search
main
0

Дискуссионный клуб

Год назад очередная олимпиада по граждановедческим дисциплинам проходила под знаком толерантности. Тогда учителя, участники «круглого стола» на эту тему, пришли к выводу, что мы – население нашей страны, население планеты – обречены на толерантность. Без этого понятия нам трудно сосуществовать, трудно договариваться друг с другом, трудно разрешать большие и малые конфликты. Это свойство человеческого характера не передается с генами, его надо воспитывать вместе с такими необходимыми качествами, как ответственность, честность, чувство собственного достоинства, обязательность, трудолюбие, воля, упорство, уважение к другим людям. Толерантный человек всегда умеет понять другого, терпимо относится к его взглядам или заблуждениям, он понимает многообразие мира, многообразие человеческих личностей. Толерантное поведение воспитывается с юного возраста. У нас уже есть школы, где толерантное поведение всех участников образовательного процесса – это стиль их жизни, это норма. И все-таки есть немало людей, для которых толерантность – лишь дань моды. Сегодня в нашем «Дискуссионном клубе» этому понятию посвящен специальный разговор.

Свои интересы превыше всего

Вот сегодня очень много говорят о толерантности. Особенно понравилось это слово нашим демократам. Они призывают всех: и простых людей, и политиков, и государственных мужей – терпимее, снисходительнее относиться друг к другу. Но это ведь пустые фразы, заимствованные у западных говорунов. Порой слушаешь ту же Хакамаду и думаешь: рассуждаешь-то ты правильно, а на деле получается ровным счетом наоборот. О какой толерантности представителей «Союза правых сил» или «Яблока» можно говорить, если они сами между собой никак не могут договориться. Более того, по своим взглядам они, казалось бы, близки к многим членам правительства и даже к взглядам президента, но тем не менее договориться с ними не только не могут, но и, по всей видимости, не хотят, боясь «потерять свое лицо». К чему бы ни призывал любой политик, он сам прежде всего этому должен следовать, иначе грош цена такому призыву.

– На мой взгляд, внедрить эту самую толерантность искусственным путем невозможно. К тому же никто ни на Западе, включая Америку, ни у нас такому стилю поведения не следует. Какая может быть толерантность, если сверхбедные ненавидят сверхбогатых и наоборот. Если коммунисты ненавидят демократов и наоборот, если приехавшие на заработки со всех концов бывшего Союза ненавидят москвичей и наоборот.

Однажды мне пришлось наблюдать такую сцену. Пожилая женщина, как потом оказалось, коренная москвичка, мило разговаривала с продавщицей палатки, выбирая куртку для малыша, видимо, внука, который стоял рядом. Со стороны казалось, что будто беседовали двое добрых, хороших знакомых. Так же по-дружески они бы и расстались, если бы неожиданно продавщица не спросила свою собеседницу: «Не слышали ли вы, чтобы кто-то продавал недорого небольшую комнатку?». Вмиг лицо москвички посуровело. «Откуда же вы к нам прибыли?» «Из Молдавии», – ответила та. И тут жительница Москвы взорвалась, точно ее кто-то глубоко обидел.

– Понаехали тут из дальнего и ближнего зарубежья, заработали на нас деньги и покупаете жилье в столице. Из-за вас квартиры в Москве стоят так дорого и продолжают дорожать…

Мы живем в ХХI веке, однако войны – по-прежнему главный способ выяснения отношений между странами, причем государства с демократическим строем здесь не исключение. По-прежнему и люди друг с другом часто не могут договориться. Многим доводилось видеть, как парламентарии разных стран выясняли отношения между собой с помощью кулаков. Конечно, нужно стремиться, чтобы войн было как можно меньше, а споры разрешались более мирным путем. Однако здесь, особенно в первом случае, должно сыграть свою роль искусство дипломатии, а не толерантность.

Так уж устроен человек, такова его натура: свои интересы отстаивать, особенно если цена их довольно велика, любым способом, уступить – значит многого лишиться.

Вот и в природе, а человек часть природы, мы не видим этой самой толерантности. О какой толерантности можно говорить, если на водопое оказались рядом львы и зебры, тигры и олени? То же самое происходит и в растительном мире. Еще более жесткие отношения между людьми, хотя им не надо физически есть друг друга. Толерантность, как мне кажется, понятие недостижимое. Как ни стремись к терпимости по отношению к другим, а свои интересы всегда перевесят.

Лев ЯСНОВ

Чтобы сохранить достойный вид

В последнее время слово «толерантность» замелькало и в медицинских, и в образовательных кругах. Хирурги при пересадке органов и тканей встречаются с проблемой отторжения организмом вводимых чужеродных элементов. Термином «толерантность» пользуются медики и в случае влияния окружающей среды на организм человека. Медицинская наука выяснила, что болезненная реакция объясняется иммунной реактивностью человеческого организма, и отметила различную ее степень у разных людей. Медиками отмечается и различная способность одного и того же человека переносить неблагоприятное влияние окружения. Да и каждый по себе знает об этом. Например, при ежегодной агрессии очередного штамма гриппа некоторым удается ему достойно сопротивляться и не заболеть. В этих случаях говорят о высоком иммунном барьере человека, который выстраивается не только за счет лекарственных препаратов, но и многих составляющих: здорового образа жизни, оптимистического настроя, уверенности в завтрашнем дне. Именно они обеспечивают человеку толерантность в медицинском смысле.

Что же касается понятия толерантности, применяемого к отношениям между людьми, то оно включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Здесь многое зависит от высоких душевных качеств человека. Сфера образования озабочена сейчас воспитанием толерантности у подрастающего поколения. Да, без сомнения, воспитавая юных, мы должны помнить и о таком понятии, как «толерантность». Но я специально прибегла к аналогии из врачебной практики. Медицинская наука интенсивно занимается разработкой препаратов, повышающих иммунитет организма, но ставку врачи все-таки делают на мобилизационные силы организма. Для образовательной среды воспитательные средства – это те же искусственные средства, позволяющие человеку сохранить достойный вид, но важна не только хорошая видимость, но и здоровье в целом. А оно может быть обеспечено эффективным решением социальных проблем в обществе.

Тамара БЕЛОВА

Толерантный Осип, или Золотое правило

Помните, с чего начинается гениальная комедия Н. Гоголя «Ревизор»? Первая сцена у городничего – мы ее пропустим. Во второй появляются наши любимые герои – незабвенный Иван Александрович Хлестаков и его слуга Осип. Замечательный человек Осип: крепостной крестьянин, слуга своего барина, а какие умные у него речи! И, заметим, слова его звучат современно и сегодня. Вот как оценивает он преимущества культурной городской жизни по сравнению с не столь культурной деревенской:

«Разговаривают все на тонкой деликатности… пойдешь на Щукин – купцы тебе кричат: «Почтенный!»… Галантерейное, черт возьми, обхождение! Невежливого слова не услышишь, всякий тебе говорит «вы»…

В доме городничего его называют «душенька Осип». Конечно, Осипу чаще приходится слышать «ты», и я понимаю его тоску по Петербургу, где его на людях называют уважительно на «вы». И у слуги есть, оказывается, чувство собственного достоинства, как у каждого человека из народа. Это чувство достоинства было у нашего народа и в крепостную эпоху, что зафиксировано в литературе и отмечалось путешественниками. Это чувство достоинства неотделимо от терпимости, с которой русские люди относились к другим народам, иноверцам, инородцам. Иначе не было бы России – многонациональной страны. Достоинство и терпимость – две стороны одной медали.

Мы давно научились говорить каждому «вы» и сами не переносим к себе фамильярного отношения. Нам хочется терпимого, доброжелательного отношения к себе, где бы мы ни были, куда бы ни пришли. И мы отвечаем тем же. Такие отношения называют толерантными. Но это внешняя сторона толерантности, не вся ее суть.

Полная противоположность толерантности – классовая, идейная непримиримость, привнесенная идеологией. «Поглядеть, нет ли еще чего из остатков империи, и тоже сегодня уничтожить! – распорядился Чепурный… – В первую очередь необходимо ликвидировать плоть нетрудовых элементов». Так рассуждал председатель ревкома из платоновского «Чевенгура». Причем речь тут идет не о гражданской войне, а о главной цели революции – построении справедливого бесклассового общества. Они думали, что если уничтожить классы и собственность, то все наладится само собой. Слесарь Гопнер из того же романа искренне в это верит:

«Если б всю партию собрать в эту залу, – рассуждал Гопнер, – смело можно электрическую станцию пустить – на одном партийном дыхании, будь я проклят!».

Даже лексика его агрессивна и не предполагает ничего человеческого. Но «спасение людей от бедности и от взаимной душевной лютости» (выражение персонажа того же романа) при помощи классовой борьбы и одной единственной партии оказалось невозможно. В пылу непримиримости выплеснули «на свалку истории» гуманное отношение к людям, человеческое достоинство. Старая культура взаимоотношений между людьми оказалась ненужной, а новая, классовая, к культуре отношения не имела. Строя «новое общество», забыли об отдельном человеке, о ценности человеческой личности, о ее достоинстве. Слова-обращения «любезный», «почтенный», «почтеннейший», «сударь» и «сударыня», «милостивый государь», «ваш покорный слуга» были выброшены из лексикона, а слова «будьте любезны», «будьте добры» и т.д. стали считаться неким жеманством. Как враждебное было исключено из обихода слово «толерантность». Сейчас оно в ходу, но по-прежнему остается новым для нас, и некоторые даже образованные люди считают его привнесенным извне вместе с другими иноязычными словами и даже несвойственным российскому менталитету. Так нас подводит незнание собственной истории. Это понятие и слово существовало в русском языке до начала двадцатого века, что зафиксировано дореволюционными словарями и энциклопедиями (см., например, Брокгауза и Ефрона!).

А вот в наиболее полном академическом четырехтомном словаре русского языка советского времени в разделе на букву «Т» действительно нет слова «толерантность», хотя есть слово «тюлюлюкать» и множество других слов, устаревших и малоупотребительных даже в прошлом, обозначающих понятия, без которых современный человек давно и успешно обходится. Нужное нам слово оказалось только в словаре иностранных слов.

Но человек не может в своей сегодняшней жизни – в быту, в общественных местах, на транспорте, в трудовом коллективе, просто на улице – обходиться без понятия толерантности. Нетерпимость – это образ жизни волчьих стай, делящих территорию для охоты. Мы хотим жить по-человечески, поэтому и вернулось это слово и понятие, существовавшее когда-то в нашей жизни. Но как трудно возвращается утраченное! Вместо «почтеннейший», «любезный», «сударыня» повсюду слышишь упорно повторяемое: «Женщина!», «Мужчина!»

Проще оказалось восстановить белокаменные храмы, чем воссоздать заново здание общей культуры взаимоотношений, стоявшее на краеугольных камнях другого сорта – на традициях, вековых обычаях, выработанных поколениями нормах общежития, на опыте взаимного общения миллионов людей, на ростках зарождавшегося в России гражданского общества. Но возрождение этого культурного здания возможно и неизбежно, потому что совершенно необходимо нам.

Толерантность (буквальное значение заимствованного когда-то латинского слова – терпимость) – это отношение к другим людям как к равным себе. Это доброе отношение к людям вне зависимости от их национальной принадлежности, от языка, от религиозных верований, от цвета глаз и волос.

В обыденной жизни и в быту толерантность – это предупредительность, готовность к общению, к взаимопомощи, терпимость и снисходительность к человеческим слабостям других людей. В общественной жизни и политике толерантность – это терпимость к иному мнению, иным взглядам на жизнь. Это уважение права каждого на собственное мнение (знаменитая формула Вольтера). Это стремление добиваться успеха на выборах не «черным пиаром», не «грязными технологиями», а собственными делами, служащими общему благу, и честными намерениями. Поиск врага, объяснение причин своих недостатков чужими происками, шельмование политических соперников ничего общего с политикой не имеют. Это не что иное, как налаживание конфликтов, сеяние вражды в обществе, разжигание гражданской распри. Увы, и сегодня в этом деятельно и бескорыстно участвуют некоторые ученые, писатели, режиссеры, художники, отложившие в сторону кисти, перья, кинокамеры ради политики. По телевидению и радио раздаются страстные речи, печать множит их. Перемены в стране, с их точки зрения, недопустимы, они происходят по злому умыслу врагов. С их точки зрения, для перемен не было никаких внутренних причин. Их не смущает, что когда-то они же эти перемены готовили.

Известный поэт, человек культурный и деликатный, то есть вполне толерантный, ведущий передачу на радио, приглашает то знаменитого кинорежиссера, то признанного художника, обеспокоенных тем, что реформы по образцу «западной демократии» якобы уничтожают Россию и ее культуру. По их мнению, осуществляют эти реформы «пособники и ставленники» внешних врагов – нынешняя правящая элита. Их обеспокоенность можно понять, но почему деятели культуры выражают ее в виде брани? В итоге ведущий, желая «нести культуру народу», достигает прямо противоположного результата.

Писатель, скандально известный, ведущий на телеканале «Культура» свою передачу (и сам с претензиями на звание культурного человека), счел возможным цитировать перед аудиторией в студии и в прямом эфире свое произведение, оснащенное «ненормативной лексикой». Это не единственный вопиющий случай на телевидении, когда были откровенно и публично оскорблены народные обычаи и традиции общения между людьми, когда языковая агрессия (ибо мат – это брань, причем самая грязная), подхваченная некоторыми писателями в качестве оригинального способа самоутверждения на литературном рынке, открыто заявляет претензии на институционализацию в обществе, на признание ее в качестве нормы. Толерантность же, допускающая свободу мнений, общения и самовыражения, требует соблюдать одно незыблемое условие – сохранение чувства достоинства людей, недопущение оскорбительного к ним отношения.

За толерантное общество надо бороться, надо его строить. Политическое противостояние 90-х годов привело к общему озлоблению, заметному и вне политики, – в Подмосковье это было видно по искалеченным электричкам с выбитыми окнами, в Москве – по разбитым автобусным остановкам. И везде – по хулиганству и дракам. И сегодня в нашей жизни, в нынешнем состоянии умов, особенно молодежи, много неустоявшегося. Когда видишь буйство, дерзость и хамство молодых людей, сталкиваешься с их националистическими выходками, невольно думаешь – чему учились они в школе? Уж конечно, их не учили культуре поведения, уважению к старшим, братству и любви, толерантности, гражданскому самосознанию.

Толерантность – это не единомыслие, не всеобщее согласие. Нельзя заставить людей мыслить одинаково, верить одинаково, работать одинаково, танцевать одинаково (смешно сказать, в пору нашей молодости нас учили танцевать одинаково). Общее согласие должно быть в одном – в том, что мы все должны уважать друг друга. Это так же необходимо в гражданском обществе, как и всеобщее уважительное отношение к закону. Другими словами, толерантность – это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Желая себе только хорошего, надо желать хорошего другим.

Слово «гражданин» по большому счету не имеет единственного числа – гражданином можно быть только среди множества равных. Говоря «гражданин», мы подразумеваем – «общество». Будем взаимно предупредительны и терпимы, будем доброжелательны друг к другу. Только при этом условии мы сможем почувствовать себя гражданами, только при этом условии мы создадим подлинное гражданское общество в своей стране.

Вильгельм ВОЛКОВ

Предупредительность, уважение к людям

Начиная с конца восьмидесятых годов прошлого века я была беженкой. В одночасье жизнь в Нагорном Карабахе стала невыносимой, и я вместе с семьей вынуждена была уехать в Российскую Федерацию, сначала в Краснодарский край, а потом и в Москву, где уже несколько десятилетий проживали мои родственники. Если отвечать на вопрос, где мне спокойнее, увереннее жилось до моего отъезда в США, могу со всей определенностью сказать, что в Москве. В Нагорном Карабахе, как только начался известный конфликт, вообще было опасно оставаться. Многие мои друзья и знакомые погибли. В Краснодарском крае меня приняли неплохо, если не считать некоторых моментов на бытовом уровне. Однако в школе, куда я устроилась работать учителем русского языка и литературы, меня мои новые коллеги встретили довольно неприязненно. Пытались доказать, что я недостаточно профессионально веду свой предмет, но не смогли привести ни единого аргумента. Не встретив понимания ни у завуча, ни у директора, я вместе с мужем и взрослым сыном уехала в Москву.

Здесь мне довелось проработать почти четыре года в двух школах в Ясеневе. В той и другой меня встретили очень хорошо. Согрели израненную душу, постарались составить расписание уроков так, чтобы у меня оставалось достаточно времени для ухода за тяжело заболевшим мужем. Мне очень не хотелось переходить во вторую столичную школу, боялась, что там не найду такого же понимания, однако из-за малого количества часов пришлось это сделать. И не пожалела, потому что в этой, новой для меня школе у меня появилось еще больше друзей, с которыми и сейчас, через два года после моего отъезда за океан, я поддерживаю связь: звоню по телефону, переписываюсь.

И тем не менее я не могу сказать, что жизнь в Москве была для меня спокойной. На бытовом уровне москвичи относятся к беженцам, мигрантам не только недоверчиво, но и презрительно, как к людям второго сорта. То же самое можно сказать и о московских чиновниках. Они по самому простому делу могут тянуть канитель месяцами, а то и годами. Но все вмиг меняется, когда проситель между бумагами кладет солидную сумму денег. Лицо чиновника неожиданно озаряется приветливой улыбкой, и он обещает немедленно заняться вашим делом. Встречала я недоброжелательное и нередко даже враждебное к себе отношение в городском транспорте. Внешне я ярко выраженная армянка. Так вот, нередко называли меня в автобусе, на улице «лицом кавказской национальности», а бывало, и «старой еврейкой». Как видно, евреям тоже иногда достается. Конечно, после таких случаев портилось настроение, поднималось давление и хотелось бежать, бежать.

Два года назад я уехала к дочери в Соединенные Штаты. Я уже знала, что еду в более комфортные условия, что там мне будет легче прожить, чем в России, не только с точки зрения материального обеспечения, но и более внимательного отношения со стороны тех же чиновников, социальных работников и самых обычных людей. И тем не менее с самых первых дней я была буквально потрясена тем вниманием, той заботой, с которой ко мне и моему мужу отнеслись и те, кому по долгу службы положено было опекать нас, и те, кто случайно оказался рядом.

А мы, конечно, на первых порах чувствовали себя детьми или людьми с другой планеты, потому что не знали, к кому обратиться с тем или иным вопросом, куда пойти, поехать, тем более что языком английским почти не владеем. Очень часто на улицах городка, где мы поселились, посторонние люди, видя нашу растерянность, не ждали, когда мы обратимся с просьбой, сами предлагали свою помощь. Мы на каждом шагу ощущали дружеское расположение. Сколько раз случайные прохожие сопровождали меня до нужного мне учреждения, хотя до этого следовали в другом направлении. А однажды один мальчик, как потом я узнала, ученик выпускного, двенадцатого класса, привел домой моего мужа. Он, страдающий провалами памяти, забрел в другую часть города, противоположную нашей. Хорошо, что у него в кармане куртки был наш адрес. Одна женщина, выяснив, что он недавно приехал из России и не может найти свой дом, поручила своему сыну на такси отвезти Георгия домой. Я безмерно была благодарна этой семье. И таких примеров можно приводить сколько угодно. У меня от такого отношения даже давление стабилизировалось. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что простым американцам присущи толерантность, предупредительность, уважение к людям другой национальности, другой культуры.

Светлана ГАСПОРЯН, штат Нью-Йорк, США

Единственный путь к согласию

В настоящее время мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков новое и незнакомое нам слово «толерантность». Может быть, это влияние моды, но я искренне желаю, чтобы толерантное отношение к другим стало такой же естественной потребностью современного человека, как общение.

Сегодняшний мир слишком часто демонстрирует нетерпимость. Любое воспитание, направленное на утверждение мира, прав человека и демократии, является по своей сути ценностным воспитанием. Ценности же оказываются постоянным источником возможных проблем для педагогов и родителей, поскольку даже самые распространенные ценности часто интерпретируются по-разному. Родители и другие члены сообщества нередко воспринимают воспитание толерантности как угрозу тем системам ценностей, которые они стремятся привить своим детям. Поэтому очень важно объяснить родителям, в чем заключается суть толерантности, формировать толерантность мышления как у детей, так и у родителей.

Современные дети довольно-таки рано активно включаются во взрослую жизнь, осваивают различные социальные роли. И их глобальная жизненная ориентация зависит от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества будет значимым вкладом семейного воспитания в развитие культуры мира на земле.

Ключевая роль в воспитании толерантности, миролюбия, уважения к правам человека принадлежит дому и семье. Существенным признаком толерантности и миролюбия является способность так ценить мир, чтобы и других побуждать брать на себя ответственность за действия ради мира. Лучше всего такая способность воспитывается в семье.

Необходимо установить и поддерживать взаимопонимание и партнерские отношения между школой и родителями. Мы, педагоги, ставим перед собой цель отойти от собственных стереотипов, например, в проведении родительских собраний. Мы считаем, что стоит отказаться от привычных обзоров успеваемости и дисциплины. Учитель зачастую говорит об этих проблемах, называя имена детей на общем собрании, принося родителям горькие минуты, и тем самым с 1-го же класса отталкиваем их от возможного сотрудничества. Поэтому учителя нашей гимназии стремятся к тому, чтобы родительские собрания были бы посвящены общим проблемам, интересующим родителей, и проводились в жанре просветительской работы. А все частные вопросы, связанные с тем или иным ребенком, стараются решать приватно, наедине с семьей ребенка.

Конфликты и многообразие мира – это основные характеристики обществ, в которых растет наша молодежь. Если люди не научатся жить в этом многоликом мире, они погибнут в результате конфликтов. Определяющая цель воспитания в духе толерантности состоит в том, чтобы научить наших детей и молодежь жить в многообразном мире, извлекать из этого многообразия пользу и строить справедливое и мирное сообщество.

Что сделает процесс формирования толерантности мышления успешным? Прежде всего необходимо признание педагогами и родителями таких идей, как:

Ребенок – это прежде всего человек. Он, независимо от возраста, характера и успеваемости, является личностью, т.е. членом сообщества, имеющим права и обязанности перед собой и другими. В этом смысле дети, родители и учителя равны друг другу.

Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга.

Наиболее конструктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, договор, что невозможно без стремления понять себя и другого, помочь другому, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.

Принятие этих идей, этой идеологии определяет логику, формы и методы работы по формированию толерантности мышления, которые используются мною на уроках. Занятия строятся с опорой на все лучшее, что есть в ребенке, учителе, родителях. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, важно опираться на доброе. Постоянное обращение к лучшим качествам в человеке будет создавать некоторую положительную точку отсчета в сознании ребенка и взрослого, помогать справляться с отклонениями от социальных и иных норм.

Таким образом, уважение достоинства ребенка, внимание к его проблемам, интересам являются точкой пересечения целей учителей и родителей: формирование принципиально новых ценностных ориентаций. Именно на этой основе возможно максимальное сближение участников образовательного процесса – детей, родителей, учителей.

Наталья ГУДОШНИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте