Школа, что «двуликий Янус»: два лица, две жизни. В одной властвует “принудиловка”, в другой – творчество, поиск. Они становятся смыслом тех, кто сам все время учится, не перестает удивляться своим открытиям. В детстве мне часто говорили: повторение – мать учения. Может быть, в этом была доля истины. Но, взрослея, будучи уже учителем математики, я все больше убеждался, что настоящей матерью учения является удивление. Оно влечет и манит, особенно на уроках математики. Попробовать самому решить, доказать, исследовать – что может быть лучше?
Думаю, моим ученикам свойственен вкус удивления познанием, они знают ему цену. Мой собственный опыт открытий связан не только с развитием математических способностей одаренных детей, но и с умением найти гармонию между личностным продвижением и изучением математики.
На моих уроках дети решают принципиально новую теоретическую задачу не каждый порознь, а все вместе: мысль одного становится продолжением догадки другого. Чувствуется, что детям хорошо на таком уроке, их не подавляет авторитет более способных одноклассников. Все равны перед иксом задачи, открытий хватит на всех. Нет робости и перед «всезнающим» учителем. Идет диалог равных, что создает определенный стиль делового сотрудничества. Мне же остается руководить сложным ансамблем, где солистом может стать любой из моих учеников. Надо лишь подсказать, если произошла заминка.
Работа по развитию личности ученика требует выхода за рамки не только школьных уроков математики, но и учебного учреждения в целом. Образование математически одаренных детей предполагает развернутые связи с другими детскими коллективами России, участие в конкурсах, олимпиадах. Таких ребят не так уж много, однако именно они – тот ресурс нашей страны, от которого зависит будущее. Необходимо как можно быстрее разработать особые нормативы, позволяющие выстроить единое пространство для математически одаренных детей. По мнению международных экспертов, конкурентоспособность любой страны зависит от уровня подготовки абитуриентов по математике. Без нее картина мира будет неполной, так как математика – важнейший элемент всей мировой культуры.
Анатолий КУГАЕВСКИЙ, учитель математики гимназии им. Н.Д.Лицмана Тобольска, учитель года Тюменской области-2005
Комментарии