Школьные учителя… Все они такие разные, но наверняка в жизни каждого человека был хотя бы один такой, особенный, память о котором сохранилась на долгие годы… Некоторые из этих учителей или похожие на них даже стали героями художественных произведений. В преддверии награждения победителей Всероссийского педагогического конкурса «Учитель года», которое состоится 5 октября в Кремлевском дворце, мы выбрали лучшие из них.
Чингиз Айтматов. «Первый учитель» (1962)
Главная героиня повести, академик Алтынай Сулайманова, вспоминает свое детство, проведенное в киргизском аиле. Одним из самых ярких воспоминаний тех лет стал образ школьного учителя Дюйшена. Комсомолец-энтузиаст, сам не обладая особым образованием, оборудовал под класс заброшенную конюшню и принялся обучать грамоте местных детишек.
1924 год… Алтынай, будучи круглой сиротой, живет в семье дальних родственников, которым не нравится, что она проводит время на занятиях, вместо того чтобы помогать дома по хозяйству. В конце концов они продают 14-летнюю девочку в жены богачу из соседнего аила. Дюйшену при помощи милиции удается освободить ее от «брака». Затем учитель устраивает Алтынай в ташкентский детдом, где она получает образование. Благодаря учителю меняется вся ее жизнь.
Вениамин Каверин. «Немухинские музыканты» (1971)
В музыкальную школу городка Немухин устраивается учителем гармонии Варвара Андреевна. Но она не простая учительница, а Фея Музыки. Поэтому каждый звук для нее имеет не только собственную тональность, но и цвет. А по вечерам она дирижирует невидимым оркестром… Однако директор школы завидует молодой преподавательнице и строит ей козни. И тогда на помощь Фее приходят ее ученики…
Валентин Распутин. «Уроки французского» (1973)
Действие рассказа происходит в послевоенном 1948 году. Главный герой, одиннадцатилетний мальчик, приезжает из деревни в город, чтобы продолжить обучение в средней школе. Он живет у тетки и постоянно голодает. А ему ежедневно требуется молоко для лечения малокровия.
В классе мальчик успевает по всем предметам, кроме французского языка – не дается произношение. Молодая учительница французского Лидия Михайловна, узнав, что ее ученик играет с другими ребятами на деньги в «чику», вызывает его на разговор. Выяснив, что средства требуются на молоко, учительница берет над мальчиком шефство и отдельно занимается с ним французским. Одновременно она пытается накормить ученика, но тот наотрез отказывается брать у учительницы продукты. Тогда Лидия Михайловна предлагает ему играть в «замеряшки», чтобы мальчик выигрывал деньги. Об этом узнает директор школы, после чего главная героиня лишается работы и вынуждена вернуться к себе на Кубань.
Можно ли иногда применять в общении с учениками «непедагогичные» методы и могут ли отношения между учителем и учеником выходить за рамки формальных? Обо всем этом заставляет задуматься произведение Распутина.
Анатолий Алексин. «Безумная Евдокия» (1976)
Повествование ведется от имени отца девятиклассницы Оли. Оля талантливая девочка, хорошо знает английский язык, учится в художественной школе. Но странноватая классная руководительница Евдокия Савельевна как будто не замечает ее способностей. Почему-то ее больше интересуют успехи слабых и посредственных учеников. Им достаются главные роли в школьных спектаклях и ответственные должности по общественной работе.
Однажды учительница организует поход двух девятых классов по местам боевой деятельности своего бывшего ученика Мити Калягина, который, будучи подростком, во время оккупации доставил медикаменты своему дяде-врачу, тайно лечившему советских солдат, которых прятала у себя дома молодая Евдокия. Задача школьников – отыскать кратчайший путь к дому Митиного дяди, который тот использовал в 1942 году.
Во время похода Оля исчезает. Впоследствии выясняется, что она, сбежав из палатки, самостоятельно отыскала маршрут Калягина и получила приз. Но Олина мать от переживаний теряет рассудок, и ее отправляют в психиатрическую лечебницу.
По чьей вине произошла трагедия? Да, Оля поступила эгоистично и безответственно. Но не подтолкнула ли ее к такому поступку учительница, игнорировавшая способную ученицу и отдававшая предпочтение ничем не выдающимся детям? Есть повод для размышлений…
Галина Северина. «Легенда об учителе» (1979)
Повесть носит автобиографический характер и посвящена мужу писательницы Якову Евгеньевичу Северину, известному московскому педагогу, который в первые дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт и погиб под Ржевом.
По сюжету главная героиня, Наталья, окончив семилетку в подмосковной Немчиновке, поступает в восьмой класс московской школы, чтобы получить аттестат о среднем образовании. Точные дисциплины ей не даются, особенно старшеклассница страшится молодого учителя физики – Андрея Михайловича Сербина. Но постепенно успеваемость удается наладить, а между Наташей и Сербиным вспыхивает взаимное чувство… Увы, семейная жизнь оказывается недолгой: Наталья остается вдовой с двумя маленькими детьми. Через всю повесть проходит сравнение главных героев с толстовскими Андреем Болконским и Наташей Ростовой, чья судьба во многом напоминает историю учителя и его бывшей ученицы…
Альберт Лиханов. «Благие намерения» (1982)
Повесть рассказывает о молодой учительнице Надежде Георгиевне, которая устраивается работать в школу-интернат. Ей дают первый класс, в котором более чем у половины детей нет родителей. Учительница всячески старается улучшить их жизнь, жертвуя собственными интересами. И нередко ее деятельность выходит за рамки педагогических обязанностей, что не всем нравится. Однако в итоге ей многим удается помочь.
Наталия Соломко. «Если бы я был учителем» (2015)
А пробовал ли ты когда-нибудь поставить себя на место учителя?
Главному герою Андрею тяжело учиться в школе, и он постоянно размышляет о том, что стал бы делать, будь он не учеником, а учителем…
В книгу вошли две повести автора – «Если бы я был учителем» и «Белая лошадь – горе не мое». Оба произведения посвящены школьной жизни, но в них рассказывается и о других важных вещах, таких как любовь, честь, смысл жизни в целом.
Яков Аким. «Учитель Так-Так и его разноцветная школа» (2017)
Необычная разноцветная школа расположена на заросшей одуванчиками поляне. Учителя в ней зовут Так-Так, и он самый настоящий волшебник. А школьные уроки тоже посвящены необычным вещам. Так-Так учит детей слышать и слушать, понимать и сочувствовать, любить и заботиться друг о друге. А еще школьники ежедневно решают сложные задачи. Например: что значит быть настоящим другом? Зачем нужно делиться чем-то с другими? Кому принадлежит вещь, если ты ее нашел? И наконец – зачем нужно говорить правду?
Комментарии