Накануне серьезная подготовка, тренинги и всевозможные испытания. И напутствие Матвея Шпаро, директора «Лаборатории путешествий», молодежи: «Хотите научиться принимать решения, отправляйтесь в поход». Но ребята на сей раз идут в поход не только с опытными инструкторами, а еще и с руководителями своих образовательных организаций, которым, для того чтобы заслужить право на это приключение, тоже пришлось пройти весьма строгий конкурсный отбор.
– Путешествие, если оно правильно спроектировано и выстроено, – убежден кавалер ордена Мужества, дважды рекордсмен Книги рекордов Гиннесса профессиональный путешественник Матвей Шпаро, – учит принимать собственное решение. Ребенку каждый день приходится принимать много самостоятельных решений – встать раньше или поспать подольше, в какую сторону идти, что приготовить на завтрак, обед или ужин… А еще путешествие помогает развитию социальных компетенций. В 2000 году мы с отцом, известным путешественником и автором многих книг Дмитрием Шпаро, почти одновременно пришли к мысли, что один из лучших способов воспитания подрастающего поколения – это воспитание его через активные путешествия. Именно тогда был создан наш первый лагерь. Одной из его главных задач стало показать детям, что во время путешествий можно приобрести бесценный опыт, который потом в жизни очень пригодится.28 августа Матвей Шпаро опубликовал в Фейсбуке предложение организовать поход, в который вместе с детьми и опытными инструкторами из «Лаборатории путешествий» отправился бы и директор школы. И примерно в течение трех часов получил 35 заявок от руководителей столичных школ, которые готовы были хоть завтра отправиться со своими учениками в поход.- Эта идея, – рассказывает Матвей Шпаро, – возникла пару лет назад благодаря моему хорошему товарищу – директору школы №444 Павлу Северинцу. Как правило, школа, формируя группу для участия в наших проектах, отправляет вместе с детьми своего сопровождающего – вожатого, социального педагога или классного руководителя. А тут с детьми отправился сам директор Павел Северинец. И тогда возникла мысль: а что, если посмотреть на поход как на тренинг управленческих компетенций? Я обсудил идею со знакомыми директорами московских школ, и они в один голос сказали: «Да, это правильно, мы ведь руководим большими учреждениями, каждый день сталкиваемся с необходимостью принимать решения, брать ответственность, решать проблемы и находить выход из сложных положений, и настоящий поход – будто прообраз всего этого». Итак, мы решили выстроить следующую конструкцию: директор формирует в своей школе группу из 10 человек и во время путешествия, выступая в качестве старшего наставника, передает свои управленческие навыки каждому из членов команды. Разумеется, с этой группой будут два инструктора из «Лаборатории путешествий», которые отвечают за маршрут и безопасность. Путешествие проектируется так, чтобы каждый походный день был словно однодневный поход. Каждый день назначается новый руководитель из детей, он выбирает маршрут до следующей стоянки, распределяет груз между девочками и мальчиками, назначает дежурных, отвечает за сбор и установку лагеря, приготовление пищи, и еще на нем множество других вещей. А вечером его действия обсуждают на общем сборе – «свечке»: правильно ли он все делал, какие совершил ошибки. Главная роль на этом вечернем обсуждении отводится старшему наставнику – директору школы, который и должен поделиться с сегодняшним руководителем похода своим управленческим опытом. На следующий день назначается новый юный начальник.Все группы проекта «#директорВпоход» начали свой маршрут из базового лагеря «Большое Приключение», в котором созданы специальные условия для обеспечения безопасности походов: есть разработанные маршруты, маршрутно-квалификационная комиссия, в которую входят высококлассные специалисты, в случае чрезвычайных происшествий готовые прийти на помощь.- Такое путешествие, – считает Шпаро, – поможет руководителям школ поднять свой престиж в глазах учеников и родителей, получить бесценный опыт, а главное – задать дополнительный правильный вектор развитию всей образовательной организации.
Комментарии