search
main
0

Директорский совет прошел на высоком уровне

Мэр Москвы Сергей Собянин провел встречу с директорами крупных образовательных комплексов, в которой приняли участие министр образования Москвы Исаак Калина и руководитель Департамента информационных технологий Артем Ермолаев.

Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: – Признаюсь честно: мне  Исаак Калина рассказал, что в клубном варианте  собираются директора разных категорий школ  (молодые директора, опытные, директора комплексов),  сказал, что будет проводить одну из таких встреч в  школе №1158, вот я  и попросился на встречу. Должен сказать, что мы  за два с половиной года прошли достаточно большой путь развития московского образования. Когда начинали эту работу, даже  не  думали, что она будет настолько масштабной, пытались  что-то внедрять какими-то небольшими элементами, но в конце концов  директора сами проявили такую активность, которую мы даже не предполагали. Поэтому буквально в течение года-полутора  школы перешли на новую систему финансирования, на новую систему оплаты труда. По сути дела, учебный год  был  очень полноценным в этом плане: все реформы системы финансирования завершены,  все школы практически работают в новых системах.Сама система, ее идеология очень просты: во главе всех финансовых потоков, мотивации директоров школ и  учителей – ученик, все  происходит вокруг него и для него. И школьное самоуправление, и финансирование школ привязаны к ученику, и даже оплата труда учителя также привязана к ученику, то количество труда, которое он тратит на учащихся, и, конечно, качество. Я увидел в школе №1158 достаточно много всяких новшеств: информатизация, новое оборудование, мебель, новый стадион,  все это достаточно серьезные вложения. Если в рамках одной школы, наверное, с точки зрения бюджета города  финансирование покажется не очень большим – около 30 млн рублей  различных вложений по всей школе (в ремонт, в оборудование),  то если помножить  такие средства на тысячи наших образовательных учреждений, получается гигантская сумма. Я был недавно в одном из образовательных центров, у них экономия по году составила, по-моему, около 47 млн рублей неизрасходованных средств. Теперь они спрашивают: «А куда нам эти деньги можно израсходовать?» То есть у школ сегодня есть деньги на улучшение материальной базы, на закупку компьютерной техники, школьных лабораторий. Прежде директора школ боялись оставлять неизрасходованные деньги в конце бюджетного года, потому что их, как правило,  забирали и распределяли между всеми школами. Сегодня мы ввели правило: все деньги, которые заработаны или получены из бюджета по нормативному финансированию, полностью остаются у школ, они не исчезают к концу бюджетного года, а остаются на  школьном  накопительном счете, для того чтобы можно было спокойно осваивать эти деньги на первоочередные нужды школ. Осваивать не просто так, лишь бы побыстрее истратить, раздать, а со смыслом, с толком, с расстановкой, исходя из того, что школа вместе с родителями, учащимися сама хозяйка этих средств – все решения по финансированию, расходованию этих средств принимает нынче управляющий  совет школы. Школам есть куда их потратить, например, самостоятельно планировать дальнейшее развитие школы, качества образования, новых услуг, которые они  предоставляют учащимся, создавать новые, современные школьные лаборатории,  привлекать  высококвалифицированные  педагогические кадры, выходить на другой качественный уровень  по заработной плате учителей. В лицее №1158 она составляет в среднем 64128 рублей, это выше, чем по Москве, где в среднем зарплата 57 тысяч рублей, но надеюсь, что и тут она будет значительно выше.Учительское место становится более привлекательным, более конкурентным,  впервые за последние годы у нас практически в образовательной системе нет проблем с учителями, специалистами, причем не только в школах, но и в большей части детских дошкольных учреждений. Более того, когда мы разрешили создавать большие образовательные комплексы, у них появились возможности конкурировать и за учителей, они начинают приглашать, переманивать к себе лучших учителей. Если на первой стадии была конкуренция за учащихся, то теперь  появилась конкуренция еще и за учителей, чтобы повысить качество образования, привлекательность образовательных центров. При этом мы создали всем одинаковые стартовые условия, везде  одинаковое нормативное финансирование ребенка. Дальше уже организация обучения, конкурентность самой школы зависит от количества детей, которые записываются в эту школу. Синергетический эффект получается от объединения нескольких школ. Раньше в сельской местности, где вообще культурных учреждений нет, школа всегда была центром культуры, образования, различного рода общественных инициатив. В силу того что у нас в районах дисперсность очень высока в учреждениях, они  раньше на такой образовательный культурный центр не тянули, а вот с созданием крупных образовательных  центров такую задачу  им можно перед собой ставить.Мы изначально не ставили  масштабных задач по улучшению качества образования и воспитания, потому что достаточно сложно  говорить загодя о каких-то абстрактных цифрах,  мы старались просто создать мотивацию работы в этом направлении. Первые результаты превзошли  ожидания, которые были у нас, у Департамента образования. Количество ребят, которые сдают ЕГЭ на 220 баллов, например, увеличилось почти в два раза (с 7 до 13 тысяч),  количество отличников в городе среди выпускников удвоилось и в среднем  дошло до 23%.Здесь не надо устраивать никакой гонки, но мы должны понимать, что качество образования должно повышаться с учетом той материальной базы и финансовых ресурсов, заработной платы учителей. Это зависит от многих факторов. У директора Татьяны Кирковой  коллектив лицея №1158 готовится к апробации новых электронных учебников, которые мы создавали также в течение года. Процесс был очень сложный. Мы отобрали из 80 предложенных вариантов всего 11,  они еще достаточно сырые, требуют доработки. Поэтому мы их распределили по 60 школам, чтобы прошли адаптацию и были доработаны с учетом пожеланий педагогов, потом уже можно будет внедрять  их более широко. Это, конечно, уже новое поколение учебников, которое позволяет быстрее усваивать материал; давая больше возможностей. С учетом того, что все учителя Москвы  обеспечены ноутбуками, что в школах есть интерактивные доски, без следующего технологического этапа – создания нового типа учебников, нового технологического вида учебников, наверное,  не было смысла внедрять всю эту технику. Она пришла быстрее, мы специально это сделали, чтобы педагоги  не только  почувствовали вкус к этой работе,  не только сами взяли те наработки, которые есть сегодня в Интернете, есть в  педагогическом  сообществе, но и сами работали над новыми системами обучения. У нас вообще стоит задача, чтобы был вариант учебника в электронном виде. Будут его применять учителя или не будут – второй вопрос, но мы должны доработать его и предложить. Поэтому, считаю, что внедрение первых 11  учебников  – первый этап, а дальше надо переходить к следующему, чтобы развивать другие направления. Нам эту тему не нужно оставлять на полпути,  надо дальше самим инициировать эту работу. Если  какие-то разработчики будут сами параллельно разрабатывать  то, что потом  будет восприниматься в целом в стране,  то все это в результате  станет  неограниченным ресурсом, в любом городе страны будут пользоваться такими учебниками, но нам дальше надо системно решать эту задачу.Татьяна КИРКОВА,  директор лицея №1158: – Выделение 30 млн рублей из бюджета города для одной школы – это все же немало, это большие вложения,  в результате материально-техническая база всех учреждений, в том числе нашего, резко выросла. Наше учреждение расположено в трех зданиях в микрорайоне Северное Чертаново.  Это обособленный микрорайон, где нет никаких крупных магистралей, он граничит с Битцевским лесопарком. То есть это закрытая зона,  в  которой  проживает 25 тысяч населения, а детское население превышает 4 тысячи, в которой находятся семь дошкольных образовательных учреждений, четыре здания общеобразовательных школ, а также спорткомплекс «Чертаново», Дом культуры и Дом творчества «Исток». Это целый небольшой город, поэтому территория благодатна для создания «Города детства», на этот счет  у нас уже есть наработки. Мы провели SWOT-анализ и  считаем, что целесообразно создание единого крупного образовательного комплекса, в который будут входить детские сады, школы. Этот  процесс создания крупных образовательных комплексов, который сейчас происходит в Москве, очень актуален, потому что школы стоят рядом, а заработная плата в них и в детских садах  совершенно разная. А если это будет единый комплекс, тогда будут ресурсы для повышения заработной платы. Например,  вывод некоторых служб в аутсорсинговые компании, что очень важно, потому что одной школе это не под силу (запросы, которые сейчас выдвигают аутсорсинговые компании, завышены),  а для комплекса это будет легче. Например, мы взяли здание, которое было совершенно не оборудовано, а  теперь гордимся, что сами  все наполовину уже сделали. Мы и вкладываем деньги,  и зарабатываем,  за  прошлый год за счет  оказания дополнительных платных образовательных услуг  получили 11 млн рублей.В течение многих лет мы занимаемся исследованием влияния компьютера на учебно-образовательный процесс, постепенно парк старой техники устаревает, тут  нужно  двигаться в ногу со временем, а для этого необходима компьютерная техника. В этом году и в прошлом мы действительно получили огромное количество единиц компьютерной техники на три здания, а кроме того,   использовали  часть грантов, которые получили,  тоже на приобретение компьютерной техники. Наши педагоги  уже знакомятся с новыми электронными учебниками. Сегодня мы  установили все программы новых учебников на компьютеры учителей, на компьютеры, которые находятся непосредственно в кабинетах, проводим установку программного обеспечения на детских компьютерах непосредственно у них дома при помощи наших специалистов, если это не смогут сделать родители,  мы оказываем и такую услугу. У большинства детей компьютеры дома есть, на домашнем компьютере  можно установить программу электронного учебника и пользоваться. С 1 апреля мы начинаем апробацию электронных учебников непосредственно в учебно-воспитательном процессе.Сергей ВИДЯКИН, директор Центра образования №654 имени А.Д.Фридмана: – У нас район – около 100 тысяч жителей, примерно третья его часть отходит под наш образовательный комплекс, в составе которого после реорганизации будет соответственно три школы в четырех зданиях и четыре детских сада – в пяти, то есть будет около 3 тыс. человек учащихся. Так сложилось, что у нашего образовательного учреждения конкурентов внутри района нет. Прошу прощения за нескромность, но это факт, вместе с тем надо сказать, что несколько неудобно радоваться такому обстоятельству, глядя на то, что коллеги испытывают проблемы, а дети вообще не виноваты в том, что есть школы успешные, а есть неуспешные. Я вижу основной эффект объединения в образовательный комплекс в том, что нам удастся повысить качество социума в том районе, который будет нам отведен. Это достойная задача, на мой взгляд. Повышение качества социума – это повышение уровня культуры, образованности, уровня потребностей жителей, который должен расти. Такая, в общем, у меня есть задумка, может быть, нескромная, но, на мой взгляд, очень актуальная.У нас очень большой сегмент работы, который  опирается на всевозможные выездные мероприятия (предметные практикумы, профильные выезды), хорошо было бы создать загородный круглогодичный учебный центр, может быть, не на одно учебное заведение, а на округ, на район, чтобы проводить практикумы по естественно-научным дисциплинам,  профильные лагеря, лагеря актива, всевозможные тренинги, конференции. На самом деле хорошо, если бы они находились в сегменте Подмосковья, который был бы сориентирован на определенное географическое положение образовательных учреждений. Исаак КАЛИНА, министр  образования Москвы: – Из 88 электронных учебников, которые нам предлагали  разработчики в ходе конкурса, мы смогли отобрать с экспертами только 11, наиболее, скажем, близких, с точки зрения экспертов, к тому, чтобы можно было их доработать. Однако точно никакие разработчики, никакие издательства без наших учителей не смогут их нормально доработать, поэтому сейчас 60 школ в городе взялись, что называется, апробировать их под себя, под учебный процесс,  тем самым, по сути дела,  мы помогаем еще и разработчикам доделать варианты электронных учебников. С 1 апреля в течение четвертой четверти эти 60 школ будут работать в теснейшем контакте с методистами,  авторами учебников,  разработчиками. Не уверен,  что все 11 дойдут в должном качестве до школы, но мы надеемся, что все-таки некоторое количество электронных учебников  сумеем довести до конца учебного года до такого состояния, чтобы можно было начать их тиражировать. Надо сказать, что конкурс, который Москва объявила тогда, резко возбудил всех разработчиков, и они сегодня уже независимо от конкурса все-таки пытаются сделать то, что потом школы согласятся использовать. В экспертный совет по электронным учебникам, который мы возглавили с Артемом Ермолаевым, вошли многие директора ОУ, эксперты, все разработчики. Сегодня мы серьезно модернизируем систему повышения квалификации учителей. У нас  этим занимаются Московский институт открытого образования, два  городских педагогических вуза,  мы очень активно используем все федеральные вузы, которые есть в Москве, причем не только для работы с учителями, но и с детьми, особенно технические вузы. Нам тяжело открыть кружки технического творчества без базы, а у них уже есть такая база. Мы твердо договариваемся, что с 1 сентября 2013 года  даем деньги не вузам, а  школам – целевые субсидии в расчете на ученика. Каждое учреждение, которое в состоянии оказывать услуги по повышению квалификации, во-первых, свою программу дает нам  на экспертизу, если она удовлетворяет потребностям, вывешиваем в открытом доступе. При этом сами школы выбирают учреждение, направляют туда на учебу учителей, оплачивают ее  за счет  тех целевых субсидий, которые получили. Все вузы уже поняли и согласились с тем, что нельзя проводить повышение квалификации только на их базе, даже в их лабораториях и аудиториях. Сегодня некоторые особые школы, скажем ведущие, эти вузы будут использовать как стажировочные площадки. То есть сама школа, которая становится  не  «производителем» повышения квалификации, а базой, еще на этом и заработает, так как на ее базе  будут проходить практические занятия по педагогике, методике. Это важно, так как с 1 сентября в закон внесено изменение, и аттестацию на соответствие занимаемой должности будут проводить сами школы внутри себя, на категорию – городская аттестационная комиссия, куда учитель заявляет о желании получить вторую, первую или  высшую категорию. Сейчас аттестация стала намного легче, потому что все диагностики у нас идут по единому регистру качества образования, в том числе благодаря информационным технологиям  у нас есть учет результатов учеников каждого учителя,  мы их можем посмотреть за два года. Хорошо учит учитель – значит  пройдет аттестацию на категорию быстро и  без проблем.Артем ЕРМОЛАЕВ, руководитель Департамента информационных технологий: – Сегодня вместе с Департаментом образования мы  подбираем три школы, в рамках которых будут созданы  школьные виртуальные лаборатории. При этом мы будем использовать там,  как правило, актовый зал, который переоборудуем с использованием новейших технологий под совместную работу сразу нескольких классов над одним предметом с использованием максимально возможных интерактивных средств  – от  3D-моделирования до специальных лабораторий. К сожалению, мы не можем (и школа не может) сейчас реализовать комплектование каждого класса очень дорогостоящим оборудованием, но тем не менее надо создавать так называемые коворкинговые центры, то есть места совместной работы, в которых мы сможем сделать максимальную концентрацию соответствующих средств,  использовать их одинаково и под химию, и под физику, и под астрономию. Речь идет о больших экранах, на большом экране с тачскрином можно отображать как физику, так и химию, именно поэтому сейчас в рамках трех образовательных учреждений такие виртуальные лаборатории мы планируем создать в течение этого года, на них апробировать, как это можно будет  использовать в учебном процессе. Анна ВАХНЕЕВА, директор гимназии №1517:- Наша гимназия – образовательное учреждение, реорганизованное  с сентября 2012 года. У нас девять зданий и 3,8 тыс. детей, на сегодняшний день  мы одно из самых больших образовательных учреждений в Москве.  На заседаниях директорских клубов мы  говорим о возможностях, ресурсах, обо всех тех плюсах, преимуществах, которые есть у образовательного комплекса. Их, конечно, огромное количество, самое главное,  у нас появилось колоссальное чувство защищенности. Мы понимаем, что еще далеко не всё знаем обо всех возможностях комплексов, у нас еще не очень большой опыт, но тем не менее мы уже живем в этом режиме. Когда ты понимаешь, что твоя образовательная организация занимает четверть микрорайона,  понятно, что она по умолчанию должна удовлетворять абсолютно все потребности всех семей, детей, которые находятся в микрорайоне. Притом стремление быть конкурентоспособным все равно не оставляет в покое –  ты понимаешь, что привлечешь не только тех детей, которые есть у тебя в микрорайоне, что все-таки к тебе придут и приедут из других микрорайонов. В целом, конечно, мы все понимаем, что  родители нынче за  школу голосуют ногами,  школа там, где  есть дети. То есть она может быть очень большой, но она должна предоставлять весь спектр услуг, должна понимать  все потребности. Сейчас школа строится, конечно, на маркетинговой базе, ты постоянно изучаешь рынок, спрос,  ведь готовишь человека на будущее. Ты получаешь его в два года, а выпускаешь его в 17 лет, то есть  я посчитала: ребенок, который ко мне придет в два года, в 18 лет меня проводит на пенсию. Это целая жизнь  вместе с детьми, вместе с семьями. Мы созданы для семьи, для ребенка, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы ребенку было комфортно, сделать то, что нужно для семьи, для ребенка. Колоссальная финансовая составляющая позволяет нам привлекать очень много специалистов, закупать технику. Не могу не сказать, что в моем учреждении с прошлого года оставались 79 млн рублей. А вот относительно того, что деньги у нас не пропадают, хочу сказать, что это просто удовольствие, когда ты можешь тратить деньги и планировать свои траты. Нам есть куда разумно их потратить, радостно, когда  понимаешь, что 31 декабря они у тебя не сгорят (при этом у нас  не сгорают деньги  не только субсидиарные, но и  целевые), что не  надо срочно-срочно абы куда  и на абы что их потратить. Это, конечно, великое дело для школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте