search
main
0

Дистанционная гордость. За мониторы усядутся четыре тысячи педагогов

Псковская область оказалась в числе одиннадцати регионов, прошедших строгий конкурсный отбор, где в конце минувшего года был открыт Региональный центр дистанционного обучения. Еще один этап Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» превратился из красивой, но далекой мечты в реальность.

(№1 от 13 января 2004 года)

Всю ночь перед торжественным открытием в маленьком трехэтажном здании в центре Пскова шли последние приготовления. Настроить сеть, проверить аппаратуру, в конце концов, надуть воздушные шары – на первый взгляд мелочи, но если хоть что-то подведет, праздник будет испорчен. Неожиданностей и так предостаточно: в последний момент не смогли приехать Виктор Болотов, первый заместитель министра образования, и Сергей Монахов, ответственный секретарь Федерации Интернет Образования, – в Москве проходило совещание по информатизации. Не смог прийти и губернатор Псковской области Евгений Михайлов – именно в этот день знакомиться со своими новыми «владениями» приехал Илья Клебанов, недавно назначенный на должность полпреда президента на Северо-Западе.

Впрочем, если не считаться с этими непредвиденными стечениями обстоятельств, в остальном все в конце концов удалось и прошло так, как и было задумано, – тепло и празднично. Ведь слишком большая работа была проделана, слишком много сил и энергии потрачено.

Что же такое Региональный центр дистанционного обучения и почему его открытие сопровождается таким счастливым переполохом и в то же время вызывает взрыв радости и гордости? Это структурное подразделение регионального института повышения квалификации работников образования, где отныне на самом современном оборудовании и по самым современным программам будут знакомиться с новейшими информационными технологиями от полутора до четырех тысяч человек в год. И это только в одной Псковской области. А если взять все российские дистанционные центры – сегодня их уже 18, и в наступившем году планируется открыть еще 10-15, – то цифра получится особенно внушительная: 60-80 тысяч учителей в год. 60-80 тысяч учителей, которые уже не смогут вести уроки по старинке, объясняя новый материал «на пальцах». Для которых информационные технологии превратятся из чужеземной диковинки в повседневную жизнь, в непременный элемент каждого урока.

Но это только часть проекта, ведь недаром в названии есть понятие «дистанционный»: Региональный центр будет курировать работу районных ресурсных центров, где будут учиться те, кто по каким-то причинам не может уехать из дома. «Домоседы» вообще убивают сразу двух зайцев: так как их обучение растянется на несколько месяцев, они, во-первых, смогут набрать достаточно часов для получения документа о прохождении курсов повышения квалификации, а во-вторых, их знания скорее всего, будут глубже и серьезнее. Занимаясь всего несколько часов в день, у них будет возможность не торопясь, спокойно осмыслить пройденный материал, проконсультироваться с тьютором, спокойно сделать «домашнее задание». Если у районного центра перебои с интернетом, нет электронной почты – верного спутника дистанционного обучения, в ход будут пущены так называемые кейсовые технологии: методические материалы, пособия и задания распечатываются или записываются на CD и все равно доходят до слушателя. Такие ресурсные центры уже действуют в Новгородской и Самарской областях, на Алтае. У Пскова же еще все впереди. Дальнейшие планы организаторов проекта и вовсе революционны: «достучаться» до каждой школы, где будет создана своя тьюторская группа, проводящая массовый ликбез среди коллег. В любом случае отцы-основатели региональных центров уверены, что курсы любого уровня – областного или районного – не должны стать формальностью – отучились и через пять минут все забыли. Нужно организовывать сообщества, проводить методические и технологические консультации, продолжать учиться.

Но вернемся в Псков: гости – начальники районных управлений, директора школ и ректоры вузов – уже собрались, пора начинать. Первой, на правах хозяйки, слово взяла Вера Емельянова, начальник Управления образования Псковской области. Она зачитала приветственную телеграмму Виктора Болотова и напомнила гостям, что этот грандиозный дорогой проект так и остался бы на бумаге, если бы не политическое решение администрации Псковской области. Губернатор все понял и, не откладывая дела в долгий ящик, быстро подписал необходимые договоры. Так же оперативно, надо отдать ему должное, сработало и областное собрание депутатов, которому пришлось срочно вносить поправки в уже действующий бюджет и искать в этом бюджете три с лишним «свободных» миллиона рублей – ровно столько со своей стороны область должна была выделить на создание Регионального центра. Общая же стоимость проекта – 8 миллионов 670 тысяч, так что отдельное спасибо Министерству образования и ФИО, профинансировавшим большую часть программы.

Виктор Демьяненко, вице-губернатор по социальным вопросам, начал свое выступление с главной, на его взгляд, мысли: сегодня не было бы никакого праздника, если бы вчера не была проведена огромная работа по компьютеризации городских и сельских школ. Ведь в какой бы сложной экономической ситуации ни оказывался регион, он все равно стремился участвовать во всех федеральных проектах по долевому финансированию образования. За минувшие два года по президентской программе информатизации Псковская область получила 1200 компьютеров, машины есть почти в каждой школе. Более половины компьютеров – новейшая техника, выпущенная не раньше 2001 года. 75 школ подключены к интернету, 46 – имеют свою локальную сеть. К интернету подключены все вузы, половина техникумов, 20% профессиональных училищ. Потрачено 35 миллионов рублей – 19 миллионов из федерального, 12 – из областного, 4 – из местных бюджетов.

В 2004 году планируется привлечь 10 «федеральных» и 9 «областных» миллионов для поставки техники в школьные библиотеки и те учебные заведения, что до сих пор не обзавелись компьютером, и для подключения оставшихся школ к интернету. Но далее вице-губернатор употребил крайне модное нынче образное сравнение: самый современный и дорогой компьютер останется всего лишь грудой железа, если не вырастить грамотных, умеющих с ним работать специалистов. За последние два года основам компьютерной грамотности уже обучены почти 6 тысяч сельских и городских учителей. У открывающегося центра огромное будущее: недаром дистанционное образование, которое позволяет учителю повышать свою квалификацию «без отрыва от производства», во всем мире считается наиболее эффективным, наименее затратным, а значит – самым массовым.

Людмила Фомичева, ректор областного ИПКРО, в чье подчинение и переходит Региональный центр, рассказала собравшимся захватывающую историю проекта, которая по увлекательности и непредсказуемости вполне могла бы соперничать с приключенческим романом.

– Все развивалось так стремительно, что от момента зарождения идеи до дня ее реализации прошло всего полгода. А для такого дела это, поверьте, не срок. В конце февраля – начале марта мы получили министерское письмо, подписанное Еленой Чепурных, приглашавшее Псковскую область участвовать в этом конкурсе. Вера Васильевна Емельянова тут же согласовала все с администрацией области, и мы подали заявку, в которой подтвердили, что готовы участвовать в эксперименте, обладаем для этого достаточной исходной базой. Хотя, чего уж тут скрывать, нас терзали сомнения – не слишком ли мы дерзки, ведь по всей России будет выбрано всего одиннадцать территорий. Но надежда на успех была все же сильнее любых сомнений – работа по информатизации образования ведется у нас уже давно, у нас прекрасная научная база, замечательные специалисты, которые смогут обеспечить методическое сопровождение дистанционных курсов, подготовить тьюторов, с тем чтобы потом открыть 7 или 8 районных центров. В июне-июле пришел ответ: Псковская область включена в эксперимент, мы можем рассчитывать на 5, 5 миллиона рублей от Министерства образования и ФИО. А потом началась стройка, доставка оборудования. Огромное спасибо строителям, которые поняли, как важно нам уложиться в срок.

Мы сделали все, что от нас зависело. Теперь дело за школой, которая не должна остаться безучастной, за районными управлениями. Ведь они – ярые поклонники информатизации: 26 районных управлений – это 26 адресов электронной почты. С ними уже сегодня можно работать в режиме он-лайн. За последний год мы обучили 368 сельских педагогов, которые готовы быть тьюторами, готовы работать с учителями любых предметов, делиться с ними своим опытом по использованию информационных технологий на уроках.

Последним слово взял Дмитрий Гужеля, директор по специальным проектам ФИО:

– Людмила Кузьминична несколько раз сказала, что мы завершаем проект, мы подошли к его финальной стадии. Но на самом деле все только начинается, ведь это только в сказках все заканчивается свадьбой, после чего герои живут долго и счастливо. А мы лишь начинаем жить и надеемся на жизнь длинную. И еще, вы все время говорите: спасибо за такой подарок. Какой же это подарок, когда вы столько сделали сами. Мы пришли не на пустое место, Псковская область стремительно развивалась и до нашего появления тут, вы обладаете опытом, достойным тиражирования. Надеюсь, что в следующем году проект получит продолжение и в других регионах, но Псков может гордиться, он – пионер.

И вот оно, долгожданное открытие: опадает тугая красная лента, Игорю Никитенку, директору Регионального центра дистанционного обучения, торжественно вручается большой позолоченный ключ, и центр начинает жить. Как говорится в любимых Дмитрием Гужелей сказках: и я там был, мед, пиво пил…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте