Об Омской областной станции юных техников «УГ» уже писала (см. «УГ» № 3 от 22 января 2008 года). Ее замечательный директор хорошо известен не только своими педагогическими талантами, но и борьбой за то, чтобы у юных техников наконец-то появилось новое здание.
В первые за семь лет существования Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» его абсолютным победителем был назван омич. Причем состязание было как никогда острым – в нем приняли участие 250 человек из 49 регионов России. В номинации «Дополнительное образование» первым в России стал Александр КУРНЕВ, директор Омской областной станции юных техников.
Никто в Омске особенно и не удивился. Во всяком случае те, кто хоть немного знаком с работой Омской областной станции юных техников. А это, пожалуй, что и половина области. СЮТ нынче исполняется 50 лет, 34 из которых ею руководит Курнев, обладатель медали «За трудовую доблесть», ордена Дружбы народов, значка «Отличник народного просвещения». А уж после того, как Татьяна Кононова, замдиректора станции, вместе с методистом Еленой Киселевой, обе отличницы-выпускницы педагогического университета, договорившись с «Детским миром», самолично наклеили на подготовленные к продаже коробки с конструктором приглашения посетить ОСЮТ, тех, кто про нее не слышал, и вовсе не осталось. Зачем, спрашивается, они это делали при полной поддержке директора, ведь станция не страдает недостатком желающих заниматься в кружках? А затем, что хотели донести информацию до «целевой аудитории» – вдруг собирателя «Лего» ждет гораздо большее будущее, чем возня с пластмассовыми детальками?
Судя по тому, что около 70 процентов ребятишек, занимающихся на станции, делают детское увлечение профессией, вузы принимают их не просто с удовольствием, многих начинают «сватать» не дожидаясь совершеннолетия, – СЮТ можно смело назвать кузницей лучших технических специалистов региона. Собственно, кадры на станции не готовят и дипломов никаких не выдают. Разве что права на вождение экспериментальных автомобилей, которые собирают своими руками мальчишки под руководством педагогов, да и те действительны лишь на территории СЮТ. Курнев считает, что каждый должен заниматься своим делом и нельзя превращать учреждение дополнительного образования в профессиональное училище или межшкольный производственный комбинат. Потому что это совершенно разные вещи и разные педагогические подходы. Одно дело, когда дети бегут в кружок с искренним желанием, и совсем другое, если идут на занятия только потому, что где-то надо учиться. А вот человеческую подготовку ребята здесь проходят сильную – станция меняет их характеры, а значит, судьбы.
– Я вижу, как меняются пацаны, которые в школе доводили учителей до белого каления. Тут они становятся спокойными, уверенными – потому что знают, чего хотят. Даже если хотят несбыточного. Но мы для того и существуем, чтобы помогать ребенку претворять мечты в жизнь. Я, честно говоря, радуюсь, что у нас, педагогов дополнительного образования, нет стандартных программ и никто еще не додумался внедрять госстандарты. Представьте, что было бы. Приходит пацан и говорит: хочу сконструировать амфибию. А мы ему – нет, мальчик, придется тебе клеить самолетики, потому что так по программе полагается. Конечно, ему и так придется сначала клеить совсем не то, что хочется, но только для того, чтобы приблизиться к мечте – получить нужные для этого знания и умения. Даже если идеи ребенка кажутся совершенно невыполнимыми, мы все равно постараемся помочь ему их выполнить – по крайней мере, насколько можно. Если мальчишка пришел к нам, он должен реализоваться. Может быть, конечно, в конце концов выяснится, что на самом деле тяга у него не к моделированию, а к фотоделу, к примеру. Но это наша задача – выявить способности, заинтересовать, увлечь.
Пожалуй, нет науки сложнее, чем понимать детей. Не самые примерные мальчишки, которые приходят на станцию юных техников, нуждаются в дружеских руках и скупых похвалах учителя – так похожего на отца, которого и не видел-то, может, никогда. И еще – в умении сильного взрослого человека слушать и молчать. Не давить авторитетом, не лезть с советами, не раскрывать чужих секретов. Понимать, не осуждая, и принимать, не одобряя. Курнев, ракетостроитель по первому высшему образованию, это умеет. Может быть, потому, что, уже в 10-м классе став руководителем автомодельного кружка, в душе он остался тем же мальчишкой, руки которого скучают по деталям, а мозг по-прежнему рождает идеи, которые «нормальным» взрослым кажутся несбыточными? Услышал однажды где-то про радиоавтомобиль и загорелся. Нашли чуть ли не под забором кузов автобуса – ржавый, но с документами. Мастерили, творили всей станцией. Теперь без радиоавтобуса СЮТ не обходится ни одно областное мероприятие. И в снег, и в дождь, в любом месте региона чудо техники может вещать сколь угодно долго. Александр Семенович и коллег с их фантастическими замыслами всегда поддерживает. Радиоконструктор Герман Павин задумал построить вместе с ребятишками автолет – машину, которая бы парила над землей. С мотоциклетным мотором, потому что на другие денег не нашлось. Увы, не взлетел! Но и конструкторские неудачи, по мнению Курнева, полезны – сколько в ходе их создания было обкатано мальчишками технических мыслей! А многие другие такие же несусветные изобретения станции живут и здравствуют. Трициклы и болотоход, собранные в лаборатории экспериментального конструирования, бороздят не только пыль, но водную гладь Иртыша; карты, сооруженные из бензопил «Дружба», носятся по автотрассе; а старые, скупленные по дешевке «запорожцы», превращенные в гоночные авто, участвуют во всех серьезных заездах, организованных известным автогонщиком, заместителем председателя областного РОСТО-ДОСААФ Александром Фабрициусом.
– Может, и есть какой-то плюс в наших маленьких зарплатах, – грустно шутит Александр Семенович, – по крайней мере, случайные люди у нас не задерживаются.
В коллективе Курнева все творцы. А главный критерий, по которому он оценивает педагогов, – оценка, которую им ставят ребята. Детская любовь – дело, конечно, тонкое, но если мальчишки и девчонки не приходят на занятия к преподавателю, значит, тот им неинтересен и на станции ему делать нечего.
Ребята, оказавшись в среде СЮТ, начинают понимать, что успех в их собственных руках. И в сердцах. А среда тут в самом деле особая. Отношения между педагогами и воспитанниками, совершенно не подразумевая фамильярности, больше напоминают братство. Честь – своя и станции – для них превыше всего. Кстати, кабинеты на СЮТ, начиненные станками, моделями, инструментами, редко закрываются на ключ. Александр Семенович не считает возможным не доверять ребятам. И ведь ни разу за 34 года руководства не подвела его вера в своих пацанов! Может быть, поэтому воспитанники спустя годы бросаются к нему на помощь по первому зову. Точнее, просит он обычно для других. Когда к Курневу обратился окружной профсоюз работников образования найти желающих сдать кровь для заслуженной учительницы России Галины Ивановны Яковлевой, доноров на СЮТ обнаружилось значительно больше 100 процентов! Потому что собрался не только весь коллектив, но и выпускники разных лет. Судомоделист Шамиль Баутов, в прошлом году получивший президентскую премию для талантливой молодежи, а ныне ставший студентом Омской академии милиции, организовал на благое дело весь свой курс. Он никогда не видел человека, которого спасал, как, впрочем, и никто из педагогов станции, но его попросил Александр Семенович! Александр Семенович плохого не посоветует.
Впрочем, Александр Семенович умеет договариваться с совершенно разными людьми. Вроде бы не оратор – больше молчит, а если говорит – то исключительно про станцию и ее людей. Ну еще про дочек и внучку, которые, впрочем, тоже в некотором роде часть станции, потому что выросли здесь, а младшая Елена и работать пришла после педуниверситета, между прочим, блестяще оконченного. А моя пятилетняя дочь потрясла тем, что, обычно крайне недоверчивая к посторонним «дядям», без слов вложила ладошку в протянутую руку Александра Семеновича и с энтузиазмом пошла осматривать станцию юных техников, даже не оглянувшись на маму. До сих пор спрашивает, когда мы снова поедем в сказочный замок, где так много интересных штук и красивых картин – стены СЮТ увешаны работами ребят из фотостудии. Областная станция юных техников действительно напоминает старинный замок, поскольку расположена в здании бывшей женской гимназии, которому уже больше века. До конца восьмидесятых СЮТ находилась в еще более старом особнячке, да еще и маленьком. Спать ночами Александр Семенович не мог – ветхие деревянные стены начинены электропроводкой, в кабинетах – краски, лаки… А тут как раз стали расформировывать межшкольный производственный комбинат, который располагался в бывшей женской гимназии. Уже было готово решение горисполкома передать его частной школе. Оставалось только рассмотреть его на коллегии облоно, где присутствовал Курнев. Он счел это кощунством – очищать комбинат собирались от всей техники и станков, которые пригодились бы СЮТ, ютившейся в развалюхе. Речь обычно сдержанного директора станции произвела такое впечатление, что решение было пересмотрено. После этого спать стало и вовсе некогда. «Замок» открыл новые возможности. Организовали кружок начального технического моделирования для малышей – до этого в кружки принимали пятиклассников. Больше сил стали вкладывать в картинг – ведь расширилась мастерская и появилась спортивная площадка, хотя и небольшая. Да и другие кружки оказались не в обиде – старые станки подладили, и они служат до сих пор. Курневу удалось многое из того, что казалось нереальным. Притом что финансирование дополнительного образования в постперестроечные годы практически прекратилось и до сих пор оставляет желать много лучшего, Омская областная станция юных техников стала одной из первых федеральных экспериментальных площадок дополнительного образования Министерства образования России и базовым учреждением дополнительного образования детей по Сибирскому федеральному округу. Нехватка денег не помешала сохранить традиции – ежегодно собирать область на «пионерские» регату и автогонки, организовывать всероссийские соревнования. С помощью Омского обкома профсоюза работников образования с 1992 года удалось организовать во время летних каникул ежегодные областные слеты юных техников на базе оздоровительного лагеря – в то время, когда лагеря рассыпались, растаскивались. И уже шестнадцать лет сюда слетаются более 200 кружковцев из разных детских учреждений Омской области. Причем не только талантливые и успешные, но и «педагогически запущенные». Потому что они как раз и есть «главные герои» СЮТ. Курнев и его коллеги очень гордятся тем, что за 16 лет – и каких! – ни один областной слет юных техников не сорвался. Несмотря на сопротивление деятелей от бизнеса, пытающихся прибрать к рукам здания заводских детских технических клубов, Курнев, заручившись поддержкой областного управления образования, решился взять их под опеку станции – мальчишек, оставшихся в буквальном смысле слова на улице, было жалко. Было не так просто – пришлось дойти до губернатора.
Собственно, Александр Семенович уже много лет занимается воплощением в жизнь своих фантастических замыслов – ради того, чтобы исполнялись мечты детей. И благодаря собственному упорству, которое он почему-то называет занудством. Думаю, он сумеет реализовать и свою главную мечту. Человек, всю свою жизнь служащий детям, думает о том, что 1600 пацанов с «золотыми руками» – маловато для миллионного города. 60 процентов потенциальных умельцев-технарей остаются болтаться на улицах и в конце концов применяют свои таланты не в самых полезных сферах. В том числе и в криминальной. А старинное здание СЮТ – памятник архитектуры позапрошлого века – не вмещает всех желающих заниматься. Совершенно бесплатно, потому что Курнев категорически против коммерциализации дополнительного образования. Педагоги зарабатывают для станции своими руками – сдают в аренду тот же радиоавтобус, собранный из металлолома, оказывают транспортные и ремонтные услуги, на что у СЮТ есть лицензии. Александр Семенович Курнев надеется, что будет наконец реализован проект новой станции, разработанный еще перед перестройкой, – с бассейнами для судомоделистов, с кортами для автогонщиков, со стадионом и зимним садом. Недавно специалисты по его просьбе пересчитали стоимость старого проекта. Нужно около 160 миллионов рублей. Не так и много, учитывая, что эти пацаны отдадут сторицей – именно они пойдут служить в армию, уже имея специальность, именно они станут мастерами своего дела, выбрав призвание еще в детстве.
Комментарии