search
main
0

Директорский клуб

Как перейти на хозяйственную самостоятельность

В предыдущих публикациях наших экспертов по экономике образования М.Левицкого и Т.Шевченко мы сообщили о способах рационального налогового планирования. В этом году в выпуске “Директорского клуба “УГ” мы открыли специальную рубрику “Экоракурс”, в которой начали рассказывать об опыте школьного, рыночного хозяйствования.

К нему приступили пока еще не все, хотя желающих воспользоваться правами, гарантированными Законом “Об образовании”, хоть отбавляй. Да и другого выхода у многих школ просто нет. Чтобы этот процесс пошел быстрее, мы предлагаем в “Экоракурсе” советы специалиста на этот счет.

В соответствии со статьей 12 (п.2) Закона РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” все образовательные учреждения, включая, естественно, и школы, являются юридическими лицами. Каковы же черты этого “лица”? Согласно Гражданскому кодексу РФ (часть первая), юридическое лицо должно:

– иметь имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении (ст.48);

– самостоятельный баланс или смету (ст.48);

– устав (ст. 52);

– пройти государственную регистрацию (ст.51).

Статья 43 (п.1) Закона добавляет к этому еще и “расчетный счет… в банковских или иных кредитных организациях”.

Опыт образовательных школ, которые уже имеют юридическую самостоятельность, позволяет обосновать ряд рекомендаций на тернистом пути остальных.

Устав общеобразовательного учреждения

Типовая форма устава разработана и рекомендована Министерством образования РФ еще в 1994 году. Однако уже на этапе его утверждения для конкретной школы возникает вопрос об учредителе. Согласно Закону (ст.11 п.1), учредителем муниципальных образовательных учреждений (а именно таков статус большинства школ) выступают органы местного самоуправления. Органы управления образованием являются функциональными служебными (структурными) подразделениями местной администрации и не наделены полномочиями последней. Поэтому, в общем случае, устав школы должен быть утвержден местной администрацией. В иных ситуациях в Положении об отделе народного образования района (города) ему должны быть делегированы администрацией полномочия по учредительству муниципальных учреждений образования.

Статьей 11 (п.1) допускается также совместное учредительство образовательных учреждений. И до мая 1995 года в составе учредительной муниципальной школы могли быть местная администрация и, например, коммерческие организации и частные лица. Однако с мая 1995 года, после принятия Президентом РФ Указа N 74-ФЗ о моратории на приватизацию государственных и образовательных учреждений, “изменение состава учредителей… допускается только в случае включения в него других учредителей из числа представительных и исполнительных органов государственной власти субьектов Российской Федерации или органов местного самоуправления”. Нередки случаи, когда на учредительстве (соучредительстве) школ настаивают комитеты по управлению имуществом (КУМИ) соответствующего территориального уровня. Не вдаваясь в аргументацию подобных требований, отметим, что позиция Министерства образования РФ по этому поводу является отрицательной. Что и нашло документальное подтверждение в Письме “Об учредителях государственных и муниципальных учреждений сферы Минобразования России” (N 09-М от 21.01.1994 г., номер регистрации в Минюсте – 488 от 8.02.1994 г.). Впрочем, КУМИ имеют статус функционального подразделения органа исполнительной власти соответствующего уровня и к ним применимо все то, что было рассмотрено выше по отношению к роно (гороно).

Передача имущества в собственность

Следующий вопрос, который должен быть решен в уставе школы, – передача ей имущества в оперативное управление. Технология этого процесса описана в специальном документе: Положение “О порядке учреждения государственных и муниципальных образовательных учреждений системы Минобразования Российской Федерации и закреплении за ними государственного имущества” (утверждено Распоряжением Госкомимущества России N 810-Р от 10 мая 1993 г. и Письмом Минобразования России N 57/С-30 от 10 мая 1993 г.).

Согласно ему, КУМИ, по представлению учредителей, закрепляют за образовательными учреждениями имущество на праве оперативного управления по акту приема-передачи имущества. Этот акт подписывается, с одной стороны, руководителем КУМИ соответствующего уровня, с другой – директором школы. Отметим, что во избежание последующих возможных недоразумений в акте должно быть указано все имущество, которое вошло в так называемый реестр муниципальной собственности (в части, относящейся к данному образовательному учреждению).

Согласно Закону, земельные участки закрепляются за образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование (ст.39 п.1). Однако границы земельного участка, его размер должны быть точно установлены в соответствующих документах бюро технической инвентаризации (БТИ), которые также являются приложением к уставу. Настоятельная необходимость этого шага обусловлена нередкими случаями, когда часть территории школы “явочным” порядком отчуждается (или отнимается), например, под стройплощадку для возведения здания по соседству или иных целей.

В рассматриваемом разделе устава необходимо регламентировать и право школы на сдачу имущества в аренду. По Закону (ст.39 п.11) образовательное учреждение может быть арендодателем имущества с согласия собственника (в данном случае учредителя). При этом по статье 43 (п.5) Закона собственник (учредитель) имеет право на часть дохода, полученного при использовании принадлежащего ему имущества. Поэтому в уставе в общем случае следует зафиксировать:

– право школы (юридического лица) на сдачу определенной части имущества в аренду;

– долю дохода от аренды, изымаемую учредителем (собственником) в свою пользу.

Рассмотренный и последующие вопросы привлечения внебюджетных средств в уставе находятся в прямой связи с мотивацией руководства и коллектива образовательного учреждения по осуществлению своего права на финансово-хозяйственную самостоятельность (ст.43 п.1 Закона) в связи с приобретением статуса юридического лица.

Многочисленные семинары и курсы повышения экономической квалификации различных категорий работников сферы образования, проведенные автором и его коллегами в различных регионах России, свидетельствуют о наличии таких мотивов:

первый – “Переходим на хозяйственную самостоятельность по требованию вышестоящего руководства, предвидим лишь многочисленные сложности работы в новых условиях”;

второй – “В приобретении статуса юридического лица видим возможность более рационального распоряжения пусть небольшими, но все же выделяемыми нашему образовательному учреждению бюджетными средствами. В перспективе попробуем привлечь также внебюджетные средства”;

третий – “Положение юридического лица открывает реальную возможность нашему образовательному учреждению выйти из финансового тупика и за счет предпринимательской деятельности в различных ее проявлениях сформировать средства, необходимые для функционирования и развития материальной базы учебного процесса”.

В первом случае рассмотренные выше аспекты разработанного устава являются исчерпывающими, а право сдачи имущества в аренду не является принципиальным. Как правило, здесь осуществляется чисто “административный”, формальный переход, когда все финансово-хозяйственные вопросы по-прежнему регламентируются централизованной бухгалтерией.

Второй вариант занимает промежуточное положение между желанием сохранить статус-кво и стремлением к экономическим переменам. Ориентация на тот или иной полюс здесь может быть косвенно определена через намерение иметь самостоятельный расчетный счет или обслуживаться централизованной бухгалтерией. Практика привлечения дополнительных (сверх бюджета) средств существовала и остается поныне и при работе в традиционных организационно-правовых условиях. При этом внебюджетные средства учитываются на так называемых счетах спецсредств в централизованной бухгалтерии. Очевидная, хотя и нередко оспариваемая проблема здесь состоит в том, что школа не имеет формального права распоряжаться своими финансовыми ресурсами, все операции проводятся в соответствии со сметами расходования спецсредств централизованной бухгалтерией (в лучшем случае по рекомендациям образовательного учреждения).

Необходимо обратить особое внимание на разработку тех разделов устава, где речь идет о будущих источниках внебюджетных средств. Здесь целесообразно предусмотреть широкий спектр возможных видов деятельности, даже тех, которые в ближайшее время не предполагается осуществлять, но которые (как знать) в перспективе вполне возможны. Такой подход избавит в последующем от процедуры внесения в устав дополнений и изменений.

Определение финансовых потребностей

В Законе потребность образовательного учреждения в финансовых средствах связана с соответствующими удельными нормативами финансирования в расчете на одного учащегося, воспитанника, студента (ст.41 п.п.2-4). Реализация этого очевидного механизма в ближайшей обозримой перспективе маловероятна.

Тогда, спросит читатель, зачем же школе рассчитывать потребность в финансировании, если из бюджета эти средства все равно не поступят? А для того чтобы рассчитать всю потребность в финансовых ресурсах и соотнести ее с фактическими поступлениями из бюджета. Если разность окажется непомерно большой в сопоставлении с обьемами внебюджетной деятельности, то необходимо пересмотреть исходные запросы или искать дополнительные источники средств.

Министерство образования рекомендовало образовательным учреждениям руководствоваться методиками расчетов и опытом использования нормативов бюджетного финансирования в Ярославской и Нижегородской областях (Письмо Министерства образования РФ N 928/1Б-Ф от 15.12.1994 года).

Идея первой из этих методик состоит в следующем. Сначала рассчитывается потребность учебного заведения в средствах для оплаты труда по каждой категории работников: педагогический, административно-управленческий, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал. Далее затраты по всем остальным статьям определяются в процентном соотношении к заработной плате. По школам, например, рекомендуется использовать соотношение 40% (фонд оплаты труда) к 60%.

Вторая из упомянутых методик базируется на общественно-необходимых затратах на одного учащегося (воспитанника) учебных заведений различных типов, в частности школ, рекомендованных Министерством образования РФ в 1990 году (Письмо Министерства образования РФ N 435/Н от 14.06.1990 г.). Задача заключается в том, чтобы соотнести масштаб цен в 1990 году и в настоящее время. С этой целью используются индексы цен, разрабатываемые Комитетом РФ по ценам начиная с 1993 года.

Следующий этап состоит в разработке бизнес-плана привлечения внебюджетных средств. Фиксация этого необходима здесь лишь для сохранения логической последовательности действий по переходу на хозяйственную самостоятельность.

Поиск экономиста

Автор солидарен с точкой зрения многих педагогических менеджеров о том, что руководитель образовательного учреждения не должен становиться профессионалом в экономической деятельности. Для этого ему пришлось бы полностью переквалифицироваться, что вряд ли целесообразно.

Итак, где же школе найти бухгалтера?

Первый путь – приглашение специалиста из централизованной бухгалтерии.

Второй путь – поиск бухгалтера “на стороне”. Но здесь имеются “подводные камни”. Один из них состоит в том, что экономическая деятельность в учебном заведении должна осуществляться во имя и для целей образования. Поэтому необходимо, чтобы экономические работники школы были к этим целям адаптированы. Другая возможная здесь проблема состоит в низкой порой профессиональной грамотности выпускников многочисленных краткосрочных курсов подготовки бухгалтеров.

Третий путь – организация подготовки экономистов для сферы образования в системе педагогических вузов страны. Справедливости ради следует отметить, что отдельные такие “очаги” уже имеются. Но вот вопрос – пойдут ли такие выпускники в школы, дошкольные учреждения?

Четвертый путь – целевая интенсивная переподготовка работников образовательных учреждений, желающих получить дополнительную экономическую специальность. Такой подход может быть осуществлен, в частности, на базе отраслевых институтов повышения квалификации или специально организуемых курсах на базе высших педагогических учебных заведений.

Итак, выбор сделан, устав разработан, бухгалтер (экономист) найден, регистрация юридического лица осуществлена, расчетный счет открыт. Остается лишь пожелать “ни пуха ни пера”!

Михаил ЛЕВИЦКИЙ, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте