направить его обучающимся. Далее это умение работать с различными источниками и правильно использовать полученный материал, как было отмечено ранее. Социальное равенство – это то, что является также важным. Обучение может проводиться для всех независимо от места жительства, состояния здоровья, материального обеспечения, то есть ребенок в любом случае может присутствовать на уроке. Это позволяет детям не отставать от программы. Конечно, плюсом является и то, что в образовательном процессе используются новейшие информационные и телекоммуникационные технологии.
Таким образом, использование дистанционного обучения значительно расширяет возможности образовательного процесса. В обучении младших школьников важно задействовать не только детей, но и родителей, тогда процесс обучения будет совершенствоваться день ото дня.
Инна САВАТЬКОВА, учитель начальных классов школы №1564 имени Героя Советского Союза А.П.Белобородова
Комментарии