Гость “ДК”
Наш учитель – депутат Госдумы!
Владимир Зо╡ин: готовиться к уроку сложнее, чем к выступлению в парламенте
Владимир Юрьевич Зо╡ин – депутат Государственной Думы, председатель думского Комитета по делам национальностей. А еще он… учитель истории в 1614-й московской школе. Три раза в день по расписанию с дневником и указкой в руках входит в свой 10-й “А”…
а, не каждый класс может похвастать тем, что уроки у них проводит депутат Государственной Думы. А вот Катя Скрябина, Павел Тихонов, Артур Достиев и их одноклассники могут. “Он на интересных примерах весь урок строит”, “очень увлекательно”, “раньше я думал, что история – это что-то далекое от реальной жизни, а оказалось все очень взаимосвязано”, “уроки пролетают мгновенно – смотришь, уже и звонок” – все эти слова десятиклассников адресованы ему, их школьному учителю – Владимиру Юрьевичу Зорину.
Что ребятам интересно пообщаться с государственным деятелем, понятно. Но что же привело в школу депутата, ведь избытком времени он явно не страдает? Ответ дал сам Владимир Юрьевич:
– Если Россию придется спасать, то я убежден, что спасут ее не военные, не политики, а идеологи. А вообще я убежден, что будущее России – в руках школьного учителя. Потому и пришел в школьный класс.
Зная Владимира Юрьевича, веришь, что это не просто громкие слова. Вообще-то в этом учебно-воспитательном комплексе Зорин преподавал с момента его введения в строй. То есть пришел туда четыре года назад. Для района новостроек округа Восточное Дегуново новая современная школа была настоящим подарком строителей, решала проблемы сотен ребят. Теперь тут целый комплекс – ребятам предлагаются четыре системы обучения, как говорится, на любой вкус. Коррекционно-развивающая система, общеобразовательная, гимназическая и негосударственная образовательная. Причем на обучение берутся буквально все дети микрорайона, без всяких там тестирований и т.д. А вот какую систему выбрать – подскажут педагоги, учитывая личность ребенка. Об этом рассказал мне директор комплекса Борис Александрович Боссерт, человек, как, впрочем, и большинство здешних педагогов, влюбленный в школу, педагогику.
Так вот, учитель истории Владимир Зорин был одним из опытных преподавателей школы. Потом пришлось сделать перерыв, когда ему, специалисту по межнациональным отношениям, предложили пост заместителя руководителя федеральных органов исполнительной власти в Чечне. Там он пробыл без малого целый год. Затем – избрание в Думу, назначение на ответственный пост.
Но, по его собственному признанию, он все же верил, что расстался с преподавательской деятельностью не навсегда. Предсентябрьский звонок Б.Боссерта убедил – беру 10-й класс!
Не окажется ли депутат этаким свадебным генералом? – признаться, кое у кого могли возникнуть сомнения. Но уместны они были лишь в сентябре, сейчас же, в апреле, когда, по сути, программа всего учебного года позади…
– Нет и еще раз нет, – говорит Б.Боссерт. – У него, как и у всех учителей, имелся с самого первого урока учебный план, который он просто не имеет права не выполнить как учитель. Кроме того, замечу, что Владимир Юрьевич на редкость пунктуален, приходит всегда на урок заранее, тщательно подготовленным.
Разговор продолжает сам Владимир Юрьевич:
– У детей головы не замутнены никакими шаблонами и догмами. А подготовиться к уроку бывает порой сложнее, чем к выступлению в Думе. Да-да. Ведь общеизвестно, что сколько людей, столько и историй. Очень важно найти и сформировать свой взгляд. Моя задача – не пересказать учебник. В 10-м классе прочитать его можно и самостоятельно. А вот научить размышлять, сопоставлять… Не случайно при подготовке упор делаю исключительно на первоисточники – труды Карамзина, Соловьева, Ключевского.
– Когда я была на вашем уроке, вы задали ребятам домашнее задание – составить генеалогическое древо их семьи. Случайно ли?
– Нет. Приведу слова одного из, признаюсь, самых моих любимых историков – Ключевского о том, что если человек является деятельным гражданином государства, то он обязан знать историю своей семьи. Из частного рождается общее.
– Чему вы прежде всего хотите научить своих учеников?
– Быть деятельными гражданами своего государства. Я убежден, для счастья человеку нужны три “Д”. Сейчас их расшифрую. Первое – он должен жить в державе – стабильном, серьезном государстве. Второе – держава должна обеспечить ему условия для достоинства личности. И третье – все это возможно при том условии, что экономическая ситуация обеспечит каждому человеку достаток. Все это трудно, но выполнимо. И многое зависит от нашей смены, нынешних школьников.
…Как-то на уроке, в теме которого значилось “Зарождение парламентаризма в России”, кто-то из ребят предложил: “Все это, конечно, интересно, но хотелось бы хоть одним глазком посмотреть, а какая она, Дума?!” Что ж, пожелание было принято. И хотя до сих пор школьные “походы” в Думе не практиковались, Владимир Юрьевич обратился в свою фракцию “Наш дом – Россия” с предложением своих учеников. Так 10-й “А” попал в Думу.
Конечно, впечатлений – масса. А самое главное – они побывали в зале, где принимаются столь важные для всей страны решения! И сам спикер нижней палаты Геннадий Николаевич Селезнев, открывая заседание, сказал: “Поприветствуем первых учащихся, что знакомятся с работой Думы”. И все депутаты встали и поаплодировали ребятам. А потом, послушав с балкона, о чем говорят народные избранники, школьники прошлись экскурсией по всему зданию. Во фракции НДР с ребятами встретились Сергей Георгиевич Беляев и Роман Семенович Попкович, Вячеслав Николаевич Скворцов и Павел Григорьевич Бунич. А потом состоялась импровизированная пресс-конференция с необычной темой “Хочу ли я быть депутатом?”
Вот мнение, например, Андрея Весельчакова: “Да, я чувствую, что такая профессия мне по силам и по душе. Человек же всегда должен нести ответственность за других. Мечтаю получить юридическое образование. А дальше…”
Юля Аникина пока на распутье:
– Я еще не определилась: хочу ли творить законы? Если же я буду это делать, то в первую очередь для того, чтобы улучшить жизнь всех детей и матерей.
Алексей Рабеко был прямолинеен:
– Нет, депутатом, пожалуй, быть не хочу. Но Дума мне понравилась. Красиво здесь!
…Во время отпуска Владимир Юрьевич поехал за город на целую неделю специально для того, чтобы готовиться к урокам. Обложась книгами, писал конспекты. Домашние, а, между прочим, Зорин является и многодетным отцом – у него четверо детей, только удивлялись: “Ну ты, пап, и даешь!” Владимир Юрьевич только посмеивался в ответ и брал в руки очередной том Ключевского и Карамзина. И все же – как успевает парламентарий Зорин и уроки проводить, и к началу заседаний успевать? Разгадка оказалась проста. Владимир Юрьевич продумал и это: попросил руководство школы ставить его уроки первыми в сетке расписания… И это, пожалуй, одна его депутатская “льгота”. Все остальное, как у других учителей…
Лариса КУДРЯВЦЕВА
Фото автора
На снимках:
Владимир Юрьевич ведет урок истории в 10-м “А”;
Когда собирается вся семья – это всегда праздник
Владимир Зорин не только политический деятель и преподаватель школы, но и автор книжек для детей, которые он выпускает под псевдонимом Юрий Володин.
Мы предлагаем вам фрагменты из его эссе “Сто советов, как быть счастливым”, вышедшего в книге “Необыкновенные приключения Юры Шилина в стране грубиянов”.
Дорогой друг!
Твое письмо обрадовало и огорчило меня. Обрадовало потому, что всегда приятно получить привет от друга юности, узнать, что он помнит о тебе, не безразличен к твоим успехам или неудачам в жизни и, видимо, в любой момент готов прийти на помощь… Мы давно с тобой не говорили откровенно, как бывало когда-то. Грустно и потому, что ты, мой друг юности, недоволен первым итогом своей жизни. Ты называешь меня счастливым человеком, баловнем судьбы, жалеешь, что не ко всем она одинаково относится. Ты спрашиваешь у меня, как воспитывать тебе детей, чтобы они не повторили твоих ошибок и достигли успеха и благополучия в жизни. Ты просишь меня открыть секрет того, что делает солдата генералом, менеджера – директором, инженера – министром.
Так вот, сразу и коротко ответить тебе на твои вопросы трудно, а еще труднее давать советы, как воспитывать детей. Однако было бы невежливо с моей стороны отсылать тебя к Макаренко, Сухомлинскому или к другим признанным авторитетам: ты и сам их читал. Поэтому попробую сначала попытаться обьяснить тебе, как я понимаю счастье…
Ты называешь меня счастливым человеком. Действительно, я имею интересную работу, полезен обществу, меня ждут дома. И дети в моей семье составляют большинство. Как говорится, по большому счету я не знаю, что такое голод, жажда. Война обошла мой дом. Я не знаю, что такое бедность и что такое богатство. Не счастье ли это?
Говорят, что счастье – это когда тебя понимают; счастье – когда твои возможности соответствуют желаниям; счастье – когда с радостью идешь из дома на работу, а с работы – домой; счастье – соучастие в добрых человеческих делах…
Понятие счастья употребляется иногда и в другом смысле слова: как психическое состояние. Не стоит путать эйфорическое чувство радости по поводу удовлетворения какого-либо желания с вечным, огромным и привлекательным понятием человеческого счастья.
Поэтому, если позволишь, я все-таки дам тебе советы, как быть счастливым в моем понимании. Они не являются моим изобретением. Просто я стараюсь всегда пользоваться ими в жизни. Заранее извиняюсь за непоследовательность и неотточенность стиля: нельзя стать вторым Ларошфуко, как нельзя дважды войти в одну реку.
* Не считай тех детей, что народил, а считай тех, что вывел в люди.
* Люди, как айсберги: нужно, чтобы надводная часть была меньше подводной. Иначе айсберг перевернется.
* Никогда не надо выкладываться без остатка в борьбе и работе: можно надорваться. Лучше “проиграть”, как Кутузов под Москвой, но сохранить силы, чем “выиграть”, как Пирр, и остаться ни с чем.
* Неисполнение желаний разрушает изнутри.
* Никогда не говори о чем-то: это велико или это мало! Всегда помни, откуда ты на это смотришь. Если плыть на лодке, то маленькое озеро покажется морем, а с самолета и Каспийское море будет озером.
* Сидя в машине, не смейся над пешеходом, а путешествуя пешком, не завидуй тем, кто едет в машине.
* Не учи своих и чужих детей вину, табаку, сквернословию и разврату, они это узнают сами. Но не делай вид, что ты об этом не слышал.
* Даже тем, кто живет на полюсе, не дано сверху вниз смотреть на земной шар.
* Делай все в свое время. Смешон человек, убеленный сединой, ухаживающий за молодыми девушками, но и юноша, просиживающий дни дома, достоин жалости.
* Многие говорят: выше головы не прыгнешь. Из этого не следует, что прыгать вообще не надо.
* Есть поговорка: встречают по одежке, а провожают по уму. Верно, но умный человек не допустит, чтобы именно с ним так случилось.
* Ремесло за плечами не висит и не давит, а сгодиться может всегда. Современный человек должен уметь обращаться с оружием, техникой, знать иностранный язык, играть в футбол.
* На великих людей лучше всего смотреть с расстояния. Находясь рядом, заметишь только лысину, больной зуб или дефект речи.
* Не уподобляйся Козьме Пруткову и не ищи на солнце пятна: это мудрости не прибавит.
* Не заглушай в мужчине мужских начал, а в женщине – женских. Противен не только мужчина, уподобляющийся женщине, но и женщина, подражающая мужчине.
* Кричать не надо, если даже говоришь со всем миром.
* Мужчина сильнее женщины, а женщина выносливее мужчины, только в этом и есть равенство.
* Лучше иметь вакант, чем пустое место.
* После ночи всегда бывает утро, но никто не запрещает тебе пользоваться электричеством.
* Если ты днем занавесил окна, это не значит, что настала ночь.
* Заставить молчать можно силой, но заставить не думать – ничем нельзя.
* Если хочешь, чтобы тебя цитировали, выступай первым.
* Цицерон говорил, что неуместно на пиру говорить о государственных делах, а в государственных местах говорить о женской красоте. Воистину так.
* Если человек действительно царь природы, то это не абсолютная монархия.
* Когда уходишь на минуту, скажи, сколько часов она продлится.
* Если на осла надеть седло, он скакуном не станет.
* Не будь шутом ни за какие деньги. Помни, что уважение и любовь не продаются и не покупаются.
* Никогда не жалуйся, что у тебя нет здоровья, денег или счастья: от этого ничего не прибавится, а уважение людей утратишь. И не кичись благополучием: его можно потерять в один миг.
* Ищи пример для подражания не только в прошлом, и в наши дни немало достойных людей.
* Доверяй учителям – иначе зачем у них учиться? Полагайся на врачей – иначе для чего тогда лечиться?
* Не сквернословь, но и не бойся крепкого выражения в нужный момент.
* Вредно не только много говорить среди людей, которые мудрее тебя, но и молчать среди тех, кто меньше знает, чем ты.
* Полезна только та правда, которая может помочь чему-то или кому-то стать лучше. Не говори слепому, что он не видит света, если ты не в силах открыть ему глаза. Но и не говори трусу, что он осторожен, а подлецу, что он хитер.
* Всегда имей в виду, что между мужчиной и женщиной не может быть просто дружбы: кто-то из них надеется на большее.
* Не бойся заимствовать у других умные мысли или идеи – это не плагиат. Кому сейчас интересно, что идею стихотворения: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” А.С.Пушкин взял у Державина, а тот просто перевел с латинского Горация?
Комментарии