Система работы Калининградского института повышения квалификации с аттестующимися учителями, наверное, мало отличается от подобных систем по всей России. Новое Положение об аттестации с единым для всех порядком это равенство “усугубляет”. И все же “изюминки” у каждого свои. Мы предлагаем ИПК страны поделиться с коллегами своими находками. Пишите нам. Давайте соберем “кладовку” идей по аттестации, из которой каждый сможет взять то, что давно и безуспешно ищет.
Калининградский областной ИПК и ПРО один из первых в России начал работать над созданием системы аттестации педкадров. Еще в начале 90-х наши методисты разработали критерии оценки деятельности педагогов, претендующих на тридцати-, сорока- и пятидесятипроцентную региональные надбавки. Наработанный материал лег в основу регионального Положения об аттестации педагогических и руководящих работников образования области. Это Положение ежегодно обновляется и дополняется. Так, в 1999 году к нему добавлен перечень документов, касающихся показателей квалификации и профессионализма руководящих работников, социальных педагогов, концертмейстеров. Положение было откорректировано – упрощена процедура аттестации для педагогов, желающих подтвердить высшую аттестационную категорию.
Аттестация проводится по двум направлениям: обобщение практической деятельности (квалификация, профессионализм) и результативность труда. Руководитель образовательного учреждения, желающий получить высшую квалификационную категорию, разрабатывает программу и концепцию функционирования школы в режиме развития. Нередко педагогические концепции, программы, образовательные технологии, представленные педагогами и руководителями на высшую категорию, по качеству можно сравнить с хорошей кандидатской диссертацией. Чтобы помочь учителю описать инновационные решения, адаптировать их к возможностям конкретного учебного заведения, методисты нашего института проводят семинары с аттестуемыми педагогами и директорами школ, организуют выпуск методических рекомендаций.
За пять лет методическую помощь при аттестации на высшую квалификационную категорию получили 1690 педагогических и руководящих работников области. В 2000 году приказом управления общего, профессионального образования и науки создана экспертная группа по оценке уровня квалификации руководящих работников, которая вместе с методистами института проанализировала работу 109 человек.
Экспертная оценка практической деятельности педагогов – главная забота. Сколько требуется времени и сил, чтобы ежегодно подготовить более семисот вариантов разноуровневых текстов контрольных работ в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ основного общего образования. Мы делаем эти задания по заявкам районных и городских аттестационных комиссий. Работа осложняется тем, что по каждому предмету существует огромное количество учебников, из которых учитель волен выбрать любой. Так что только для математиков приходится составлять тексты контрольных работ по двенадцати учебникам, а для учителей начальных классов – 99 вариантов по четырем программам. – 1-3, 1-4, развивающему обучению по Занкову и по Эльконину-Давыдову.
Кроме того, мы провели экспертизу 828 вариантов текстов контрольных работ, представляемых районными и городскими отделами и образовательными учреждениями на высшую квалификационную категорию. Плюс отрецензировали 1200 материалов педагогов профтехобразования, учреждений дополнительного образования и специальных (коррекционных) учреждений, аттестующихся на первую квалификационную категорию.
У нас организованы курсы экспертов по анализу деятельности руководящих работников школ. 64 слушателя получили сертификат эксперта. Теперь они знают все о технологии аттестации, о квалификационных требованиях к руководству и о том, как присваивается категория.
Татьяна ХАРИНА,
заведующая информационно-диагностическим отделом Калининградского областного института повышения квалификации
и подготовки работников образования
Калининград
Комментарии