search
main
0

Директриса с хитринкой. На Всероссийском конкурсе руководителей школ впервые абсолютная победительница

Конкурс профессиональных достижений – это всегда шаг навстречу переменам. И они, без сомнения, не за горами для победительницы Всероссийского конкурса «Директор школы-2015» Елены ЛИХАЦКИХ из Надыма. Но также изменится, или даже уже изменилась, история самого состязания, ведь впервые за шесть лет его существования первое место присудили представительнице прекрасного пола.

К этосу и пафосу«Не хватает им окаянства!» – сетовал председатель жюри конкурса «Директор школы-2015» Константин Ушаков после выступления финалистов этого года. И нельзя было не удивляться: от такой, казалось бы, по определению властной, уверенной в себе личности – от управленца – сегодня требуется… нет, не в прямом словарном смысле этого устаревшего и оттого запоминающегося понятия, каких-то неоправданных поступков. Скорее требуются поступки и слова живые, смелые, идущие вопреки… И вот тут можно задуматься – раз есть потребность, значит, таких меньше, чем нужно? Возможно, потому что открытый, живой, не «механический» директор в стабильной, спаянной управленческой цепочке звено не очень удобное.На шестом конкурсе директорского мастерства приходилось, как всегда, наблюдать очень разных управленцев. Отсев был активный: более чем из 600 желающих после заочного конкурса эссе на тему «Мотивация персонала: что кроме денег?» и видеороликов «Разговор с глазу на глаз» до очного тура было допущено всего 30 человек. И эта тридцатка, своего рода собирательный образ современного директора, настолько пестрая и неоднообразная, что даже радуешься: у каждого на фоне коллег видны мельчайшие грани таланта.Аргументацию в первом задании – домашней заготовке на тему «Урок для учителя» – выступающие строили буквально по аристотелевской классике: к этосу, логосу и пафосу. Кто-то хотел взять степенностью, за которой четкое понимание того, что все эмоции, не касающиеся дела, должны оставаться за порогом. Это правильно. Но если должность вытравила все чувства и ощущения, не повод ли это задуматься о страшном профессиональном диагнозе – выгорании? Кто-то выходил на сцену, наоборот, призывая на помощь всю силу эмоций и человеческого небезразличия. И это неизбежно, особенно когда речь идет о школах с мощно развитым инклюзивным компонентом или о коррекционных учреждениях.Уже на первом этапе очных соревнований конкурсанты обозначили столько глобальных проблем! Действительно, кому, как не представителям Казани, привлекательного и динамичного города, знать, что школа становится местом адаптации не только ребенка-иммигранта, но и его родителей. Точно так же и в Краснодарском крае, куда систематически переезжают не только из других регионов России, но и сопредельных государств, задумываются о том, как сделать разнообразие детского контингента (в том числе и национальное) преимуществом школы, а не последней каплей проблем, которая потопит школу.Но главной темой выступлений все же стало понятие «успех» в его преломлении для всех участников образовательного процесса. Петербуржцы уверенно заявили: успех для родителя – это одно – оценки, а для ребенка – это разом и множество друзей, и личные достижения в плавании и скейтбординге, и самостоятельное освоение нотной грамоты… Нельзя навязывать ребенку свое понятие об успешности, нельзя заставлять его реализоваться так, как не реализовался сам – родитель, учитель. Согласились с ними и коллеги из Костромской области: если давить, дети сначала перестают рассказывать взрослым о своих мечтах и планах, а потом начинают смотреть на них свысока. Из выступления в выступление идеи подхватывали друг друга, и было видно, что даже на соревновании, даже соперничая, директора и не думают отказываться от диалога и совместного поиска истины.Замечательная возможность отказатьсяЕсть у российских управленцев, в том числе и в образовании, одна общая черта – страх. По крайней мере именно это, несмотря на всю креативность и нетривиальность их мышления, которое формируется в условиях ограниченности ресурсов и запаздывающего развития нормативно-правовой базы, заметил однажды гуру менеджмента Ицхак Адизес. Наверное, поэтому организаторы «Директора школы-2015» надеялись, что у десятки суперфиналистов хватит мужества преодолеть этот страх и проявить себя, для чего и было выбрано весьма специфическое задание – представить, что пришла пора передавать дела преемнику и за пять минут ввести его в курс дела.Полчаса на подготовку для конкурсантов, остальным – на неформальное общение, и разговоры в кулуарах лишь подтверждают правильность выбранной тональности и темы.- Когда я пришла на работу учителем, такого не было, – слышится из одной тесной группы общающихся. – А стала директором… лишний раз боишься с кем-то поспорить!Но, несмотря на то что тема выступлений была задана одна и вполне конкретная, ее ответвления вновь показали несколько крупных проблем современной школы. Так, первой проблеме под условным названием «Школа – это я» нашлось место в выступлении Алексея Олейникова из Краснодарского края. Держать ответ перед потенциальным преемником ему не впервой: как говорится, уходили – знаем. Только все равно пришлось возвращаться! Кто кроме него будет тащить на себе эту школу? Да и Елена Лихацких из Надыма, напутствуя виртуального сменщика, тут же предложила ему подумать и «не упускать замечательную возможность отказаться» от должности, ведь нелегкое наследство ему достанется…Второй сильный образ в выступлениях суперфиналистов – «Школа – это семья». Эта мысль, конечно, ни у кого не вызывает сомнений. Особенно если речь идет о коррекционных учреждениях. Буквально вжившись в роль уже бывшего директора, Софья Коротаева из Ижевска со слезами на глазах говорила о том, что для ее учеников школа по-настоящему стала домом, где нашлись и самые близкие люди. Теперь на этих детей можно положиться во всем: от простой просьбы починить компьютер до необходимости отстоять честь школы на соревнованиях. Во всем помогут, потому что когда-то помогли им в том числе и поверить в себя.«Школа – это борьба» – третья по списку, но не по значимости тема «последнего слова» в очередной раз заострила внимание к школе как к полю битвы. Буквально за все: за оснащение, кадры, перспективных в интеллектуальном плане учеников… А если взяты все эти рубежи, школа – анклав надежности для дальнейших сражений: за ресурсы и против проверяющих. Правда, иногда приходится в буквальном смысле отгонять от школы злых духов, о чем, к удивлению и смеху, с завидной долей грусти рассказал коллегам и жюри Александр Веревочкин, директор сельской школы из Нижегородской области. Ну а как иначе? Только колдовать и остается, чтобы в классе не обвалился пол с 15-сантиметровым проседанием, ведь помощи и денег ждать неоткуда. И, конечно, «брать культурой» и харизмой. А ее у Александра Михайловича предостаточно.Всё, но не сразуПерефразируя слова знаменитой финской песни, заметим: «Если к другому уходит первое место, то неизвестно, кому повезло…» И не потому, что всем конкурсантам присуще философски спокойное принятие поражений. Просто тому, кто оказался на пьедестале, дальше гораздо сложнее: открываются десятки перспектив – вплоть до руководства районным или даже региональным образованием, о чем в штуку (или всерьез?) как о своей ближайшей перспективе говорил, например, Нияз Гафиятуллин из казанской гимназии №19, занявший на конкурсе почетное второе место. «Бронзу» в этом году взял Александр Веревочкин, директор школы села Петлино Нижегородской области.«Золото» «Директора школы-2015» досталось Елене Лихацких, руководителю школы №5 города Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ). Ее автоматически признали «своим» директором все, кто работает сегодня в школах, которые принято называть «образовательная организация в сложном контексте». И дело здесь не только в том, что детский контингент у Елены Лихацких – это нередко (почти по Гюго) «отверженные», те, кого опасаются брать элитные лицеи и гимназии, зацикленные на местах в рейтингах. Ко всему этому добавляется коллектив с характером – непростые, но, по словам Елены Викторовны, очень мудрые люди. А вся эта сложная человеческая махина ютится в здании, которое отчаянно нуждается в ремонте вплоть до замены окон. Но здесь, признается Елена Лихацких, может помочь только желание «два раза пробивать вопрос», иначе ничего не получится.Она все делает с азартом, огнем и хитринкой, последнее даже нечто вроде фирменной черты. Поэтому человека в своей управленческой команде, который оказался, как это обычно говорят, «не нашим», она сразу увольнять не стала – готовит. Весь ее выстраданный оптимизм или, точнее, реализм и желание, несмотря ни на что, идти вперед и менять окружающее пространство к лучшему выросли из принятия того, что директорство – это непросто, особенно в таких условиях. Пусть даже она представитель педагогической династии в четвертом поколении и знает об образовании и его нерешаемых проблемах не понаслышке, но ничто так не укрепляет и не мобилизует, как собственное погружение в задачу.«Сумейте пережить, если все будет не сразу», – советует Елена Лихацких, и ты понимаешь, что она не умеет отчаиваться.P.S.  «Учительская газета» как «старший брат» в деле конкурсного движения не обошла вниманием молодой директорский конкурс. Главный редактор «Учительской газеты», член жюри «Директора школы-2015» Петр Положевец вручил руководителю Паклинской школы Пермского края Оксане Склюевой приз в номинации «За информационную открытость». Оксана Ивановна мыслит современно: «Нельзя допускать, чтобы неудачи подрезали крылья ученикам. Ведь дети учатся для себя, а не для оценки. И успешность, как ее надо понимать сегодня, уже давно вышла за рамки того, что подразумевает под ней традиционная пятибалльная система».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте