Дискуссия
Феномен пяти качеств,
или Почему система повышения квалификации не похожа ни на одну из подсистем образования
ы не ставим задачу вписать свой голос в хор защитников системы повышения квалификации. В этом она не нуждается, ибо более чем вековая история доказала ее целесообразность, а последнее пятилетие убедило в ее уникальной способности к саморегуляции.
Только у нас, в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства, из 62 тысяч петербургских педагогов ежегодно обучаются в разных формах 52 тысячи учителей и руководителей.
Во-первых, система повышения квалификации является наиболее гибким и оперативным механизмом в образовании, способным быстро и качественно реагировать на динамично изменяющуюся социальную и образовательную ситуацию. Ведь даже самое прогрессивное, фундаментальное высшее образование отстоит от реальных потребностей практики на несколько “пятилеток”.
В системе же повышения квалификации не только достигается немедленное информирование об инновационных идеях, но и обеспечивается возможность консультационной помощи и научно-методического сопровождения в практической деятельности специалиста по их реализации.
Во-вторых, система повышения квалификации педагогических кадров доказала свою конкурентоспособность. Все исследования предпочтений педагогов в выборе организационных форм показывают на неизменный приоритет институтов повышения квалификации. Эту же тенденцию подтвердила достаточно надуманная кампания “по внедрению ваучеризации”. Когда педагогам предложили использовать образовательный ваучер по их усмотрению, подавляющее большинство обратилось за образовательными услугами именно в ИПК.
В-третьих, современная система повышения квалификации выработала иной, нежели в вузах, подход к отбору содержания. Для высшего базового, профессионального, образования основным фактором выступает, с одной стороны, образовательный стандарт, а с другой – модель профессии, к которой готовится студент. Для системы повышения квалификации содержание структурируется вокруг двух полюсов – развивающейся образовательной системы и условий, способствующих саморазвитию личности школьника и педагога. Именно вокруг этих стержней концентрируются учебные курсы, ориентированные на высшие духовные, гуманистические ценности развития человека в демократической образовательной системе.
В-четвертых, именно в системе повышения квалификации сложилось новое научное сообщество. Оно сформировалось на основе интегративного подхода к системному развитию науки вширь и вглубь. По горизонтальным, координационным связям – это отдельные научные направления, комплексно решающие исследовательские проблемы (развитие глобального образования, проблемы гуманизации образования, ресурсного обеспечения образовательных учреждений) с привлечением фундаментальных основ и методов философии, социологии, правоведения, психологии, педагогики, валеологии, экологии, управления. А по вертикальному маршруту обеспечивается движение от методологических, фундаментальных этажей через заказные прикладные, практико-ориентированные исследования к “штучной” и массовой реализации выдвинутых идей.
Отсутствие жестких межнаучных барьеров, общие методологические семинары, оперативная экспертная оценка управленцев и практиков, возможность быстрой коррекции в процессе апробации делают науку, развивающуюся в динамическом ритме жизни системы повышения квалификации, не только уникальным, но и высокоэффективным и продуктивным феноменом нашего времени.
В-пятых, система повышения квалификации сформировала свой неповторимый тип преподавателя. С одной стороны, это ученый, получивший возможность интерпретировать практикам последние достижения научной мысли, с другой стороны – это исследователь, аналитик, находящийся в гуще живого педагогического процесса и делающий достоянием всех слушателей интересный, яркий, продуктивный педагогический опыт. Кроме того, он – мастер общения со взрослыми, умелый лектор и педагог, способный работать с непростым слушателем. Ведь, в отличие от многих других образовательных систем, восприятие и оценка преподавателя в системе ПК слушателями становятся определяющими в практике его приглашения в аудиторию.
Таким образом, система ПК и по своим целям и задачам, и по содержанию образования, и по контингенту обучаемых, и по срокам занятий, и по научному обеспечению, и по типу профессорско-преподавательского состава не похожа ни на одну из подсистем образования.
Не случайно почти все возникшие на общественных началах академии приглашают в свои члены специалистов системы повышения квалификации, признавая тем самым существование не только академической и вузовской науки, но и науки, формирующейся в системе ПК. Она занимает особое место, являясь наиболее устойчивой конструкцией, соединяющей социальные требования, научные достижения и потребности практики. Поэтому-то попытки соединить, влить, растворить учреждения системы ПК в других подсистемах непрерывного образования влекут за собой колоссальные материальные, моральные, образовательные потери не только для работающих педагогов, но и для всего образования в целом.
Но для дальнейшего развития системы ПК требуется решение, причем неотложное, ряда вопросов.
Первое – это нормальное стабильное финансирование. Местные органы управления делают героические усилия к сохранению уровня бюджетных ассигнований хотя бы на прежнем уровне. Но и в этом проявляются субьективизм и “вкусовщина”, а сокращение финансирования незамедлительно сказывается на качественных характеристиках регионального образования. Уповать на восполнение недостающих средств за счет платных курсов наивно, ибо учителя, не получающие зарплату своевременно, вряд ли способны компенсировать государственные вложения. Да и опыт последних лет в других сферах хозяйства показал, что прекращение финансирования означает ликвидацию отраслевой системы ПК, что, несомненно, уже сказалось на их конкурентоспособности. Поэтому необходимо установление четких, жестких научно обоснованных нормативов финансирования, что явится гарантией поступательного развития всего школьного образования и моральной поддержкой профессиональной деятельности педагогов.
Второе – сделать удачный опыт отдельных регионов, связавших в единую систему процессы аттестации и повышения квалификации, всероссийским, закрепив законодательно зависимость материального поощрения за высшие квалификационные категории с завершением определенных курсов в системе ПК.
Третье – учитывая общую неблагополучную картину со здоровьем учителей и отсутствием возможности нормально его поддерживать, сделать правилом организацию при учреждениях системы ПК профилакториев, лечебных кабинетов, обеспечивая педагогу одновременно с процессом обучения условия для восстановления и поддержания здоровья.
В связи с этим наряду с местной инициативой необходима государственная программа сохранения и укрепления здоровья педагогических кадров.
Четвертое – нам кажется неудачным сам термин “дополнительное образование”. Ибо повышение квалификации, во-первых, не может быть таковым: оно не дополняет, а продолжает ранее полученное. И, вероятно, не случайно за рубежом оно называется “продолженным” (“postgraduate”) и т.д.
Поэтому более точно называть систему повышения квалификации постдипломным образованием, что уже в термине подчеркивает его целевое назначение.
И, наконец, пятое – за последнее время начиная примерно с 1975 года защищено около полусотни кандидатских диссертаций и несколько докторских исследований по проблеме повышения квалификации педагогических кадров. Вероятно, целесообразно выделить педагогику взрослых и педагогику повышения квалификации в особую специальность в номенклатуре ВАК. Это способствовало бы более прицельной подготовке специалистов в этой значимой для всего образования области знаний.
Все перечисленное нами требует формирования и осуществления системной государственной политики в области повышения квалификации, создания при новом министерстве специального научно-методического совета по проблемам повышения квалификации, принятия правовых документов, регламентирующих и защищающих права государственной системы повышения квалификации педагогических кадров.
И.АЛЕКСАШИНА, В.ВОРОНЦОВА, И.КОЛЕСНИКОВА, Е.СМИРНОВА, А.СУБЕТТО,
С.АЛЕКСЕЕВ,
В.КОЛБАНОВ,
В.КРИЧЕВСКИЙ
Санкт-Петербург
Экоракурс
Потребительское образование
Как помочь новому предмету обрести свои конституционные права в школьных стенах
39 субьектах Российской Федерации приняты региональные образовательные программы по защите прав потребителей.
Так, Красноярское территориальное управление совместно с краевым обществом “Знание”, институтом непрерывного образования подготовили и выпустили сборник “Гражданское образование в Красноярском крае”, содержащий учебные программы для 5-6-х и 9-11-х классов общеобразовательных школ и лицеев. Все эти материалы были опубликованы на страницах приложения к “УГ” “Открытый урок”.
Аналогичные программы, разработанные Костромским, Владимирским, Горно-Алтайским, Пермским территориальными управлениями Государственного комитета по антимонопольной политике (ГКАП), были направлены в управления образования администраций областей, главам органов местного самоуправления.
В помощь научным работникам, студентам и аспирантам экономических вузов и факультетов в 1996 году вышла в свет монография “Антимонопольное регулирование: федеральный и региональный аспекты”, авторы которой начальник Ленинградского территориального управления В.Ворожейкин и профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Ф.Рыбаков.
ЛенТУ рассмотрело вопрос об организации в областном пединституте факультета рыночной экономики и защиты прав потребителей.
В целях осуществления научных исследований в области формирования потребительской, экономической, правовой культуры населения по инициативе Костромского территориального управления и педагогического университета учрежден Институт потребительского и экономического образования. Помимо научной работы, институт будет заниматься повышением квалификации преподавателей.
Анализ собранных нами данных показывает, что вопросы защиты прав потребителей изучаются в учебных заведениях практически всех регионов: в общеобразовательных учреждениях – до 20 часов, начиная с 5-6-х классов, в профессиональных учебных заведениях, в зависимости от специальности, – от 10 до 40 часов. Например, в Тверской области основы законодательства о защите прав потребителей изучаются во всех 40 имеющихся в области средних специальных учебных заведениях. На юридическом факультете Тверского госуниверситета введен 32-часовой спецкурс. Успешно работает подобная образовательная программа в Республике Бурятии.
Разнообразны формы обучения преподавателей, студентов, учащихся школ и профессиональных училищ: это конкурс “Эко-эрудит”, который проводится с 1992 г. Тульским государственным техническим университетом; компьютерные игры на знание законодательства о защите прав потребителей, созданные студентами Ульяновского государственного университета; открытые уроки в рамках курса “Граждановедение” в 6-х классах средней школы, проведенные специалистами Ульяновского территориального управления.
Подобная работа организована в Астраханской, Ивановской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Калужской областях и других регионах.
В настоящее время вопросы защиты прав потребителей включены в проекты государственных образовательных стандартов. Но выпуск специальной литературы сдерживается из-за отсутствия у Минобразования и ГКАП России финансовых средств на эти цели.
В целях реализации статьи 3 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” ГКАП России подготовил и направил в Минобразования России проект постановления правительства “Об организации системы обучения в области защиты прав потребителей”, в котором предусмотрен ряд положений по проблемам потребительского образования. После согласования с Минобразования России данный проект будет представлен в Правительство РФ.
Тамара СОРОКИНА, главный специалист Управления прав потребителей ГКАП РФ
Взгляд из-за парты
Он у нас – как Кутузов
а сегодняшний день московская государственная пятьдесят седьмая не только одна из лучших математических. В первую очередь здесь есть свой особый интеллектуальный социум, атмосфера, которую редко где встретишь.
Когда родители приводят сюда своих чад, они зачастую руководствуются одним: очень высоким процентом попадания выпускников в вузы. Поэтому, когда новички, “готовые на все”, приходят в нашу школу, они обнаруживают не учебную муштру, а совсем иную обстановку, хотя просвещение здесь – образ жизни. Главным лозунгом 57-й, существуй он официально, было бы затасканное в наше героическое прошлое “Человек – это звучит гордо”. Да, это тот самый индивидуальный подход, которым торопятся отрекламировать себя многие лицеи и гимназии. Но какой? Все у них (учеников) получится – первый критерий подхода! Друг другу не мешать.
Один из индикаторов внутренней культуры – существование школьных газет. Сейчас их – шесть, но ни одна из них не возникла под диктовку “сверху”. Это вовсе не привычные “стенгазеты по праздникам”. Вся школьная пресса пестра и разношерстна. Есть и литературные издания, есть и “выпуски новостей”. Нет ярко выраженных “pro” и “contra”, хотя частенько новоиспеченные журналисты встают в открытую оппозицию.
Например, однажды автору сильно не понравился один учитель. Была опубликована совершенно “хамская” статья, все же имевшая под собой некоторую почву. Ждали самого худшего. Но никак не того, что рядом появится ответная статья, написанная директором. Вот тут-то школа загудела. В дискуссию включались все новые и новые люди. Так, может быть, именно этого и хотел наш директор?
В конце года редакторы получили благодарность. Приказом директора.
Школьные капустники собирают такие аудитории, каким бы редкий театр не позавидовал. В небольшой зал набиваются и нынешние учащиеся, и выпускники.
И питомцы не просто навещают любимых наставников. Студенты и сами ведут различные семинары, становясь неотьемлемой частью педагогического коллектива. Без них сегодня школа была бы неполной.
Стараниями директора всячески поддерживаются школьные традиции. Уже поистине вековые, 119 лет – это не шутка! Главный праздник – День рождения Школы – никогда не обходится без вступительной речи директора, послушать которую сьезжаются представители выпускников со всего мира.
Наш директор похож на льва. Он – царь, добрый и справедливый, но когда нужно – жесткий и неуступчивый. Так что не стоит думать, что у нас утратили смысл слова: “После уроков – в мой кабинет!”. Если действительно виноват – тебя не спасут даже рыбки в огромном и красивом аквариуме. В школе стыдно не знать, как называются (или хотя бы выглядят) морские хищники в кабинете директора.
По профессии он – химик и биолог. Чем успешно и занимается в математических и гуманитарных классах. Урок никогда не прерывается. Но если раздумья ученика о постороннем слишком затягиваются – не обессудь, покинь пределы учебного заведения.
Наш директор Сергей Львович Менделевич – как Кутузов из “Войны и мира”: главное – не мешать хорошему и не допустить плохого. Что заложено, то пусть и проявится. Эти наши благодатные школьные стены должны не ломать, а только “способствовать”. Для директора это – главная цель. Для школы – режим наибольшего благоприятствования. Для нас – учеников – настоящая жизнь.
Нина СМИРНОВА,
Вадим ЖАРКО, ученики 10-го “А” школы N 57
Москва
NB!
Уважаемый Сергей Львович, вы также получаете почетное удостоверение члена “Директорского клуба “УГ”. Успехов вам!
Комментарии