Удостоверение
КУНИН Валентин Захарович
директор школы-лаборатории имени Л.Н.Толстого
Ясная Поляна
Тульская область
Посольская дорога,
или Как учиться и учить жить более человечно
“Заяц сказал раз гончей собаке: “Для чего ты лаешь, когда гоняешься за нами? Ты бы скорее поймала нас, если бы бежала молча…”
Собака сказала: “Я лаю только потому, что когда слышу твой запах, то и сержусь, и радуюсь, что я вот сейчас поймаю тебя, и сама не знаю, зачем, но не могу удержаться от лая”.
“Для чего?” – бессмысленнейший вопрос, сам собою отпадающий от всего, что полно жизнью. Таков взгляд Льва Толстого: только живи подлинной своей сущностью и само собой придет единение с миром, придет добро.
Увы, простота и ясность ушли из нашей жизни, и, быть может, навсегда. Сегодня мир сложен и непредсказуем. И любое нововведение, любая попытка что-либо изменить вызывает тревожность, усиливает ее.
…Когда в апреле 1994 года Яснополянская средняя стала называться “школой-лабораторией имени Л.Н.Толстого”, одно это добавленное слово взбудоражило многих.
Лев продолжает чудить
Директор школы Валентин Захарович Кунин запомнил беседу, невольным свидетелем которой стал.
– Обьясни мне, что такое школа-лаборатория? Неужели там над детьми опыты ставят?
– Да я и сама толком не знаю, – призналась собеседница, мама одной из учениц. – Какой-то эксперимент, говорят, проводят.
С этого неприятия или в лучшем случае непонимания, как это ни парадоксально, начиналось возрождение Яснополянской. А чтобы ответить на вопрос, зачем поменяли название, придется оглянуться далеко назад.
“…А Лев Толстой продолжает чудить. Видно, так уж ему написано на роду. Когда он перекувыркнется в последний раз и встанет на ноги?” – пишет Тургенев Фету в дни, когда хозяин Ясной, весь захваченный жизнью, как будто совсем забывает о писательстве: главным его делом теперь становится школа для крестьянских детей. Все необычно, все оригинально в созданной им школе.
“Уж давно виднеются из школы огни в окнах, и в тумане, дожде или косых лучах осеннего солнца появляются на буграх темные фигурки, – пишет Толстой. – С собою никто ничего не несет – ни книг, ни тетрадей. Уроков на дом не задают. Мало того что в руках ничего не несут, им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера. Никогда никому не делают выговоров за опоздание, и никогда не опаздывают, нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какой-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись, прибегает в школу”.
…Яснополянскую школу восстановила, вернее, построила заново младшая дочь Толстого Александра Львовна – к столетию со дня рождения отца. Как памятник ему. Потом было все: уходя из Ясной, немцы сожгли здание, в 48-м воссоздали – постановлением правительства Российской Федерации – со всеми архитектурными особенностями. Во времена Хрущева реорганизовали в школу-интернат, а в 78-м – вернули в нормальное состояние. И с этого момента начался… упадок. С областного бюджета передали в район: хватит, мол, пожили. В самом деле по сравнению с другими сельскими эта смотрелась настоящим дворцом. Как-то сами собой прервались связи с Академией педагогических наук, которая годами апробировала здесь свои многочисленные научные исследования… Но вот в 1990-м при Тульском институте развития образования открывается научно-исследовательская проблемная лаборатория “Школа Л.Н.Толстого”, которую возглавил профессор В.Б.Ремизов. А уже на следующий год в самой школе Толстого начинается эксперимент (рассчитанный до 2001 года) по возрождению педагогических идей Л.Толстого.
Так была определена философия Яснополянской, единая или малая (по выражению В.Караковского) концепция – можно назвать как угодно то ядро ценностей, вокруг которого строится сегодня ее деятельность. Коротко говоря, эту систему ценностей составляют убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в значимой для каждой личности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия, в радости учения как творчества. Яснополянская по сути стала авторской школой, во главе которой, по определению, пусть и незримо стоит человек, создавший ее.
Выбор нынешнего директора школы сразу разделил – не мог не разделить – педагогов на два противоположных лагеря. Согласно теории свободного воспитания и обучения (в отличие от целенаправленного) развитие рассматривается как автономный процесс биологического и психологического созревания.
“Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно, не возможно, – говорит Толстой. – Воспитание портит, а не исправляет людей. Чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы”.
…Ушли те, кто не разделял подобных взглядов. Тех, кто остался, называют педагогами-исследователями, хотя они по-прежнему ходят в учениках Толстого.
Пять лет Валентин Захарович Кунин руководит Яснополянской и каждый год проводит анкетирование среди учителей. Главное – услышать голос каждого из тридцати. Принцип его “команды”: все, что делается, делается ради ребенка. А команда – это прежде всего “главный советник” директора, легендарная, известная, наверно, всем педагогам Тульской области Галина Николаевна Пирогова, заслуженный учитель школы РСФСР, пятый десяток работающая здесь, ныне – руководителем школьного литературно-краеведческого музея. Это заместитель директора Виктор Гаврилович Ленивцев, также заслуженный учитель. И Надежда Афанасьевна Казанцева – зам. по научно-методической работе, награжденная медалью “За доблестный труд”. И Надежда Михайловна Михно, заместитель по воспитательной, как и Валентин Захарович, отличник народного просвещения… Вот такая “титулованная верхушка” возглавляет школу, где учатся сегодня 245 детей. (61 из них – дети-сироты из местного детского дома).
“Чем он гаже, тем больше надо его любить”
Валентин Кунин (математик по специальности) педагогические сочинения Толстого читает постоянно. Толстой для него – из первооткрывателей, революционер в отношениях между учителем и учеником.
Что требуется от учителя Яснополянской школы? Да то же, чего требовал Толстой:
– Принять каждого ребенка таким, каков он есть.
Поверьте природе человека, говорит Толстой. Исправлять природу, пытаться направить ее по своему человеческому разумению – это для него такое же смешное безумие, как если бы человек, желая улучшить форму цветка, стал вывертывать его из бутона и по своему вкусу обрывать лепестки. (Вы хотите улучшить Целое? Да вы просто глупы!).
– Уважать личность ученика. Для Толстого, который не раз говорит об уважении к лопуху у частокола за то, что он растет, к облачку на небе, к грязной, с водою в колеях, дороге, это само собой разумеющиеся вещи. (Когда-то мы научимся этому уважению к жизни…).
– Помнить, что ученик имеет право на ошибку…
“А не боитесь вы, что такая вольница далеко заведет?” – останавливаю его. “Наоборот, когда ученик чувствует к себе такое отношение – уважительное, доброжелательное, ведущее к успеху, а мы стремимся создать ситуацию успеха для каждого, мы начинаем говорить на одном языке. Тогда веришь, что и твоя, учительская, доля может стать весомой в становлении личности.
Взять ту же педагогику ненасилия – ее и Толстой понимал не “в абсолюте”. Скажите, мы применяем насилие, когда, например, приучаем чистить зубы, умываться? Не случайно и у нас в уставе (статья 90) определена, скажем, следующая норма: в 1-7-х классах для учащихся обязательна ученическая форма, а в 8-11-х форма одежды свободная. Установленные в школе правила, закрепленные уставом, позволяют с детства вырабатывать навык законопослушания. Я считаю, нужно всегда делать акцент на том, чего хочешь добиться. Допустим, я люблю чистоту, порядок – они же и в мыслях, и в отношениях”.
Нынешний директор Яснополянской, “с ходу” сделавший принципиальный выбор для себя и для школы, совсем не похож на Платона Каратаева. Я скорее представляю его в оппонентах Толстому, но вот слышу: “Сложные мы, взрослые. А дети – это первообраз гармонии, в них все – искренность, правда и простота. Говорят, каждый учитель да вообще каждый человек однажды осознает свою недостаточность. Многие начинают самосовершенствоваться. У других нет возможности для самореализации. И они больше уж не предпринимают попыток приподняться над собой. Скажем, у учителя нет желания вслушаться, вдуматься в ученика, он отстраняется от живой жизни и начинает функционировать. Страшно смотреть, как все блекнет и вянет вокруг”.
“- Вам дали звезду новую. Вы рады, папа? – спросил Сережа.
– Во-первых, не качайся, пожалуйста. А во-вторых, дорога не награда, а труд. И я желал бы, чтоб ты понимал это…
Блестящие нежностью и веселием глаза Сережи потухли и опустились под взглядом отца… Отец всегда говорил с ним – так чувствовал Сережа, – как будто он обращался к какому-то воображаемому мальчику…”
Много проработавший учитель может увериться в собственной непогрешимости и начать функционировать. Валентин Захарович называет это профессиональной деформацией. Чтобы избежать подобной болезни, здесь используют метод “погружения в ситуацию”. Когда каждый ученик на основе собственного жизненного опыта высказывает свое мнение по тому или иному поводу.
– А помните, что Толстой писал о сыне: чем он гаже, тем больше надо его любить. Вы полагаете, он прав? – спрашиваю у Валентина Захаровича.
– А вы полагаете, я знаю ответы на все вопросы? Да их и Толстой не знал: он весь – в противоречиях. И это нормально – противоречия, по-моему, двигатель развития. Очевидно, поэтому Лев Николаевич хотел, чтобы каждая школа стала лабораторией собственного педагогического опыта.
Такой становится Яснополянская школа-лаборатория, которая находится в постоянном движении и где все способствует развитию ребенка – за ним наблюдают и обобщают опыт этих наблюдений, чтобы на основании этого корректировать “процессы обмена”.
Из дневника педагогических наблюдений директора Яснополянской школы
…Не так давно пришлось беседовать с учеником, который ударил одноклассницу. Света в чем-то не уступила, и Саша – сразу в драку. Приятель его оправдывает: а как иначе заставить выполнять свои требования?! На вопрос – “наказывают ли вас дома ремнем?” – оба молча кивнули. “Наверно, придется встретиться с вашими родителями”, – этой фразы было достаточно, чтобы мальчишки разревелись. Конечно, они не раскаивались, но боялись предстоящей порки. Их бьют, и они бьют. Забывают родители, что придет время, когда роли будут перераспределены.
… – Лена, почему ты опять не выучила уроки? Мне кажется, в последнее время ты вообще сильно изменилась, – спрашиваю ученицу после занятий. – Тебе что-то мешает?
Долго молчит, потом все-таки говорит: “Папа приходит теперь пьяный домой. Ругается. Я боюсь его. Я потом уроки не могу учить – ничего не запоминается. Только, пожалуйста, не говорите ему, что я вам сказала”.
Как страшно это признание. А между тем Леонид Петрович, Ленин отец, которого я знал по родительским собраниям, производил очень хорошее впечатление. Спокойный с виду, скромный человек. Эту семью я считал вполне благополучной и часто хвалил родителей за заботливое отношение к дочери. Какое же огромное горе приносит Лене отец, если эта тихая, замкнутая девочка все-таки открылась!
…После общешкольного родительского собрания и концерта в актовом зале, когда все начали расходиться, заметил плачущую у окна ученицу. Что случилось? Ведь пять минут назад раздавались аплодисменты и в адрес Оли. Оказалось, в зале не было ее родителей, они не пришли на собрание, не пришли и посмотреть на выступление своей дочери. А она их так ждала. Ей хотелось услышать от них похвалу, теплые и сердечные слова. Горе молчаливо, а радость требует огласки…
Как же построить разговор с этими родителями? Валентин Захарович запишет для себя: “Ваш ребенок обидел другого – нельзя отделаться простым замечанием. Об этом нужно говорить таким тоном, так убежденно, чтобы ваш сын или дочь раскаялись в своих действиях, сожалели искренне. Умение чувствовать и сопереживать – не врожденное. Оно воспитывается. Научите ребенка смеяться, когда весело, и плакать, когда кто-то плачет рядом. Я, например, не верю, что родители устают настолько, чтобы дома были не в состоянии немного поговорить с сыном о его делах в школе. Ведь выслушать “сенсационное сообщение” соседки вряд ли кто откажется. А то, что происходит в классе у вашего ребенка, вы так и не узнаете, хотя он, бедняга, пытался что-то рассказать. Но по телевизору в то время показывали хоккей, разве тут до разговоров?..”
…И зеркало завешено
Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятия, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем, предупреждал Корчак. “Не знаем, но хотим узнать”, – говорят в Яснополянской школе. Хотим почувствовать талантливость, неповторимость, душевность каждого. Как?
Давно доказано, что ничто так не развивает разум и культуру чувств ребенка, как хорошо продуманные занятия искусством, музыкой, танцем, театром. Поэтому в учебном плане сделан некоторый “акцент” на развитие творческих способностей, введены предметы искусствоведческого плана. Каким же видят мир яснополянские дети сегодня?
Ручей
В овраге маленький ручей,
Как будто он совсем ничей.
И в зной, и в дождь, и в стужу
Совсем он никому не нужен.
А рядом свалка, здесь опилки,
Бумаги, битые бутылки…
И грязь течет весной в ручей,
Ведь он как будто бы ничей.
Ручей бежит к реке своей.
И что же он приносит ей?
Грязь, мусор долго будут плыть,
А нам с тобой с той речки пить.
Сережа Лобанов, 3-й класс
Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, утверждает народная мудрость. Старость – неотвратима, смерть – неумолима, перед ними никто не сможет закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, говорит старшеклассникам на уроках “Этики жизни” Надежда Афанасьевна Казанцева.
Вот высказывания девятиклассников по теме “Постижение культуры человеческого общения через отношение к родителям, бабушке и дедушке и близким родственникам”.
Виктор Фомичев. Мой папа – сильный и строгий человек. Но мне нравится ему подчиняться. Мы с ним уважаем друг друга и понимаем. Когда он работал в милиции, получил несколько наград. Он учился в нашей школе, был одним из лучших учеников. Я стараюсь ему помогать во всем и брать с него пример. Мне хотелось бы пойти по его стопам.
Татьяна Пронина. У нас в семье очень теплые, доверительные отношения. Случается, что бывает очень редко, что мои родители меня не понимают, но бывает это, наверное, оттого, что я неуклюже выражаю свои мысли. Я счастлива, что у меня такие понимающие, прекрасные родители. Я их очень люблю и горжусь ими.
А анализ сочинений “Самый памятный день в моей жизни” показал, что к такому большинство ребят отнесло день, который провели в общении с родителями, занимаясь каким-то важным для семьи делом, отмечали всей семьей необычно какой-то праздник, вместе к нему готовились, заботились друг о друге, старались делать друг другу приятное.
“Разговаривал вчера о воспитанье. Зачем родители отдают от себя в гимназию? Мне вдруг ясно стало. Если бы родители держали его дома, они бы видели последствия своей безнравственной жизни на своих детях. Отец пьет вино за обедом с друзьями, а сын в кабаке… Отец ничего не делает, и сын тоже. А отдай в гимназию, и завешено зеркало, в котором себя видят родители”.
В сельской школе не всегда дозовешься родителей. На первое родительское собрание, которое проводил новый директор, пришло 9 человек. На второе – 25. В этом году зал был полон. Эта метаморфоза произошла еще и потому, что Валентина Захаровича осенило выпускать газету для родителей. 200 экземпляров – таков ее ежемесячный тираж – расходятся полностью. “Мы надеемся, что газета еще больше сблизит школу и родителей. Мы будем учиться жить более человечно и любовно учить этому детей”, – писал главный редактор в своем обращении к читателям.
Елена КОМАРОВА
P.S. Сегодня Яснополянская кажется ухоженной и благополучной. Обманчивое впечатление. Весь этот уют держится “на честном слове”. С 1948 года школа – памятник Толстому, эксплуатируется практически без капитального ремонта. И при этом практически каждый день принимает заморских гостей и коллег из России: знаменитая “посольская дорога” только что из окон не видна. Принимает и со страхом ждет… ЧП. Крыша, потолок, стены – в аварийном состоянии все…
Комментарии