На Сцене на Перовской Московского театра иллюзии премьера. Спектакль в постановке Сергея Векслера по пьесе Максима Горького «Дачники» приурочен к 155‑летию со дня рождения большого писателя и драматурга.
«Дачники» – та пьеса Максима Горького, которую принято считать «чеховской». Оно и правда, параллелей с пьесами современника Горького можно найти немало. У Горького же все наотмашь, откровенно до крайности, в лоб. Сам же драматург в письме к одному из режиссеров так говорил о новом, еще не созданном, но задуманном произведении: «…Эта интеллигенция стоит одиноко между народом и буржуазией без влияния на жизнь, без сил, она чувствует страх пред жизнью, полная раздвоения, она хочет жить интересно, красиво, и – спокойно, тихо, она ищет только возможности оправдать себя за позорное бездействие, за измену своему родному слою – демократии. Быстро вырождающееся буржуазное общество бросается в мистику, в детерминизм – всюду, где можно спрятаться от суровой действительности, которая говорит людям: или вы должны перестроить жизнь, или я вас изуродую, раздавлю. И многие из интеллигенции идут за мещанами в темные углы мистической или иной философии – все равно куда, лишь бы спрятаться».
Режиссер спектакля Сергей Векслер обращает внимание на язык драматурга: «Горький, бесспорно, мастер слова, его пьеса «Дачники» написана по-настоящему современно». Что правда, то правда. Мысли горьковских персонажей звучат актуально как никогда. Чего стоит, например, реплика Якова Шалимова (Виктор Никитин): «Но – надо кушать, значит, надо писать. А для кого? Не понимаю… Нужно ясно представить себе читателя – какой он? Кто он? Лет пять назад я был уверен, что знаю читателя… и знаю, чего он хочет от меня… И вдруг незаметно для себя потерял я его… Потерял, да. В этом драма, пойми! Теперь вот, говорят, родился новый читатель… Кто он?» И писатели у нас есть и были, и читатели, а любой творец в слове художественном всегда в кризисе, всегда к нему повышенные требования от окружающих, а он, как и каждый из нас, обыкновенный человек со своими страстями, желаниями, слабостями. «Дачники» – пьеса, где все хотят жить счастливо, но не знают как, быть может, не умеют. У всех когда-то в молодости были чистые помыслы, идеалы, а получилось разочарование. Это те люди, что в детстве и юности испытали немало невзгод, материальных трудностей, но обрели впоследствии профессию, определенное благосостояние (вспомним один из финальных монологов инженера Петра Суслова (Александр Серов-Останкинский). «Дачники» – пьеса, где действительно важно слово, и Сергею Векслеру как режиссеру, и всему ансамблю актеров (а в спектакле действительно ансамбль) удалось его передать. Каждый актер – отдельная личность, характер со своим тембром голоса, своей манерой поведения. Вот Юлия Филипповна Суслова, супруга Петра Ивановича Суслова (Татьяна Волкова), – франтиха, кокетка, но вместе с этим же и несчастная дама. То же можно сказать и про Варвару Михайловну Басову (Лариса Капустина), жену адвоката Сергея Васильевича Басова (Павел Ремнев). Варвара Михайловна, пожалуй, самая беспощадная что по отношению к себе, что к другим. Не боится, не прячется за ширму общих фраз, говорит, что думает (быть может, Суслова и сподвигло ее поведение на знаменитый монолог. Тот тоже не постеснялся). По-своему недовольна бесконечными заботами о детях Ольга Алексеевна (Тамара Карант), супруга доктора Кирилла Акимовича Дудакова (Николай Мальцев). И проблем в семье немало, и веселья тоже, и характер у супруги не сахар, частенько дама бестактна по отношению к другим.
Всем им далеко не сладко, все одновременно несчастливы, недовольны жизнью, но и беспощадны не только по отношению к другим, но и к себе. Не умеют они любить… Да и откуда ей взяться, любви? Трудные дни и годы детства, юности этому не способствуют, усталость по прошествии лет появляется недюжинная от жизни. Другой вопрос – любить все же хочется, даже Марье Львовне (Елена Штепенко), врачу, ментору, которая только и делает, что поучает молодых. Сама же она боится чувства (пусть даже и к молодому Власу (Александр Поваляев). Однако дочь Марьи Львовны Соня (Любовь Васина) открыта чувствам, она живая, молодая сила, не ведающая преград. Пусть и ветрена, пусть и неопытна, но нет в ней еще той неудовлетворенности, что испытывают другие дачники. Циники, поэтессы-декадентки, врачи, инженеры, юристы, писатели, молодые люди, ищущие себя, – все они люди с неудовлетворенными мечтами и желаниями. Все делают не то, что хотят (а если делают, то винятся, стесняются, изворачиваются, фальшивят). Разношерстная компания собралась на даче, где главенствует чета Басовых. И философствовать пытаются, и острить, и смеяться, и любить. Дачная атмосфера способствует заведению романов, каким-то увлечениям (и это все есть в пьесе и на сцене).
Спектакль цельный, очень атмосферный, классический. Зритель не только видит дачную жизнь (за что отдельная благодарность художникам по костюмам, гриму, свету), но и чувствует. Все действие наполнено звуками уходящего и приходящего свистка пригородного поезда, пением птиц, стрекотом кузнечиков, цикад, чаем с самоваром, вареньем, удочками и копнами сена. Мы видим ушедшую эпоху, ее людей. Многое с тех пор изменилось, но многое и осталось, увы, далеко не ушедшим из нашей жизни. Неудовлетворенность в жизни есть у каждого из нас. Быть может, мы просто боимся стать счастливыми? Идеал – такое знакомое понятие для русского человека. В стремлении к нему мы неумолимы.
Комментарии