search
main
0

Дирижер большого оркестра. Маленькие секреты большой работы

Классный руководитель… Если вдуматься в смысл этих слов, то возникает вопрос: кто кого ведет за руку? Я, учитель, веду своих малышей в большой мир, стараясь предусмотреть все трудности, которые встретятся им на пути и научить своих учеников достойно справляться с ними? Или мои ученики ведут меня по этой жизни, показывая, что мир постоянно меняется, что нельзя действовать шаблонно, что каждый из них – личность, заслуживающая уважения. Мои ученики уверены, что это я учу их всему, помогаю находить верные решения в трудных ситуациях. Они не догадываются, что являются моими учителями, заставляющими меня все время находиться в поиске – поиске новых методов, новых технологий и приемов обучения. Чтобы соответствовать их уровню, быть им интересной, нужно постоянно учиться. Сложно точно определить круг понятий, входящих в значение выражения «классный руководитель». Потому что все настолько переплетено, что иногда нельзя различить ту грань, которая проходит между работой с учениками, родителями и учителем, найти границу между обучением и воспитанием. Здесь все взаимосвязано!

Вот уже 27 лет я каждое утро вхожу в свой класс и слышу радостный крик моих учеников: «Ура, Елена Юрьевна пришла!», и вижу их глаза – светящиеся теплом и такой радостью, что, кажется, ею можно согреть полмира. Меня всегда волнует их настроение, тот вопрос, который они зададут мне сегодня, смогу ли оправдать их ожидания.Сегодня у меня их 29 маленьких и 58 больших людей, а если считать бабушек и дедушек, тогда их намного больше в нашем классе. Все они разные: веселые, лукавые, озорные и послушные, внимательные и не очень. Нет среди них только равнодушных, все они заинтересованы нашей школьной жизнью. А я среди них, как дирижер большого оркестра… от меня зависит, будет ли наш оркестр слаженным, сыграет ли каждый свою партию правильно.Всем ясно, что основная задача классного руководителя в начальной школе – это формирование детского коллектива. В школу ребенок приходит из семьи. Именно в семье закладываются основы отношения к миру, личностные качества, именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт общения. Стараюсь создать каждому ребенку комфортную атмосферу в классе, дать понять ему, как он нам нужен и как важны для нас его интересы и увлечения. Современные родители – это молодые люди, которые выросли в период перестройки, в сложное время, когда, как говорил Уильям Шекспир, «распалась связь времен». Данный возрастной период испытал на себе все сложности переходного периода, который накладывает неизгладимый отпечаток на сознание человека. Многие из них стараются дать детям то, чего не было у них в детстве, некоторые настолько заняты работой, что на общение с ребенком практически не остается времени, и оно сводится к формальным вопросам, сделал ли уроки, поел ли. Я стараюсь как можно ближе познакомиться с каждой семьей, сделать родителей активными участниками образовательного процесса, своими помощниками и друзьями. Организация совместных праздников, экскурсий, индивидуальные консультации, обсуждение волнующих родителей тем на родительских собраниях – и вот уже сами родители предлагают, проявляют инициативу, выдвигают свои идеи.Один из секретов работы, который, на мой взгляд, решает многие проблемы классного руководителя, – это совместные экскурсии.Много больших и малых открытий предстоит сделать детям, пришедшим в школу! Моя задача научить их не только считать-писать-читать, но и размышлять, фантазировать, проявлять смекалку и творческие способности. Огромный и удивительный мир, что окружает ребят, начнет постепенно раскрывать перед ними свои тайны и законы, и, бывая на разнообразных экскурсиях, младшие школьники увидят яркие иллюстрации к тому, что они изучают на уроках.Нам посчастливилось жить в Москве – одном из самых музейных городов мира. В Москве насчитывается более 400 музеев. Даже Википедия отказывается назвать их точное число. Если в каждом музее бывать каждый день, то нам понадобится не менее полутора лет. А как часто наши дети с родителями посещают музеи? В лучшем случае – проведение дня рождения в игровой комнате какого-нибудь торгового центра.Экскурсии в Москве – это не просто досуговое занятие… Организация и проведение экскурсий позволяют нам вести работу сразу в нескольких направлениях.На одной экскурсии учитель может затронуть темы сразу нескольких предметов, начиная от математики (подсчитайте, на сколько кленов больше, чем берез, какой дом выше и на сколько этажей, сколько лет музею, в который мы приехали, если он основан в … году), продолжая окружающим миром (сравните листья березы и клена, чем они отличаются, найдите кустарники и деревья, назовите их) и заканчивая сбором природного материала для уроков технологии.Где, как не на экскурсии, дети используют опыт непринужденного общения: сидя в креслах автобуса и глядя в окно, делясь с другом бутербродом или путешествуя пешком по улице и обсуждая увиденное на пути…Родители на экскурсии получают гораздо больше информации о своем ребенке, его поведении и общении с одноклассниками, чем из его рассказов (многие вопросы у родителей после наблюдения за ребенком во время экскурсии сразу снимаются).Во время экскурсий происходит сплочение родительского коллектива. Помочь учителю рассадить ребят в автобусе, раздеть, пристегнуть, оказать помощь детям, страдающим «морской болезнью» в дороге, последить, чтобы, выходя из музея, никто ничего не забыл, – это только малая часть помощи, которую они оказывают, сопровождая учителя в экскурсии. Кроме того, дети начинают узнавать родителей друг друга, называть их по имени-отчеству…Экскурсии формируют общие интересы родителей с детьми. Часто после экскурсий мне звонят мама или папа:- Елена Юрьевна, подскажите адрес, куда вы сегодня с ребятами ездили. Ребенок приехал в восторге и просит съездить туда еще раз!Что это, как не доказательство, что работа идет в правильном направлении?..Уже на первом собрании я обсуждаю с родителями темы экскурсий, выясняю их пожелания, оглашаю свои. Через обсуждение вариантов мы составляем список мест, в которые хотели бы попасть в этом году. Начинаем обычно с пешей прогулки по району, осмотра местных достопримечательностей. Какой герб и флаг нашего района? Кому посвящены памятники? Какие архитектурные памятники есть в районе? На все эти вопросы мы отвечаем, возвращаясь с экскурсии. И основное задание в этот день – рассказать родителям о районе. Это уже потом, беседуя с родителями, я узнаю, что многое, о чем им рассказали ребята, было им неизвестно и стало таким же открытием, как и для их детей.А уроки литературного чтения мы начинаем с посещения Российской государственной детской библиотеки. Вот место, где можно привить любовь к чтению, заинтересовать детей! Уроки, проведенные в стенах библиотеки, на всю жизнь запоминаются детям.В течение учебного года мы успеваем совершить 9-10 путешествий по городу, посетить как музеи под открытым небом, так и мастер-классы в музеях. В этом учебном году мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о том, что школьники и учащиеся колледжей могут бесплатно посещать выставочные залы и музеи города на протяжении календарного года. Эту новость в нашем классе приняли на ура. Теперь мы сможем еще больше узнать о родном городе.Отдельно хотелось бы сказать об экскурсоводах в музеях Москвы. Их объединяет профессионализм, искренняя увлеченность своим делом и горячая любовь к Москве. Главная сложность и одновременно прелесть экскурсий для младших школьников – своеобразная подача материала. Повествование проходит в игровой форме, с элементами сказки, с готовностью ответить на неожиданные вопросы. Опытные экскурсоводы знают о подвижности детского ума и умеют импровизировать. Они в совершенстве владеют темой и на экскурсии для школьников начальных классов делятся теми фактами, которые заставляют учеников младших классов высказывать новые гипотезы, подтверждать их и чувствовать себя исследователями и первооткрывателями. Слушая их рассказы, ребята учатся любить свой город, учатся правильной речи. Что это, как не еще один урок…Возвращаясь к классному руководству, хочу отметить, что каждая экскурсия позволяет мне увидеть, как меняются мои ученики, как они становятся внимательными слушателями, задают вопросы по теме, и с интересом отвечают на вопросы экскурсоводов. Самой большой похвалой мне, как учителю и классному руководителю, становятся слова:- Приезжайте к нам еще! С такими детьми работать – одно удовольствие.В такие минуты начинаешь понимать, что все потраченные силы, напряжение – все это не напрасно.Наверное, не зря сложилось мнение, что «работа классного руководителя всегда была понятием круглосуточным». Общение с родителями через социальные сети, создание сайта класса для обеспечения обратной связи с родителями и детьми – стараясь успевать за ускоренным темпом жизни, осваивать все современные технологии, постепенно пришла к выводу, что классный руководитель – это не должность, а образ жизни.Елена САЛЬНИКОВА, учитель начальных классов школы №17

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте