Моя младшая сестра не любит вспоминать о школе и заходить туда. С бывшими одноклассниками предпочитает встречаться у кого-нибудь дома.
Сестру учили неплохие педагоги. Многим она по-настоящему благодарна. И все-таки… Прекрасно помню один эпизод из Машиной школьной жизни. Она блеснула на экзамене – рассказала современную литературоведческую теорию о структуре романа Лермонтова “Герой нашего времени”. Такой теории не было в школьном учебнике, и учительница о ней не читала. Вместо того чтобы признаться в этом, филологиня решила выставить невежей ученицу: “Какие глупости говоришь! Что с тобой? Ты всегда так хорошо училась”. Как могла старшеклассница доказать что-то взрослому, дипломированному педагогу? Пришлось молча проглотить обиду.
Увы, обида, унижение – не новость в школе. И никто не ждет, что преподаватель извинится. Превалирует нагнетание страха, а не доброе, внимательное отношение. Неодобрение звучит чаще похвалы. Любовь к ребенку осталась в работах педагогов прошлого. Студент, заявляющий о том, что готов любить своих учеников, в первые же дни практики понимает, что обстановка в школе максимально приближена к боевой. А на войне нет места любви.
“Почему мы должны любить детей? – спросят меня учителя. – Мы на работе, ребята тоже не развлекаться пришли”. Правда. А еще можно добавить, что в каждом классе есть дети неуправляемые, с отклонениями в развитии, которых не любят даже их родители. Есть хулиганы или просто грязнули, от которых “пованивает”. Но ведь, говоря о любви к ребенку, я не имею в виду, что его нужно каждое утро обнимать и целовать. Школьник просто должен почувствовать – от него ждут успеха, а не провала. Учитель верит, что его ребята замечательно напишут контрольную, уверен, что мальчики не будут курить. И не оправдать эти ожидания – просто нечестно, нехорошо.
Это выдуманная ситуация. А в жизни учитель заявляет – я знаю, что контрольная будет написана плохо, а парни будут курить, причем прямо у кабинета директора. И опять хочется оправдать его ожидания.
А вот еще одно наблюдение. Модное увлечение “золотой” молодежи – общение в интернетовских “чатах”. Регистрируешься под любым именем – и болтай на какие угодно темы. Недавно заглянула в популярный московский “чат” “Диван” и выяснила, что уже несколько недель народ наслаждается не порнографией, а вполне невинной, романтичной “love story” парочки, которая познакомилась на этом самом “Диване”. Влюбленные обмениваются комплиментами, друзья их поздравляют, обсуждают предстоящую свадьбу. В “чате” много школьников. В Интернете они ищут, зачастую бессознательно, то, чего не получают ни в семье, ни в школе, – душевность.
Вспоминаю свою любимую математичку. В свое время она одна справлялась с нашим хулиганским классом. На первом же уроке понаставила двоек за поведение, в том числе и мне, за то, что я рисовала на промокашке. И потом довольно жестко пресекала наши попытки сорвать урок или игнорировать домашнее задание. Но, собственно, “взяла” она нас не этим. Ей не приходило в голову жаловаться на нас директору. Она не ставила двойки по пустякам, если мы хотели исправить плохую отметку. С отстающими Вера Александровна занималась в любое время суток. И никогда не ругала, если задача не получалась – достаточно было предъявить черновик в качестве доказательства проделанной работы.
Может быть, я бы согласилась, что отношения ученика и учителя должны быть чисто деловыми. Не будь Веры Александровны.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии