search
main
0

Директора все дальше уходят от своих прямых обязанностей. Кому нужны эти приказы?

На одном из недавних совещаний руководитель нашего управления образования заметил, что «чем дольше мы (директора) работаем, тем все дальше и дальше уходим от своих прямых обязанностей: обучения и воспитания!». К сожалению, это становится рабочим девизом современного директора образовательного учреждения.

Как-то в конце декабря прошлого года я с огромным удовольствием собирался пройтись по школе с коллегами и оценить, какой класс лучше всего украсил свой кабинет к праздникам, какая рекреация самая нарядная; солидной стопочкой сложил на столе грамоты и благодарственные письма ученикам, коллегам, родителям за их достижения и помощь в 1-м полугодии, намереваясь их подписать; очень желал принять участие в подготовке номеров к новогоднему капустнику с коллегами; искренне намеревался подучить слова Деда Мороза к новогоднему утреннику в детском саду (он является структурным подразделением нашей школы). Я ежегодно выполняю почетную миссию – наряжаюсь в главного пожилого волшебника для детей и стараюсь дарить им радость, глядя в их чистые, доверчивые лица. Однако территориальное управление Роспотребнадзора решило иначе занять мой рабочий день. «В здании начальной школы отсутствуют рекреации» (это неудивительно: начальная школа расположена в здании детского сада). Так было написано в предписании по итогам проверки данного контролирующего органа, и соответственно штраф 30000 рублей на должностное лицо.И вот я сидел, перебирал в старом, советских времен, сейфе документы, готовился к суду с этой жизненно необходимой для каждого образовательного учреждения инстанцией. Надо было найти подтверждение, что это не я такое здание построил и не моя прихоть сделать из детского сада школу. В процессе поиска необходимых манускриптов на глаза мне попалась тетрадь приказов 1965 года (год основания школы), где за весь учебный год было 2 приказа: о начале учебного года и о его завершении… и ВСЕ!И так – по 2 приказа – было на протяжении нескольких лет! И все работало, учебный процесс шел – я разговаривал со свидетелями тех лет ради интереса, они подтвердили! Да, конечно, тогда детей меньше было – 90, сейчас 366, страна другая была, законы, порядки и т. д. и т. п. Но не так же, как сейчас! Ради интереса пообщался с директорами других школ, не только своего Ставропольского района, но и с Самарой, Тольятти связался, по другим регионам (Ленинградская область, Республика Дагестан, Ульяновская область, Республика Карелия, Краснодарский край, Пермский край) у знакомых поспрашивал. Итог таков: количество приказов за сентябрь 2014 года в среднестатистической школе от 10 до 52! И все работают, учебный процесс идет. Конечно, у многих есть секретари-делопроизводители, которые переносят из года в год тексты приказов, меняя лишь даты. И тем не менее каждый год обязательно какая-нибудь инновация в образовательный процесс стремится внедриться. Взял в руки свой фолиант с приказами, за сентябрь всего 32. Честно говоря, не все они в первый учебный месяц писались, многие вещи появились там значительно позже – в результате проверок различных инстанций. Приказы о тарификации, учебно-календарном графике, комплектовании – это понятно, а вот, например, «ответственный за антитеррористическую работу», «ответственный за антикоррупционную деятельность», «ответственный за профилактику ПДД», «ответственный за ЕОБД», «ответственный за пожарную безопасность», «ответственный за электробезопасность»… Такое ощущение, что я работаю не в школе, а на секретном стратегическом полигоне, полном опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью населения Земли. У меня такое чувство, что контролирующие органы думают, что должностной инструкции учителя не существует, и они решили свой функционал подарить! А мы не жадные, мы и своим поделиться можем. Предлагаю так: сделать ответственными за преподавание химии специалистов Роспотребнадзора, физики – Ростехнадзора, технологии – Госпожнадзора (они в своих предписаниях постоянно стремятся конструктивные изменения в планировку здания внести), за ОБЖ будут ответственными сотрудники ГИБДД, обществознание – специалисты центра семьи, материнства и детства, математику – налоговая, само собой, специалисты Рособрнадзора возьмут на себя функции завуча, а работники прокуратуры станут во главе этой идеальной образовательной организации, взяв на себя функционал директора… Простите, отвлекся!Зачем директор создает такое огромное количество приказов? Кому они нужны? Директору? Педагогам? Ученикам? Родителям? Нет, друзья мои, большая часть приказов нужна… (барабанная дробь) КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНАМ! Вот на кого и для кого мы работаем в первую очередь!Отдельным эшелоном идут приказы о дисциплинарном взыскании в соответствии с предписаниями прокуратуры. Наказать заведующую детским садом за отсутствие на дверях знака «курение запрещено», заместителя директора по воспитательной работе – за то, что не предоставил полный пакет документов по антикоррупционной деятельности, завхоза (по совместительству библиотекарю) – за отсутствие в школе пандусов, заместителя директора по учебно-воспитательной работе – за отсутствие стрелкового тира. Понятно теперь, кто и чем должен заниматься?! А вы тут: «программа развития», «подготовка к ГИА», «обеспечение учебниками» – это подождет! Главное – это пандус в школе и тир! В школе, в которой нет стандартного спортивного зала даже, главное, чтобы был стрелковый тир и пандус! У нас в школе нет детей и работников, у которых есть необходимость в пандусе. Были бы, сразу бы сами сделали, а так…К извечно русским вопросам «Кто виноват?» и «Что делать?» добавляется еще один – «Зачем?».Однажды я был на стажировке в Германии. У директора одной из тамошних школ спросил, глядя на отделанный деревянными панелями этаж: «Вас специалисты пожарной охраны проверками не замучили?» «А что не так?» – с искренним удивлением спросил немецкий коллега. «Хорошо, – говорю, – какие-либо контролирующие органы вас часто навещают? Ну, готовность к новому учебному году – ремонт ваш проверить? Бытовые условия? Качество пищи?» «При чем здесь я и ремонт?» – еще раз удивился представитель страны Евросоюза. «Здание на балансе муниципалитета. Они пусть сами и ремонтируют, сами и проверяют. Столовая у нас в основном салаты готовит, а горячие блюда на откуп родителям. Это их дело, чем ребенок питаться будет. Да и вообще контролируют нас 1-2 раза в год. Ну и мы – администрация – у учителей документацию пару раз в год проверяем. А зачем влезать в учебный процесс, если все хорошо идет?» – завершает риторическим вопросом свой монолог коллега. Я встряхнул головой, отогнал воспоминания, продолжил наводить порядок в сейфе и готовиться к суду.И все-таки, возвращаясь к вопросу «Зачем?». Для себя я уже ответил, а что по этому поводу думаете вы? И еще. Путешествуя по России и миру, знакомясь с огромным количеством интересных, ярких, необычных, добротных школ, гимназий, колледжей, я всегда хотел вернуться именно в то место, которое устав гордо величает «ГБОУ СОШ села Тимофеевка», а мы сами ласково зовем «драм-сарайчик»! Именно в эту школу, потому что она такая одна – уникальная! А еще она НАША – родная, вместе с родным управлением, министерством, Рособрнадзором, Госпожнадзором, полицией, ФСБ, прокуратурой, Роспотребнадзором и иными надзорными, контролирующими и никогда не дающими расслабиться органами. Ну, это так, лирическое отступление, на котором разрешите и закончить.​Денис БОРЗАКОВ, директор ГБОУ СОШ с.Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте