Учителя и другие работники государственных и муниципальных образовательных учреждений должны получать заработную плату за свою работу. Но при этом должны выполняться определенные требования трудового законодательства. Однако на практике мы видим многочисленные нарушения таких требований, на которые, к сожалению, официальные профсоюзы не обращают внимания. В данной статье мы рассмотрим, как теоретически должен оплачиваться труд педагога и какие нарушения появляются на практике.
Единые рекомендации – основа системы оплаты трудаВ соответствии со ст. 135 ТК РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы ежегодно принимаются Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Именно в них содержатся контуры системы оплаты труда, которая должна применяться в образовательных учреждениях. Ее основные параметры:- установление фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп);- определение фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) по занимаемой работником должности;- применение видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера.Единые рекомендации обязаны учитывать Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.Сами же системы оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом Единых рекомендаций.Подушевая система оплаты трудаК сожалению, во многих регионах чиновники откровенно игнорируют Единые рекомендации как при определении систем оплаты труда, так и при определении объемов финансирования образовательных учреждений. Модельные методики, направляемые Минобрнауки, всегда входили в противоречие с ежегодно принимаемыми Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. При этом еще в 2012 году в Единых рекомендациях было прямо написано о незаконности принятия системы оплаты труда, рекомендованной Минобрнауки России.Речь идет о подушевой системе оплаты труда. Применение системы оплаты труда учителей с ученико-часами было прямо запрещено, так как фиксированные размеры оплаты труда педагогических работников не могут устанавливаться в зависимости от количества обучающихся (воспитанников) в классе (группе), сложности и значимости преподаваемого учебного предмета (дисциплины), стоимости бюджетной образовательной услуги (ученико-часа, дето-часа). В соответствии с трудовым законодательством одним из обязательных условий трудового договора, заключаемого с педагогическим работником, являются условия оплаты его труда, в том числе размер его должностного оклада или ставки заработной платы, являющийся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.Под фиксированными размерами оплаты труда педагогических работников, для которых в соответствии с законодательством РФ предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, следует понимать размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям педагогических работников за норму часов преподавательской работы (нормируемая часть педагогической работы), составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю.В Москве в порядке эксперимента была введена подушевая оплата труда учителей. Однако сегодня постановление правительства Москвы, рекомендовавшее школам использовать данную систему, в части таких рекомендаций уже отменено. Интересно, что в постановлении говорилось о том, что правительство Москвы пошло навстречу просьбам учреждений, якобы жаждавшим перейти на такую систему оплаты труда, и разрешило им «в порядке эксперимента» ее ввести.Нарушения при использовании ПКГПри разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе устанавливать по должностям работников, входящих в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы (ПКГ), различные размеры повышающих коэффициентов к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы.На практике же власти в регионах, устанавливая оклады по ПКГ, стремятся выполнить указ Президента РФ о повышении заработной платы отдельным категориям педагогических работников, не повышая заработной платы другим работникам.В результате, например, в Нижегородской области введены минимальные оклады по ПКГ со «звездочкой» и без «звездочки». Увеличение должностных окладов производится лишь по определенному списку должностей, входящих в одну и ту же ПКГ, что также грубо нарушает Единые рекомендации и как следствие нарушает права всех педагогов, не попавших в «звездный список».Средняя зарплата учителя и обещания Президента РФУказ Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» требовал доведения еще в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. Имелась в виду именно средняя, а не медианная зарплата. То есть у большинства учителей может не быть такой зарплаты, однако все регионы обязали отчитаться о средней зарплате, соответствующей этому указу. Иное, как показывает практика, рассматривается в качестве нарушения законодательства.Например, в результате прокурорской проверки было установлено, что средняя заработная плата педагогических работников школы значительно ниже средней зарплаты педагогов по Челябинской области. На основании постановления прокурора директор школы привлечен к ответственности по части 1 статьи 5.27 (нарушение законодательства о труде) КоАП РФ и оштрафован на 3 тысячи рублей.Обоснование привлечения к ответственности сшибает с ног (цитируется дословно с сохранением орфографии сообщения): «Указом Президента РФ установлено, что средняя заработная плата педагогических работников школ должна быть доведена до средней по региону. Такая зарплата должна быть максимально достижима для каждого конкретного работника в рамках отдельно взятого образовательного учреждения. Несоответствие уровня оплаты труда педагогов Верхнеуфалейской школы №12 обещаниями президента, несмотря на то, что они достигали необходимых показателей качества труда, нарушает трудовые права работников».Так что теперь получается, что чиновники не несут никакой ответственности за выполнение принятых в соответствии с трудовым законодательством Единых рекомендаций и обеспечение должного уровня финансирования школ, однако директора школ несут ответственность за невыполнение обещаний Президента РФ. Практическая реализация принципа: кто начальник, тот и прав.Анатолий ВИФЛЕЕМСКИЙ, доктор экономических наук
Комментарии