search
main
0

Директорский клуб “УГ”

Удостоверение

АСЕЕВ Владимир Михайлович

Мэр

г.Лангепас

Мэр-запевала

Все разговоры о городе, его облике, жизни, о работе детских садов с поразительным постоянством и быстротой переходили в разговор о его… мэре, Владимире Михайловиче Асееве. К концу первого же дня пребывания об этом человеке хотелось узнать как можно больше.

Нас приучали не преувеличивать роль личности в истории. Но, возвращаясь из Лангепаса, следовать этому убеждению трудно. Потому что везде сейчас экономическая ситуация очень сложная, а ведут себя в ней люди по-разному. В соответствии со своей иерархией ценностей. А именно это и есть личность, согласно одной из психологических теорий.

Мэр ходит на работу пешком. Конференц-зал мэрии он превратил… в картинную галерею. Купил 92 картины из запасников Государственной Третьяковской галереи. Вход в галерею – свободный. А заседаний мэр не любит и предпочитает решать все вопросы быстро с теми людьми, которые непосредственно отвечают за каждый вопрос.

Возле кассы, где получают деньги ветераны и пенсионеры, в мэрии стоит удобная мягкая мебель.

При входе – табличка: “Извините, у нас не курят”. Как в любом официальном учреждении в цивилизованной стране. Сам мэр бросил курить восемь лет назад.

Город Лангепас находится в Тюменской области. Ему в августе 1995 года исполнилось всего 10 лет. А 15 лет назад на этом месте было болото. Первые два года воспитатели добирались по 10 км на работу на попутных машинах, а кругом шумела тайга. Зимой здесь обычная температура минус 30-40 градусов. Но в домах всегда очень тепло. Во всяком случае в Лангепасе при минус 35 за окном в гостинице было теплее, чем у меня дома в Москве при минус 10.

И еще. Мэр города – отличник народного образования. За что? За то, что поддерживает все начинания, все новые идеи. В городе отметила свое пятилетие экспериментальная школа окружного масштаба, работающая по методу КСО (коллективный способ обучения). Этот метод считается одним из самых современных и передовых в США. У нас таких школ, вероятно, в пределах нескольких десятков, если не одного. Постоянно укрепляется материальная база образовательных учреждений. Мало где сегодня услышишь: “У нас в детских садах все есть”. Педагоги отдыхают в свой отпуск за 10% стоимости путевок. Можно и в Анталию сьездить. К заработной плате учителя различные доплаты составляют в сумме еще около 1,5 ставки из расчета положенных 18 часов. Педагогических вакансий в городе сейчас практически нет.

Родители вносят только 1/5 стоимости пребывания ребенка в детском саду. Остальное доплачивается из бюджета за детей тех, кто работает на государственных предприятиях. 2-3 раза в год мэр выезжает в школы. Первые два дня, пока зал был свободен, дошкольные работники учились на семинаре в мэрии. Очень не хотелось уходить: удобно, уютно, красиво, современно.

Вообще мэрия – это современный, красивый, очень функциональный офис, а не поражающее дороговизной сооружение “а ля дворец знатного вельможи”. От всего, что видишь, остается ощущение чувства собственного достоинства в сочетании с современностью и демократизмом. Такое же ощущение от экспериментальной школы, прежде всего от самих ребят. Очень похоже на то, что мы видели в штате Нью-Йорк.

Группа работников детских садов из 15 человек ездила в Австрию с целью познакомиться с работой детских садов, муниципальных и частных. Эту поездку тоже финансировала администрация. Зачем? Мэр считает, что люди должны посмотреть как можно больше, выбрать то, что им нравится, чтобы сделать у себя так же. Так, “импортировали” идею карнавала. И в новый год провели настоящий карнавал, с костюмами, музыкой… Детей уводили домой со слезами, не хотели уходить.

В день города приехали В.Леонтьев, Лада Дэнс, Л.Лещенко, М.Магомаев. Вообще жители говорят, что практически все звезды эстрады у них побывали. Кто их приглашает? Администрация под руководством мэра.

А сама администрация образовала… хор. Хор выступал на Дне города, спели две песни о городе, написанные местными авторами. Кто солист в этом хоре? Уже догадались? Поэтому и говорят жители про своего мэра: “Одно слово – запевала…”

Вообще-то Владимир Михайлович – инженер-строитель. Он начинал строить этот город. Потом стал начальником участка, прорабом, начальником треста, заместителем председателя исполкома. У него двое детей, он молодой для мэра человек.

В городе есть Дом культуры, но к десятилетию открыли еще и Дом молодежи, детский парк, есть Центр детского и юношеского творчества. Школы строят с бассейнами. Вообще говорят, что здесь сначала закладывали фундамент школы и детского сада, а потом уже жилого дома.

Те, кто работает в образовании, знают цену понимания и внимания со стороны администрации, тех, кто держит в своих руках управление и финансовые ресурсы города.

Чтобы вкладывать деньги в образование, нужно быть способным смотреть далеко в будущее и уметь думать о людях, живых людях, их улыбках, их радости, их благополучии. Ведь именно это и должно быть присуще настоящему мэру, не правда ли? Такого хотел бы видеть на этом посту каждый из нас в своем городе. Я живу в другом городе, но за жителей Лангепаса, которые знают и уважают своего мэра, доверяют ему и надеются на него, порадовалась. И захотелось рассказать об этом человеке, хотя сама я его так и не увидела. Потому что от того, что такие люди есть, становится легче и радостнее жить.

У сотрудников Владимира Михайловича я спрашивала: “Скажите, а зачем ему вообще все это? Почему он это делает?” И услышала ответ: “Он по-настоящему ценит семью. Вы знаете, у него правильное понимание жизни…”

Может быть, поэтому и в домах в этом маленьком, но красивом и современном городе Лангепасе всегда тепло, несмотря на суровый мороз за окном. И в праздник люди выходят на площадь, и поют, и танцуют все вместе, несмотря на мороз. И дети ко Дню своего города разрисовали длинную-предлинную стену вдоль всей главной улицы. Потому что их здесь по-настоящему любят.

Елена СОЛОВЬЕВА

Лангепас,

Тюменская область

Тест для профессионала

Канцелярский вариант

С директором пообщались один на один два с лишним часа. Юрий Леонидович детально интересовался кадрами, материальной базой, финансированием, состоянием дисциплины. Об учебных делах слушать не пожелал:

– Посмотрю классные журналы. Что называется, товар лицом.

На том и порешили: директор отправился на свою биологию, а инспектору доставили журналы – двух девятых и одиннадцатого. При этом начальство дружелюбно заметило:

– Всего на один урок. Разумеется, если учителя не возражают.

Когда директор вернулся с уроков, инспектор поделился любопытным впечатлением:

– Я тут без вас прошелся после большой перемены по этажам. Чистота, ни клочка бумаги.

Заметил, что этому приему в свое время надоумил опытный коллега.

– Главное – поспешить сразу после звонка, пока нянечки не успеют прибраться. Лакмус, лицо школы!

Попутно гость приметил и еще одно обстоятельство:

– От туалетов не тянет табаком. Редкий случай. Как удается?

Глава дома не стал таиться:

– А мы закрепили туалеты за дежурными учителями, наведываются на переменах. Женщины, само собой, – к девчонкам, сильный пол – к мальчишкам. Помогает.

Проговорили еще с добрый час. Перебрали разное: трудности с ремонтом, вчерашние хоккейные баталии… Конечно, коснулись и ЧП в соседней школе. Юрий Леонидович заметил:

– В роно это происшествие восприняли как бомбу. Школу-то считали абсолютно благополучной. И на тебе…

Засим инспектор, пообещав еще разок заглянуть на неделе, в сопровождении директора направился к выходу. В холле им на глаза попалась зареванная девчушка. Директор, не оставляя гостя, с ходу попросил оказавшегося рядом учителя:

– Разберитесь, голубчик, из-за чего слезы.

Спутник оценил эпизод: крохотный вроде случай не оставлен без внимания.

Тем временем коллектив, собравшись в одном из классов, терпеливо ждал обещанных впечатлений. Роновский предшественник ни во что не лез, а новый – кто его знает… Директор успокоил:

– Лично мне Юрий Леонидович понравился.

Но призвал не расслабляться, быть начеку:

– На неделе обещал вновь пожаловать.

С тем и разошлись: прений, естественно, не открывали. Лишь учитель физвоспитания, всегдашний ворчун, и здесь не изменил нраву:

– А зачем приезжал?!

Согласимся, в каждой школе есть белые вороны: все им не так.

1. Рабочее утро директору следовало начинать отнюдь не в уединенном общении с инспектором в тиши служебного кабинета. Конечно же – на людях, встречая учителей и учащихся.

2. Для первого знакомства со школой инспектор избрал канцелярский вариант. И ему начать бы с живых впечатлений, на которые столь щедро школьное утро.

3. НАЗНАЧЕН С МАРТА… Стало быть, свою собственную школу Юрий Леонидович оставил на полпути к финишу учебного года. Шаг не из лучших.

4. Круг обсуждаемых вопросов ограничился административно-хозяйственной тематикой. А что дети? Вспоминается примечательная реплика известного российского педагога Блонского: если в первые пять минут общения директор не поведет речь о детях – не в своем кресле расположился.

5. Слов нет, классные журналы – источник разносторонней информации. Но – с них начинать? Да и способ: вдруг лишить учителей необходимого на уроках инструмента. Двусмысленно звучит и “дружелюбная” реплика: если, мол, учителя не возражают… Попробуй, возрази!

6. Чистота в школе, табу на курение – вещи, бесспорно, хорошие. Но – опять же! – способ. Педагоги, исправно наведывающиеся в туалеты… Оба просвещенца не усматривают в “безотказном” средстве его этической стороны.

7. Инспектор пообещал зайти НА НЕДЕЛЕ… Мог бы поточнее: как-никак, новая встреча сулит очередную ломку рабочего уклада. Увы, начальство нередко прибегает к внезапным визитам. Так сказать, ревизорские набеги…

8. Держать коллектив в ожидании немедленных впечатлений о новом инспекторе? И этот бравый наказ – НЕ РАССЛАБЛЯТЬСЯ… Черта учреждения, стиль его руководителя?

9. А ведь прав учитель физвоспитания: к чему подобные визиты?

Михаил ЦЕНЦИПЕР

Ваш адвокат

Мой сын на уроке физкультуры получил травму позвоночника. Это был не совсем обычный урок. Преподаватель вывел два класса на голый лед, бросил мяч – играйте.

Такое странное учебное занятие.

Могу ли я потребовать возмещения денег, потраченных на лечение и усиленное питание ребенка?

Какую ответственность может понести учитель физкультуры и администрация школы?

Н.НОГАЧЕВА

г. Сердобск,

Пензенская область

Согласно ст.32 и ст.51 Закона Российской Федерации “Об образовании” школа обязана создать условия, гарантирующие охрану здоровья учащихся, и несет ответственность за жизнь и здоровье во время образовательного процесса.

В должностные обязанности учителя входит обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Это предусмотрено действующими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

За повреждение здоровья ученика во время урока, если это произошло по вине учителя физкультуры, отвечает школа.

Вы вправе обратиться в суд с требованием о возмещении расходов, вызванных повреждением здоровья сына, – расходов на его лечение, дополнительное питание и т.д. – на основании статьи 1087 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда (ст.101 части второй Гражданского кодекса).

* * *

И.МЕХАЛЬЧУК

г. Елец,

Липецкая область

Праздничными днями являются 1 и 2 января, 7 января, 8 марта, 1 и 2 мая, 9 мая, 12 июня, 7 ноября и 12 декабря.

Работа в праздничный день оплачивается согласно ст.89 Кодекса законов о труде РФ не менее чем в двойном размере за часы, которые приходятся с 0 до 24 часов праздничного дня.

Если работа воспитателя в праздничный день не выходила за пределы месячной нормы рабочего времени, то за каждый час работы в праздничный день выплачивается дополнительно не менее одинарной часовой ставки.

Если же работа в праздничный день велась сверх месячной нормы рабочего времени, то выплачивается дополнительно не менее двойной часовой ставки за каждый час работы в праздничный день.

Среднемесячное количество рабочих часов при 30-часовой рабочей неделе составляет в 1996 году 126 часов (письмо Министерства образования РФ # 87-М от 29 декабря 1995 г.). Из этого расчета определяется часовая ставка воспитателя школы-интерната.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте