В последний день лета на форуме «Город образования» на ВДНХ, как и во все дни работы, кипела жизнь: обсуждения, презентации, мастер-классы, лекции, круглые столы. Одним же из центральных событий стала дискуссия «Без галстуков» с директорами известных московских школ.
Дискуссия, модератором которой выступила главный редактор образовательного портала «Мел» Надежда Папудогло, была разделена на 3 части по темам: выбор родителями школы, воспитание детей и кто за него отвечает, домашняя работа и самостоятельность детей. В обсуждении этих спорных вопросов приняли участие директора «продвинутых» школ — Виктор Донской, Александр Сурков, Ирина Жданова, Александр Ездов, Павел Северинец и Илья Новокрещенов. В качестве одной из привлекательных черт нового типа школы назвали социокультурную составляющую: в ней хорошо должно быть всей семье, в современном мире школа становится местом, где учится вся семья. «Утром я вижу ребят, пришедших учиться, днем, после занятий — их на кружках и в студиях, а вечером — родителей и бабушек-дедушек, которые у нас занимаются языками и другими интересными для них вещами, – поделился своим опытом директор школы №1576 Александр Сурков. – И сейчас, мне кажется, такое происходит почти во всякой хорошей школе». Еще больше оживления у аудитории, в которой собралось немало школьников, вызвало обсуждение темы домашней работы. Как выяснилось из их мини-выступлений и вопросов, «домашка» за 11 лет в школе набила им оскомину и вызывает в основном негативные чувства и недоумение. «Я не понимаю, зачем задавать домашку и не проверять её», «Зачем её вообще задавать, когда она делается с помощью интернета или родителей», «Зачем задавать творческое домашнее задание, чтобы потом всем поставить пять» – вот лишь некоторые из прозвучавших вопросов от школьников. У директоров оказалось свое, удивившее молодую публику мнение. Так, директор школы №1560 Ирина Жданова считает, что домашнее задание вовсе не должно быть обязательным инструментом проверки знаний, учитель должен понять, зачем он его задает, и прежде всего мотивировать детей — придумывать такие задания, чтобы их было интересно выполнять (например, в виде прохождения одного из уровней квеста, без которого невозможно продвинуться дальше), так, чтобы дети горели и ждали урока, чтобы показать, что сделали. Кстати, задания на лето она не считает чем-то ужасным. «Важно, чтобы во время учебы не создавалась атмосфера, что дети занимаются чем-то трудным и тяжким, от которого нужно отдыхать, – заметила Жданова. – У них должна быть мотивация все время чему-то учиться, узнавать что-то новое».
А директор школы №2031 Виктор Донской вообще был радикален в отношении к домашней работе и признался, что еще учеником не видел смысла в решении однотипных задач, которые давно понял. «\”Домашка\” часто становится инструментом контроля, власти в руках учителя, выполняя то роль кнута, то пряника, когда нужно повысить средний балл ученику, – резюмировал он реплики старшеклассников. – Поэтому, может быть, стоит лишить учителей этого инструмента. У нас в школе домашней работы просто нет». Но тем не менее, совсем отказываться от нее не стоит, уточнил директор. Если задание творческое и преследует определенную образовательную, воспитательную или развивающую цель, то почему бы его не задать? В общем, дискуссия дала много поводов для размышлений и вопросов, которые каждый должен решить для себя сам. Фото автора
Комментарии